Юродивую Любовь Рязанскую при жизни почитали святой. Она помогала ближним, предсказывала будущее, приводила ко Господу. Любушка преставилась сто лет назад - 21 февраля 1920 года. А в 1987 году её причислили к Собору Рязанских святых. Есть много свидетельств о помощи святой по молитвам к ней. Мы публикуем (в сокращении) книгу о блаженной Любови рязанского писателя и журналиста Игоря Евсина.
Глава 1. МИР УМУДРЯЮТ НЕМУДРЫЕ МИРА.
Сердце за печкой – душа в небесах
«Наша Любушка», «Наша помощница», «Любушка - Божья голубушка» - так сердечно, по-простому называют рязанцы святую блаженную Любовь. И на прижизненной фотографии она выглядит девицей-голубицей. Проста и наивна, похожа на благочестивую крестьянку. Однако происхождения Любушка (Любовь Семеновна Сухановская) была не совсем простого. Ее отец Семен Иванович относился к мещанскому сословию, которое было всего лишь рангом ниже купеческого. Дети мещан, как правило, знали грамоту и могли поступить на государственную службу либо завести свое торговое дело. Ко времени рождения Любушки мещанин Семен Сухановский с супругой Марией Ивановной жил в Рязани, хотя причислен был к уездному городу Пронску.
Блаженная Любушка родилась 28 августа (10 сентября по новому стилю) 1852 года. К этому времени у Сухановских уже было двое сыновей: Василий и Григорий (умер в 1855 г.). Через три с половиной года в семье родилась еще одна девочка. Младшую Любушкину сестренку назвали Ольгой. Любушку крестили в Никольской церкви через два дня после рождения — 30 августа. Таинство крещения свершил отец знаменитого ученого Ивана Петровича Павлова священник Петр Дмитриевич Павлов. Он был настоятелем Никольской церкви, которую из-за того, что ее главный купол до реконструкции 1904 года возносился выше колокольни, называли в народе Николой-Долгошеей или Николой Высоким. Славилась Рязань интересными народными прозваниями церквей в честь Николая Угодника: Никола-Мокрый, Никола-Звонный, Никола-Ямской, Никола-Дворянский, Никола Долгошей. Названия эти не были уничижительными. Просто в то время наш народ почитал святителя Николая, как самого близкого для него святого. В народном понимании он был «свойский» праведник, к которому можно обращаться по-простому. Храмов в честь него на Руси было больше всего и называли их в народе также по-простому, по-народному.
Заступленья и помощи искали у Николая Угодника и Сухановские, которые в то время жили в пятом квартале улицы Астраханской, недалеко от церкви в честь святителя Николая. И крещение Любушки в ней было промыслительным, ведь именно этот святой стал для нее спасителем от неизлечимого недуга. Дело в том, что Любушка с раннего детства не могла ходить. По весне во дворе распускались цветочки, а по осени с деревьев падали золотые листья. Но Любушка своим недугом была прикована к постели и не могла ни пройтись летом по травке, ни побродить зимой по снежку. Единственным утешением для нее было молитвенное общение с Николаем Угодником. Его икона висела прямо над Любушкиной кроваткой. И она часто разговаривала с ним, как с живым, рассказывала о своей болезни, просила исцеления.
Но исцеления все не было и не было… Казалось бы, Любушка должна была разувериться в помощи Божией, разочароваться, впасть в отчаяние и сказать матери, как многие несчастные говорят: «Зачем ты меня только родила!» Но девочка смирилась со своей участью. Ни в чем не упрекала маму и не завидовала тем, кто мог побегать, попрыгать, потанцевать. Своим чистым детским сердечком Любушка поняла, что недуг был дан ей от Бога, как испытание. Потому смирилась с тем, что не могла ходить. И продолжала молиться Господу, Его Матери и святым, особенно Николаю Угоднику. Так девочка Люба следовала евангельским словам: «Ищите и найдете. Стучите, и откроется вам». Пятнадцать лет искала Любушка выздоровления и нашла его, просила-стучалась своей молитвой к святителю Николаю, и он вышел ей навстречу.
Святитель
Николай явился Любе, когда никого не было дома. А явившись, утешил. Но не сказал:
«Вот, я исцелил тебя, и теперь можешь, как и все девочки, прыгать, веселиться, танцевать». Нет, Николай Угодник наказал Любушке принять
на себя вид глупой девочки, стать юродивой.
А ей тогда всего пятнадцать годочков было! И разве не хотелось девочке-отроковице поразмять свои ножки, побегать, попрыгать? Но она кротко согласилась стать юродивой. Словно сказала святителю Николаю евангельскими словами Девы Марии: «Да будет мне по слову твоему». И сразу свершилось чудо! Любушка встала с кроватки и прошлась по дому. В это время пришла ее мама и не поверила своим глазам.
- Любушка, доченька, ты ли это? - воскликнула Мария Ивановна.
- Я это мамочка, я! – ответила сияющая от счастья Люба.
- Но как же ты смогла встать на ноги и ходить?
- Николай Угодник помог. Я все время молилась ему, и вот он мне явился и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я и встала на ноги, а он сделался невидимым, исчез куда-то…
Мария Ивановна была и ошеломлена, и обрадована и… опечалена. Как же так? Ее доченька должна принять на себя вид глупой девочки? Юродствовать пред всем народом? Что было делать матери? И тогда Мария Ивановна решила пойти к священнику приходской церкви, посоветоваться. Пришла и говорит:
- Батюшка, в нашем доме чудо совершилось. Дочке моей Николай Угодник явился и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй».
- И что? Встала она?
- Встала и даже ходит. Только юродствовать-то ей зачем?
- Нет, Мария Ивановна, не удерживай дочь, пусть идет и юродствует. Сказано в Писании «от Господа стопы человеку направляются».
Мария Ивановна приняла слова Писания близко к сердцу, успокоилась и благословила свою дочь.
Юродство Христа ради — это особый христианский подвиг. Ведь юродивые добровольно должны отказаться от общепринятого образа жизни. Принять на себя вид человека, лишенного здравого ума. Для прохождения такого подвига нужны смирение, терпение и самоотвержение. Смирение и терпение Любушка приобрела еще с детства. И на самоотвержение решилась. Согласилась стать юродивой, отказаться от земных утех, претерпевать голод, холод, нищету. Ведь только испытав на себе житейские невзгоды, юродивые могут по-настоящему понять, полюбить и утешить несчастных и гонимых людей. Но вскоре Любушка поняла, что еще не готова к юродству. Стала ходить по разным церквям Рязани, присматриваться к народной жизни, а главное – молиться о вразумлении. В молитвах она спрашивала Бога, как ей быть, как подготовиться к юродству. Особенно часто бывала Любушка в Казанском женском монастыре. Там она подолгу жила у некоторых сестер и сблизилась с игуменией Екатериной – умной, образованной и благородной женщиной, дворянкой по происхождению. Матушка Екатерина часто беседовала с Любушкой, рассказывала ей о значении подвига юродства Христа ради, укрепляла в решимости взять на себя этот подвиг.
В Казанской обители под сенью церковных сводов, в таинственном полумраке мерцающих лампад глядели на Любу светлые лики Угодников Божиих и тогда вспоминался ей наказ святителя Николая:
Встань с постели, Любушка,
Юродствуя ходи.
Люди ждут, голубушка,
Твоей святой любви.
Но Любушке стало казаться, что прежде чем взять на себя подвиг юродства, надо сначала испытать себя. Приуготовиться. Но как? Не могла Люба разрешить этот вопрос. И тогда Господь вложил в ее сердце желание уйти в затвор.
Однажды, прибыв из монастыря, Любушка сказала об этом желании своей матери.
- А как же юродство? – спросила Мария Ивановна.
– Не готова я к юродству. Когда молилась в разных церквях, а особенно в монастыре, в Казанском соборе, мне словно внушал кто-то – испытай себя. В молитвах я и поняла, что рано мне ходить по городу и юродствовать. Надо еще дома посидеть, как в затворе. Приуготовиться.
И вновь Мария пошла за советом к священнику. Он её выслушал и сказал:
– Не может человек сам по себе на затвор решиться. Опять в этом воля Божья проявляется.
Мария Ивановна согласилась с батюшкой. Так по священническому и материнскому благословению Любушка приняла на себя подвиг затвора. Да не простого затвора, а самого сурового. Она заключила себя в простенок между печью и находилась там, словно столпник, поскольку простенок этот составлял не более двух квадратных метров. Пребывать 3 года в таком затворе можно только благодаря силе Божией благодати, которая несомненно укрепляла Любовь Сухановскую.
Но пройдя подвиг затвора, она обрела необходимую для юродства силу воли и ангельскую возвышенность души, ведь в крошечном простенке Любушка постоянно обращалась к горнему миру, к Богу и его святым Угодникам. Как она молилась, что в это время видела и слышала? Все это ведомо только Господу.
Место для солдат
Прошло время... Любушка, пробыв в затворе три года, вышла из него. На это она, несомненно, имела указание свыше. Затворники только по воле Божией оставляли свое уединение и шли служить людям. Шли с евангельской любовью к ближним, ведь главное в подвиге юродства — это любовь, которая помогает претерпевать обиды, смирять гнев благодушием, отвращать от греха добрым словом и молитвой.
Кроме того, вместе с принятием личины глупого человека, юродивый должен иметь и великую мудрость, чтобы свое бесславие обращать во славу Божию. Он должен в своих, с точки зрения общества, «ненормальных» поступках не допускать ничего греховного, а в обличении греховности других людей ничего несправедливого. Такая мудрость за подвиг затвора и нищету духа была дарована Господом Любови Сухановской. Была ей дарована и сила Божия для свершения подвига юродства. Свой затвор она покинула осиянная славой и мудростью горних сил.
Юродствуя, Любушка помогала людям в житейских нуждах своими советами, предостерегала от опасных поступков. А иногда того или иного человека, будь он хоть простой крестьянин, хоть знатный вельможа, могла всенародно обличить в грехах. Погоню за богатством или за славой она считала безумием. Для юродивой ненормальными были люди, старающиеся приобрести здесь, на земле, как можно больше материальных благ. Таковым Любушка всегда напоминала слова Спасителя о том, что нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
Блаженная жила странной жизнью. Целыми днями ходила по Рязани, питалась неизвестно где и чем. Все что ей подавали как юродивой – деньги, пищу, одежду, - все раздавала нищим.
Порой заходила юродивая в лавки купцов и брала что нужно без спроса. Правда, купцы не бранили ее, не прогоняли — они радовались. Любушкин приход был верной приметой, что торговля будет удачной. Так и случалось. После прихода Любушки покупателей было настолько много, что двери лавки не закрывались. Потому некоторые купцы сами ее зазывали, но к зазывалам она не заходила, делала вид, будто не слышит, и шла мимо.
Иногда, устав, Люба присаживалась на крылечко какого-либо дома отдохнуть. Порой выходила хозяйка и давала ей что-нибудь поесть. От одних она принимала охотно, а у других не брала, говорила:
- Вам самим мало.
Бедные и нищие знали блаженную и любили. Особенно приветливо относились к ней те люди, которые старались жить по евангельским заповедям. Они чувствовали духовное родство с Любушкой и понимали значение ее подвига, потому особо дорожили ее советами и молитвами. Гордым же и своенравным людям блаженная казалась убогой, глупой девицей. Они не верили, что Любушка обладала даром провидения. Даже родственники не верили в Любушкину прозорливость. Так однажды пришла она после всенощной в свой дом. Тогда еще был жив ее дедушка по отцу Иван Тихонович. Он был отпущенник, то есть бывший крепостной крестьянин, отпущенный на свободу. Когда Любушка зашла в дом, Иван Тихонович сидел вместе со своим кумом за столом. Они что-то обсуждали. Увидев Любушку, кум поздоровался, а потом решил подшутить над ней и спросил.
- Говорят, Люба, ты будущее умеешь угадывать? Скажи нам, после твоей смерти вот это место где мы сидим, дом этот – кому достанется?
Блаженная поняла, что ее спрашивают для того, чтобы подшутить, улыбнулась и сказала:
- Солдатам это место достанется, солдатам.
И кум, и дедушка Иван Тихонович только посмеялись над ее словами. Причем здесь солдаты? Ничего умней придумать не могла?
И не только дед с кумом, тогда никто подумать не мог, что со временем дом, в котором жили Сухановские, будет снесен, а на его месте построят склад для солдатского снаряжения…
Шутки, насмешки и обиды Любушка переносила терпеливо – улыбка почти не сходила с ее лица, которое, кроме обычной приветливости, выражало и приобретенную в затворе большую силу воли. С вида она не походили на юродивую. Одевалась скромно, но опрятно. Ходила в цветастом голубом сарафанчике. На голове был платочек – синий или розовый. Розовый цвет она особенно любила и хотела, чтобы после смерти ее похоронили в гробу, обитом в розовую ткань. Впоследствии это желание Господь исполнил чудным образом.
Любушка много молилась за других. Всегда была ласкова и давала добрые советы. В благодарность ее часто приглашали на праздничные обеды. Многие считали, что ее присутствие на свадьбах приносит молодым счастье. Так однажды один богатый рязанский купец выдавал дочь замуж и пригласил блаженную на свадьбу надеясь, что блаженная «осчастливит» жениха и невесту. Гостей было много. Свадьбу справляли богато. Накрыли стол с различными яствами, повсюду были цветы, играла музыка. Невеста радовалась. Она не знала, что жених скрывал свою страсть к винопитию. Никто не мог подумать, что он много пьет. Каково же было изумление гостей и родных невесты, когда блаженная Любушка, не знавшая ранее жениха, вдруг громко объявила за столом:
- Жених — горький пьяница, и невеста не будет с ним счастлива.
- Как так? Ерунда какая-то! Что может знать эта глупая девица? – зашумели гости.
Омрачилось веселье, и пожалел отец невесты, что позвал Любу на свадьбу. Она ушла, но праздник был испорчен.
Прошло время, и вдруг выяснилось, что Любушка была права. Все убедились в ее прозорливости и снова стали почитать за праведницу.
Конфетка для боязливой
О прозорливости блаженной Любови имеется много свидетельств. «В нашу семью, — рассказывала одна женщина, знавшая Любушку, — она приходила как своя и всех нас любила. В то время в Москве умер мой отец. Мать решила перевезти его в Рязань и похоронить на Лазаревском кладбище. Хотя и трудно было сделать это в те нелегкие годы, но все же его перевезли и хоронили в Рязани. Была на похоронах и Любушка. Стали зарывать могилу, а она отошла немного в сторону одна и начала копать яму. Увидела это наша бабушка и с упреком говорит ей:
- Любушка, что же ты делаешь? Вторую могилу копаешь, а мы еще свою не успели закопать.
- А мы тут будем воробышка хоронить – ответила блаженная.
Вскоре умер у нас в семье мальчик, которому было два месяца. Тогда-то мы поняли, для какого воробышка копала она могилу».
В другой раз блаженная предсказала одному мужчине смерть его жены. В их семье уже было трое детей, и четвертый вот-вот должен был народиться. Зашла как-то к ним Любушка и говорит хозяину с приветливой улыбкой:
- Константин Павлович, возьмите меня за себя замуж.
Он тоже улыбнулся на ее слова и шутливо ответил:
- Я бы Вас, Любовь Семеновна, с удовольствием взял замуж, да куда же мы жену мою, Пелагею Федоровну, денем?
И вдруг блаженная, изменившись в лице печально промолвила:
- Умрет ваша Пелагея Федоровна…
И действительно, женщина умерла при родах, оставив после себя четверых детей. Но Константин Павлович, благодаря Любушке внутренне уже готов был к этому и потому мужественно перенес постигшее его горе. Так прямые предупреждения блаженной о чьей-то смерти помогали людям приуготовиться к беде.
Но из-за таких случаев некоторые избегали встреч с ней. Так, одна рязанская девушка Варя боялась Любушкиной прозорливости. Варя была благочестивой, но при виде блаженной ее охватывал какой-то безотчетный страх. Однажды рано утром Варя стала разжигать лучиной самовар да взглянула в окно. Видит - в калитку входит Любушка. Девушка испугалась и поспешила запереть дверь, чтобы блаженная к ней в дом не вошла. Но Люба уже вступила на порог и говорит:
- Здравствуй, Варюшенька, здравствуй милая. А я вот спешила, боялась, как бы ты не заперла дверь.
Потом достала Любушка из кармана шоколадную конфету и дала девушке, сказав:
- Вот тебе конфета, ты ее обязательно съешь. Только сама съешь, никому не давай.
Варя взяла конфету, скушала ее, и пропал у нее страх перед Любушкой. С тех пор она всегда с радостью встречала блаженную, которая таким бесхитростным способом развеяла все Варины страхи и сомнения. Впрочем, если бы не почивала на Любушке благодать Божия, то и никакие конфетки не помогли бы.
Иногда, посещая своих знакомых и зная, где у хозяйки лежат ножницы и бумага, блаженная брала их и начинала вырезать какую-нибудь фигурку, а потом давала ее тому, кому было предназначено предсказание. А кто опасался ее предсказаний, тот заранее прятал ножницы. В таких случаях Любушка выщипывала фигурки из бумаги руками и все равно подавала предназначенное: кому дорога — лошадку или паровозик, кому замуж — веночек, а кому смерть — гроб. Делала она такие фигурки очень искусно. Подаст молча и уйдет. И все сбывалось. Свои «бумажные» предсказания Любушка порой раздавала прямо на улице.
Однажды три девушки-подруги готовились к экзаменам. Прослышали они про Любушку и решили пойти к ней спросить, как пройдут экзамены. Задумано — сделано. Пришли, но не успели перешагнуть порог домика Любушки, как она уже приветливо их встречает:
- А это ко мне пришли... Катя, Шура и Лида.
И всех правильно по именам назвала, хотя раньше их не знала.
- Так, Катя, Шура и Лида… Значит экзамены у вас скоро, а вы боитесь. Ничего не бойтесь, все будет благополучно.
Девушки ушли успокоенные. Экзамены были сданы успешно.
А однажды Любушка предрекла судьбу двум маленьким девочкам. Она часто приходила к их родителям. И вот как-то стала разговаривать с их дочками. Чистые детские души не опасались предсказаний, и девочки доверчиво спросили ее:
- Тетя Люба, расскажи, что с нами будет?
Любушка, улыбаясь, достала из кармана небольшой сверток, развернула его, и в руках у нее оказались две бумажные иконки: одну иконку с изображением святого благоверного князя Александра Невского подала старшей девочке, а младшей — иконку святой благоверной княгини Анны Кашинской. Впоследствии старшая вышла замуж, мужа звали Александром в князя Александра Невского, и жили они в Москве близ станции метро «Александр Невский». Судьба младшей была схожа с жизнью княгини Анны Кашинской: рано потеряв мужа, она стала вдовой с двумя детьми.
Был и такой случай. Жила в Казанском монастыре, в келье мантийной монахини Артемии послушница Евфросиния. Иногда Евфросинию навещала сестра, которой очень хотелось поступить в этот монастырь, но она была еще очень молода, и ее не принимали. Как-то пришла эта девица к сестре в монастырь и опять стала говорить ей о своем желании быть монахиней. В это время пришла к матушке Ефросинии и Любушка. Молча взяла она с комода ножницы и большой лист бумаги. Стала проворно что-то вырезать. Потом все вырезанное разложила на столе. И что же там вышло? Круг, как монастырская ограда, церковь, клирос. Потом, указывая молодой девушке, сестре Евфросинии, на клирос, сказала:
- Здесь ты будешь петь и читать «Апостол». Петь будешь до самой смерти.
И действительно, вскоре поступила эта девушка в монастырь. Назначили ей послушание – петь на клиросе. Она пела весьма редким для женщин голосом – басом. Кроме пения на клиросе, ее послушанием было также чтение «Апостола», то есть Деяний и Посланий святых апостолов.
А когда Казанский монастырь закрыли, сестра Ефросинии пела в другой церкви почти до самой смерти. На всю жизнь она запомнила Любушкино предсказание и когда молилась, то наплывали на ее глаза слезы благодарности Господу за свою судьбу.
Закрытие Казанского монастыря Любушка предвидела задолго до революции. Некоторым престарелым матушкам она говорила:
- Вы косточки свои оставите в монастыре, а другие - нет.
Пришло время и власти объявили о закрытии Казанского монастыря. Сколько слез было пролито! Сколько горя пережито! «Что же нас ждет впереди?» — со страхом думали монахини, которые должны были покинуть родную обитель.
После уединения и монастырской молитвенной тишины жизнь в миру казалась им невозможной. На сердце была тревога, впереди — неизвестность. Но в этот день пришла в обитель Любушка. Взволнованные и расстроенные, сестры и молодые послушницы окружили ее. Блаженная была серьезна и сосредоточенна, почти ничего не говорила, лишь руками привычно что-то вырезала ножницами из бумаги. При виде вырезанного все стало ясно – кто замуж выйдет, кто далеко уедет, а кто при храме жить и работать будет.
Впоследствии многие сестры Казанского монастыря, встречаясь друг с другом, вспоминали, что вырезала им Любушка, и убеждались, что все ею предреченное сбылось. Сбылись и ее вначале никому непонятные слова, которые она говорила перед самой революцией 1917 года. В то время ходила блаженная по улицам города и все повторяла: «Стены Иерихонские падают, стены Иерихонские падают». Она уже была известной прозорливицей, и ее спрашивали, что это значит. Но Любушка слов своих не объясняла, и только когда произошла революция, стало ясно их значение.
Мощи блаженной Любови в Николо-Ямском храме
Бог избрал немудрое мира
О последних днях жизни и кончине блаженной Любови сохранился рассказ рабы Божией Елизаветы. «Недели за три до своей смерти пришла к нам в дом Любушка. Семья наша была большая, и всех нас она любила. Я в семье была младшей, и меня она любила особенно. В тот раз Люба, ласково называя меня по имени, сказала:
- Лизонька, я скоро умру. А ты не забывай меня, молись об упокоении моей души в Небесном Царствии, приходи на могилку и песочек бери с нее. Гроб мой обей розовой тканью.
Я ее спрашиваю:
- Песочек-то мне зачем?
Задумалась она на минутку и говорит:
- Бери песочек, Господь и через него благодать изливать может…
Когда Любушка умерла, я была на работе. Вернувшись домой, узнала о ее смерти и сразу пошла в ее дом. Чистенько убранная, лежала она в сосновом гробу, который был хорошо оструган, но ничем не обит. Тут я вспомнила просьбу Любушки — обить гроб розовым — и загоревала: как же мне исполнить ее просьбу?
В магазинах тогда почти ничего не было. Материю продавали по талонам, а наша семья давно уже их отоварила. Больше — проси не проси — ничего не получишь. Как быть? Ну, думаю, пойду в магазин, попрошу хотя бы марли. Все же будет лучше, чем просто оструганный гроб. Пришла в магазин, стала говорить с продавцом:
- Можно мне у вас хотя бы марли купить, гроб надо знакомой старушке обить, она заранее меня просила об этом.
Продавец позвал помощника и сказал:
- Миша, там, на полке есть у нас розовая марля, сходи и принеси.
Я подумала: «Не смеется ли он надо мной, бывает ли марля розовая?» Но смотрю – несет мальчик рулон марли красивого густо-розового цвета. Никогда такой марли не было в продаже. Вот и обили ей «домик» в розовый цвет. А по краям оборочки и бантики понаделали – красиво получилось. Так исполнилось предсмертное желание Любушки».
Скончалась Любушка 21 февраля 1920 года в Рязани в маленьком деревянном домике на улице Затинной. Она жила там с мамой и сестрой в такой бедности, что их духовный наставник, протоиерей Входоиерусалимского храма Иоанн Добротворский, постоянно хлопотал перед властями о материальной помощи для них. Любушкин отец Семен Иванович и дед Иван Тихонович скончались в 1880 году. После этого Сухановские стали жить на углу улиц Владимирской и Воскресенской во флигеле дома, принадлежащего псаломщице Анисье Александровне Лебедевой. С 1903 года и до своей смерти Любушка вместе с матерью и сестрой жила в доме на улице Затинной, рядом с домом их духовного наставника, отца Иоанна Добротворского.
Мария Ивановна, Любушка и ее сестра Ольга размещались на четырех кубических саженях. Такой маленькой жилплощади не было ни у одной семьи города Рязани. Проживая без кормильца, семья Сухановских была одной из беднейших в Рязани, вот потому и хлопотал о них сострадательный отец Иоанн перед городскими властями. Да так ничего и не выхлопотал.
Кончина Любушки пришлась на годы гражданской войны. Люди страдали на фронте, страдали в тылу: не хватало хлеба, керосина, дров. В домах было то сыро, то холодно, как на улице. Вместо ламп по вечерам зажигали самодельные керосиновые лампы, которые постоянно коптили и мигали (моргали). Оттого их называли моргасики или моргалики.
Безутешно, в холоде и голоде жили тогда люди. Взрослые были озабочены только тем, как достать пропитание для своих семей и дров для обогрева домов. Казалось, что каждый думал лишь о себе. Но когда узнали, что Любушка умерла, и ее хоронят, люди оставили свои дома и поспешили проводить блаженную в последний путь.
Когда по улице Затинной от дома Сухановских в сторону городского Скорбященского кладбища двигалась скорбная похоронная процессия, то она представляла собой странное шествие. Стар и млад, люди с достатком и нищие, увечные и здоровые мужчины и женщины шли за гробом, объединенные общей утратой. И такая тихая, глубокая печаль почила на их лицах, что было ясно — они потеряли дорогого, близкого человека. А по пути к ним присоединялись такие же скорбные люди. И народа собралось так много, что местные власти из осторожности привлекли для охраны порядка милицию. Обыватели, видя такие странные похороны, задумывались: кого же пришли проводить в последний путь эти люди? Щедрого благодетеля, который одаривал их златом-серебром? Или доброго попечителя, который им помогал? А может быть, какую-то «знаменитость», что украшала их жизнь своим искусством?
Нет, хоронили обыкновенного человека, Любовь Семеновну Сухановскую, прожившую свой век в бедности и немощах. Ничего выдающегося в мирском понятии она не совершала. С виду была обыкновенной, ничем не примечательной. Правда, водилась за ней какая-то странность или, как говорят, блажь. Дома не жила, питалась неизвестно чем. Только и знала, что ходила по церквам да монастырям.
«И чего это собрались люди из-за какой-то юродивой? Делать им что ли нечего», — недоумевали «мудрые мира сего», глядя на похоронное шествие. Действительно, в стране — гражданская война, разруха, голод, холод. Люди каждодневно заботились об одном — как добыть пропитание и обогреть жилища. Казалось, они разобщены, думают каждый о себе и какое им дело до какой-то юродивой. Недоумевали «мудрые мира». А, впрочем, что говорить о них, если даже Ольга, родная сестра почившей, пораженная множеством народа, расплакалась и призналась: «Сколько людей знали мою сестру, одна только я не знала ее». Но она в простоте сердца все-таки почувствовала величие своей сестры. Признала ее мудрость, благочестие и праведность. И своей рукой на прижизненной фотографии своей сестры, написала «Блаженная Любовь».
А другие? Как вопрошается в апостольском послании: «Где мудрец? где книжник?... Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога… то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». (1Кор.1:18-20). Любовь Семеновна Сухановская жила в то время, когда обезумела «мудрость мира сего» и в своем безумстве совершила в 1917 году революцию, а потом принялась «спасать людей», заставляя их отречься от Бога.
И рушились церкви, разорялись монастыри, а священников тысячами сажали в тюрьмы, ссылали в лагеря, расстреливали без суда и следствия. В эти мрачные годы страх и уныние поселились в сердцах людей. Но и вера Христова не погасла. Пусть незаметно, но теплилась она в глубине души, вселяла надежду на лучшее. Потому и послал Господь русскому народу утешителей — старцев и стариц, юродивых и блаженных.
В послереволюционное время благодаря блаженным и юродивым возгревалась православная вера в народе. Сколько отчаявшихся укрепили они духом, рассказывая о страданиях Христа, сколько слез отерли своей немощной рукою, сколько больных излечили своими молитвами, сколько голодных накормили, раздавая им свое подаяние. Вот как пишется о блаженной Любови Рязанской в ее житии: «Иногда ей подавали что-нибудь из пищи. Но то, что она брала, то до дома не доносила, раздавала дорогой нуждающимся». Со стороны это казалось чем-то ненормальным. Но чем же тогда должно казаться то, что в это время «мудрые мира сего» во имя построения всеобщего счастья отбирали у крестьян последний хлеб…
В те годы, когда человека за веру в Бога сажали в тюрьму, Любовь Сухановская под видом юродивой проповедовала Евангелие. Иносказательные речи, странные поступки вызывали у «мудрых» лишь недоумение. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия», говорится в послании апостола Павла.
Те, к кому обращалась блаженная Любовь, убеждались, что в ней действует сила Божия. Все, что она предсказывала, сбывалось. А еще она имела дар утешения. И тянулись к ней люди в ту мрачную пору, словно усталые путники к огоньку. Всех согревала блаженная, всех привечала. Потому и называли ее в народе по-сердечному, ласково — Любушка. Сохранила она среди мирского ожесточения теплую приветливость и своей светлой улыбкой рассеивала в народе темноту отчуждения. Казалось бы, ничего особенного — добрый взгляд, доброе слово, но преображается вдруг человек, становится мягче, поднимается у него настроение, и появляются духовные силы, и вот уже не такой безысходной видится ему жизнь. Добрый взгляд, доброе слово… Как не хватало и не хватает людям этой малости…
Вот почему, когда скончалась юродивая девица Любовь Семеновна Сухановская, так много народа собралось на ее похороны. Вот почему их скорбь была скорбью об утрате близкого, родного человека. И не за злато и серебро полюбили ее люди, а за доброе, отзывчивое сердце, не за решение их бытовых проблем, а за благоустроение душ. Потому-то юродивая Люба, кажущаяся при жизни глупенькой девицей, стала почитаться в народе святой. Так сбылись на ней слова Священного Писания: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».
Сон офицера
После смерти Любушки усердием диакона одной из церквей Рязани и других почитателей блаженной на ее могиле установили небольшой памятник. Но шло время, и он стал разрушаться. Неподалеку от кладбища устроили общежитие для беспризорников. Они привнесли на кладбище беспорядок. Могилка блаженной Любови стала выглядеть заброшенной. И вдруг однажды на кладбище появился какой-то военный, офицер. Он поклонился Любушкиной могилке, а потом на свои средства приобрел и установил на ней крест и металлическую ограду. Могила блаженной стала ухоженной.
Люди недоумевали – кем бы мог приходиться этот офицер Любови Сухановской? Ни братьев, ни племянников у нее к тому времени не было. Но вскоре выяснилось, что он исполнял наказ блаженной Любушки. Однажды офицер рассказал одной из прихожанок Скорбященского храма, что тяжело заболел смертельной болезнью, и врачи ничем не могли ему помочь. Тогда явилась ему во сне какая-то девица и сказала:
- Не горюй. Поезжай в Рязань, найди на Скорбященском кладбище могилу Любови Семеновны Сухановской, поставь на ней новый крест и ограду. Твоя болезнь пройдет, ты выздоровеешь и будешь жить счастливо.
- А кто ты такая? – спросил болящий офицер.
- Я и есть эта самая Любовь Сухановская.
Офицер немедленно поехал в Рязань. Нашел кладбище при церкви в честь Скорбящей иконы Божией Матери, исполнил Любушкин наказ и действительно исцелился. В благодарность за чудесную помощь он потом ежегодно приезжал на могилку блаженной и заказывал по ней панихиду в Скорбященском храме.
Вскоре многие рязанцы стали говорить, что блаженная является им во снах и помогает в тяжелых обстоятельствах.
Так, девушка Надя рассказывала, что, когда у нее умерла мать, она, оставшись одна, сильно горевала, тосковала и плакала. Добрые люди советовали ей не пожалеть денег и заказать по матери сорокоуст и вечное поминание, говоря, что это успокоит душу усопшей, да и ей самой принесет облегчение. А Надя в ответ говорила, что все деньги истратила на лечение и похороны матери. Ей говорили, чтобы она попросила священника совершить требу в храме бесплатно, но девушке хотелось сделать что-то для матери самой, где-то заработать деньги на сорокоуст, а потом и на вечное поминание. Но у нее ничего не получалось.
И вот явилась ей во сне блаженная Любовь. Держит в руках облигации государственного займа и говорит: «Не плачь, не волнуйся, проверь эти облигации, ты должна получить по ним деньги».
И действительно, когда Надя проверила свои облигации, оказалось, что за них можно получить деньги. За время болезни матери, ее смерти и похорон она совсем забыла об этих облигациях. А теперь на деньги с них девушка заказала по матери сорокоуст и вечное поминание, после чего стала чувствовать себя спокойно. Часто приходила на могилку блаженной и благодарила ее за помощь.
В другой раз Любушка помогла обрести пропажу. Случилось так, что у одной женщины, работавшей на скотной ферме, пропал поросенок. Его стали искать, но нигде не нашли. Тогда эту женщину стали подозревать в краже поросенка со скотного двора. Ей грозил большой штраф, а может даже и заключение. А женщина это была честной, благочестивой. Но жила в бедности и даже штраф уплатить не могла. Она очень переживала и не знала, что ей делать. Пошла на могилку к Любушке помощи просить. Пришла и со слезами рассказала ей о своей беде. А вернувшись с кладбища, узнала, что поросеночек нашелся. От радости женщина заплакала и стала благодарить блаженную Любовь Рязанскую и Господа Бога за проявленную к ней милость. Так помогала Любушка людям в их слезных нуждах.
Помогала Любушка не только в житейских, но и в духовных нуждах. Так, однажды супруга певчего Скорбященского храма, раба Божия Вера, впала в духовную немощь. У нее появилась сильная тоска, да такая сильная, что заглушила желание молиться. Вера перестала ходить в храм, ее больше туда не тянуло. Видя такое опасное состояние души, она поехала к блаженной Полюшке, проживавшей в Захаровском районе Рязанской области, с просьбой помолиться за нее и помочь в беде. Приехала к Полюшке и поведала о своем тяжелом душевном состоянии.
Полюшка посочувствовала и сказала:
- Поезжай обратно в Рязань, сходи на могилку Любови Сухановской. Помолись ей, попроси об исцелении и все у тебя будет хорошо.
Вера вернулась в Рязань и сделала все так, как наказывала ей Полюшка: ходила на могилку блаженной Любушки, рассказала ей о своем душевном недуге и ушла, успокоившись. А вскоре к ней вернулось желание молиться и посещать храм. Стала Вера в молитве обретать отраду, утешение и полюбила церковные богослужения.
Глава 2. УДИВЛЕНИЕ ИНОКА
Пред Богом в чести
В 1945 году Николай Македонов принял монашеский подвиг с наречением имени Авель, а в 1947 году был рукоположен во иеромонаха. Став священником, отец Авель служил Господу в разных храмах Рязанской и Ярославской епархий. А с 1970 года по 1979 год служил на Афоне, в Пантелеимоновом монастыре, где был возведен в сан архимандрита. В июне 1979 года вернулся в Россию и был назначен на служение в Рязань, в Борисоглебский собор.
К нему на службу стекалось множество народа. Некоторые рязанцы рассказывали отцу Авелю о новых чудесах, случавшихся по молитвам к Любови Сухановской. Одна женщина, раба Божия Нина, поведала ему о своем чудесном исцелении.
- Однажды, - рассказывала Нина Николаевна, - я тяжко заболела. Медицинские исследования показали, что у меня рак груди. Когда я приехала в онкологический центр за назначением на операцию, то меня неодолимо потянуло на находящееся поблизости от этого центра Скорбященское кладбище. Я попросила сестру отвести меня туда. Когда мы пришли на кладбище, то повстречали там какую-то женщину, одетую как монашка. Я тогда была вся заплаканная. А женщина подошла к нам и говорит:
- Здравствуйте. Что с вами случилось? Что за беда? Я на могилку Любови Сухановской иду. Она людям в бедах помогает. Пойдемте со мной?
Мы с сестрой слышали, что Сухановскую народ почитает за праведницу.
- Конечно пойдем, - ответила я.
По дороге я сказала ей, что больна раком.
- Ничего, ничего, - ответила наша провожатая, - помолись поусерднее Любушке, и Бог даст, выздоровеешь…
Помню, на Любушкиной могилке тогда стояла плита с ее фотографией и горела лампада. Фотографию я не рассмотрела, потому что мои глаза были полны слез. А женщина взяла маслице из Любушкиной лампады и говорит:
- Давай помажу твое больное место.
Помазала мне грудь маслицем и сказала:
- Не бойся. У тебя все будет хорошо.
Потом проводила нас до кладбищенских ворот. Я спросила, кто она такая. Женщина ответила что-то неопределенное. Насколько я поняла она жила при Скорбященской церкви и пекла просфоры.
В онкологическом центре прежде чем направлять меня на операцию сделали повторные анализы. И вдруг выяснилось, что никакого рака груди у меня нет.
- Можешь уезжать домой, - удивленно сказал мне врач. - Это поразительно, но у тебя все хорошо.
Так произошло чудо моего исцеления от смертельной болезни. Потом решила, что надо непременно разыскать встретившуюся нам с сестрой женщину со Скорбященского кладбища и отблагодарить ее. И мы поехали с мамой на это кладбище. Стали искать женщину, но не нашли. Пошли в Скорбященский храм, но там ее не было. В храме сказали, что никакая просфорница у них при храме не проживает. Потом я повела маму на Любушкину могилку. Еле нашла ее, потому что приходила сюда вся в слезах и мало что помнила. Когда подошли к могилке, я взглянула на надгробную плиту, увидела на ней фотографию Любови Сухановской и даже вскрикнула от удивления:
- Мама, смотри, смотри, на этой фотографии именно та женщина, которая помазала меня маслицем!
Я совершенно уверена, что сама Любушка Рязанская помогла мне, недостойной грешнице. По ее молитвам ко Господу свершилось чудо исцеления от рака груди.
Примерно такой же случай произошел и с рабой Божией Татьяной, которая даже ничего не знала о Любушке. Татьяна жила очень далеко от Рязани, в Чите, куда их с мужем направили работать после института по распределению. И вот однажды у нее очень сильно разболелась небольшая опухоль, которую врачи определили как злокачественную.
«Тогда моего мужа часто посылали в командировки, - вспоминала Татьяна, - Я оставалась одна с маленьким ребенком на руках и очень переживала. И вот, однажды приснилась мне некая женщина и говорит: «Не унывай, все у тебя будет хорошо, а когда поедешь в Рязань – поклонись могиле блаженной Любушки».
Я запомнила этот сон и когда в отпуск приехала в Рязань, то рассказала о нем своей маме. Тогда Любушка еще не была прославлена, и мало кто знал, где находится ее могилка. Не знала об этом и мама. Кто-то посоветовал сходить в Скорбященскую церковь и спросить, где находится могилка блаженной. Мы с мамой пошли. Действительно, там нам рассказали о месте погребения Любушки на Скорбященском кладбище. Когда подошли к этому месту, я была сильно удивлена. Именно это место приснилось мне во сне. Те же дорожки, тот же могильный холмик. Я поклонилась могилке Любови Рязанской, попросила ее о помощи. И вскоре, как и предсказывала блаженная, моя опухоль болеть перестала, а потом и совсем прошла».
Архимандрит Авель, зная о случавшихся чудесах, был уверен, что Любовь Сухановскую прославят во святых. И еще задолго до прославления поручил своему духовному чаду монахине Серафиме собирать о ней рассказы.
Матушка Серафима (в миру Елена Арсеньевна Масалитинова) по происхождению была дворянкой, отличалась высокой образованностью, культурой, в совершенстве знала классическую литературу. Но более всего любила читать жития святых. По благословению архимандрита Авеля монахиня Серафима записывала рассказы про жизнь Любови Рязанской и про чудеса, происходившие по молитвам к ней. Постепенно был составлен сборничек, который и лег в основу первого жизнеописания блаженной.
12 января 1987 года Любовь Семеновна Сухановская была причислена к Собору Рязанских святых как местночтимая святая — блаженная Любовь Рязанская. Согласно резолюции Святейшего Патриарха Пимена, день памяти установлен 8/21 февраля – в день преставления и 10/23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых.
Николо-Ямской храм, где почивает Любовь Рязанская. Фото Марианы Колгановой
В 1992 году усердием архимандрита Авеля на Скорбященском кладбище на могиле блаженной Любови была устроена часовня, а накануне 800-летия Рязанской епархии 23 июня 1998 года ее святые мощи были обретены и торжественным крестным ходом перенесены в Николо-Ямской храм города Рязани. Таким образом, крещеная в храме святителя Николая, исцеленная святителем Николаем Любушка и своими святыми мощами почивает в храме любимого святого, которого всей душой почитала при жизни и вместе с которым находится ныне в Небесных обителях. Часть мощей осталась в часовенке над ее бывшей могилкой на Скорбященском кладбище. Сюда также многие приходят на поклонение блаженной Любови – молитвеннице и заступнице не только града Рязани, но и всего нашего Отечества.
Искушения у часовни
Первой смотрительницей часовни во имя блаженной Любови Рязанской стала Мария Яковлевна Морозова. Она по возрасту была Любушкиной современницей, поскольку родилась в 1917 году. При жизни Мария не знала юродивую, но, подрастая, услышала о ней много удивительных рассказов. Задолго до прославления Мария Яковлевна почитала Любушку за святую. Ходила поклоняться ее могилке, за которой ухаживал прихожанин Скорбященского храма Иван Васильевич. В 1985 году он умер, и за могилкой стала ухаживать Мария Яковлевна. А когда построили часовню во имя блаженной Любови, то по благословению настоятеля Скорбященского храма женщина стала ее смотрительницей.
Всем приходящим в часовню Мария Яковлевна рассказывала о том, что Любушка – скорая помощница, что по ее предстательству Господь являет множество чудес, всем наказывала молиться блаженной и просить ее помощи, всем желала любить Господа, верить Ему и надеяться на Него. Скорбящих она утешала, унывающих ободряла. Скольким людям помогла Мария Яковлевна своим добрым советом, скольких укрепила в вере, знает Един лишь Бог. Вот что рассказывала Мария Яковлевна о чудесных случаях, происходивших по молитвам к блаженной Любови Рязанской:
- В начале 1970-х годов у меня сильно разболелись ноги. Я пошла на могилку Любушки. Помолилась ей, попросила помощи. Потом взяла, как святыньку, песочек с ее могилки. С верой и надеждой на Бога и Его угодницу стала привязывать Любушкин песочек к ногам. После этого почувствовала облегчение, стала чаще приходить на могилку к Любушке, благодарила ее, молилась о близких. За могилкой ухаживал в то время Иван Васильевич, который иногда просил и меня последить за ней, помочь в уходе, постоять перед службой в Скорбященском храме и после нее. Неожиданно он умер. И тогда настоятель Скорбященской церкви, отец Николай, сказал мне:
- Мария, ухаживай за могилкой, больше некому. Я тебя благословляю.
И с этого времени, с 1985 года, я стала приходить по четыре-пять дней в неделю и стоять перед службой и после нее, утром и вечером, у могилки.
Много мне пришлось вытерпеть, стоя у Любушки. Искушений было много. Помню, стояла как-то у могилки, собирала денежки на свечи и масло, пришел один мужчина и стал хватать тарелку с деньгами. Я не давала, тогда он вынул нож и пригрозил. Тогда я молитвенно возопила к Любушке и мужчина, бросив все, внезапно убежал.
Очень трудно было стоять в мороз и в метель, когда ветер и снег налетали со всех сторон. Но я всегда чувствовала благодатную помощь блаженной. К примеру, даже в сильные морозы не чувствовала холода. Так прошло несколько лет. Вскоре стала замечать, что глаза мои плохо видят. Предметы и люди расплываются. Врач сказал, что у меня очень опасная болезнь глаз – катаракта. Нужно закапывать в глаза лекарственные капли и готовиться к операции. Тогда я решила на могилке Любушки помолиться. Молилась часто, просила Любушку помочь мне, исцелить болезнь глаз. Вскоре почувствовала душевное успокоение, стала хорошо видеть и обращаться к врачам не стала. Теперь мне уже 86 лет, но я вижу очень хорошо. Господь исцелил меня по молитвам блаженной.
А когда построили часовню, настоятель Скорбященского храма благословил меня быть ее смотрительницей.
На часовню было много нападений. Так, например, однажды часовня по дьявольскому наущению была кем-то разорена. После разорения я заметила, что туда стал часто ходить и молиться молодой человек. Как-то он подошел ко мне и говорит:
- Матушка, не могу больше молчать, прости, но это я разорил часовню.
- Проси прощения у Бога и Любови Блаженной, — ответила я и поинтересовалась, как это случилось. Он сказал, что и сам не знает, как это случилось, но помнит, что какие-то потусторонние силы словно приподняли его, привели к этому месту и заставили выбить стекла в часовне. Потом прошли дни, и он стал чувствовать на душе невыносимую тяжесть, лишился покоя, перестал спать и есть. Тогда он взял новые стекла, вставил их, а теперь хочет идти исповедоваться в церковь».
Вот ведь как велико милосердие Господне. По молитвам святой Любови Он дал разорителю часовни возможность раскаяться и исправиться. Известно, что Господь и зло обращает в добро. Восстановленная после разорения часовня стала еще краше. В ней появилась красивая, искусно расписанная плащаница блаженной Любови. И радостнее стало на сердце у тех, кто приходил поклониться ее святым мощам.
«Любушка для рязанцев скорая помощница, – говорила Мария Яковлевна, - а все же она хоть и покровительница Рязани, но является и людям из других городов. Некоторые приезжают уже исцеленные: с великой благодарностью к блаженной Любови. Вот, например, какой случай произошел в 1992 году. Одна женщина, поклонившись святым мощам и иконе блаженной, оставила мне большую сумму денег на ремонт часовни и сказала:
- Меня зовут Валентина, приехала я с Украины, из Харькова. Долгое время болела, лечилась у разных врачей, но не выздоравливала. Стала приходить в отчаяние. Но однажды увидела сон: приходит ко мне какая-то девица и говорит:
- Ты долго уже болеешь, врачи оказались бессильны излечить тебя, но я помогу. Только ты съезди в Рязань и помолись на моей могиле.
Я ответила, что согласна, и спросила:
- Кто ты и как найти твою могилу?
- Я – блаженная Любовь Рязанская. Поезжай в Рязань, в церковь «Всех скорбящих Радость», отслужи там молебен о своем здравии, а люди укажут тебе мою могилу.
После этого сна я стала чувствовать себя лучше и лучше, а вскоре совсем выздоровела. Мой приезд связан с обещанием поклониться могиле блаженной Любови.
Был еще и такой случай. Ходил как-то целых два года к Любушкиной часовне раб Божий Владимир, который очень пил, но каждый раз просил слезно Блаженную о помощи. И вот, полгода его почему-то не было не было. Появился вновь уже трезвый, хорошо одетый и сказал, что он, благодаря Любушке, здоров. Она его во сне наставляла, говорила, что делать. Он все выполнял и по молитвам святой блаженной Любови исцелился.
Мария Яковлевна Морозова была смотрительницей Любушкиной часовни вплоть до своей кончины, последовавшей в 2011 году. На ее место по благословению настоятеля Скорбященского храма пришла Любовь Васильевна Степанова.
Ныне по средам, пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням в часовне читается акафист блаженной Любови Рязанской и свершается водосвятный молебен.
Фото sobory.ru, ryazeparh.ru