460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Вопрос-ответ

На ваши вопросы отвечает братия монастыря. Если вы хотите задать свой вопрос, заполните форму внизу страницы. Чтобы мы могли с вами связаться, укажите свои контакты (данные будут доступны только для администраторов сайта).

Как отличить рассуждение от осуждения?
Алексей Москвин

Иерей Алексей ШишкинОтвечает на вопрос иерей Алексей Шишкин:

В этом вопросе можно выделить несколько критериев для оценки.

1. Когда вы пытаетесь рассуждать о грешнике, то не следует переходить на личность человека, а размышлять только о грехе. Но даже здесь необходимо проявлять осторожность, так как грань очень тонкая, авва Дорофей так пишет об этом: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего).

 2. Если человек-грешник у вас вызывает сожаление, сострадание или другие добрые христианские чувства, то скорее всего вы не осудили. А если вы чувствуете гнев, раздражительность и любое другое злое чувство, то, надо полагать, вы все-таки осудили.

 3. Люди, упражняющиеся в том, чтобы никого не осуждать, становятся чувствительными ко греху. У таких совесть однозначно им говорит, что в процессе размышления или разговора, они все-таки осудили.
Желаю, чтобы у Вас были «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Для чего христианину рождаться на земле?

Зачем человеку рождаться в земном мире, почему бы не сразу оказаться на том свете, раз там, считают христиане, начинается истинная жизнь?
Павел

Отвечает священник Алексей Шишкин.
Иерей Алексей ШишкинЗдравствуйте, Павел!
Чтобы ответить на Ваш вопрос, его необходимо переформулировать. Я это сделаю так: каков замысел Бога о человеке и на сколько человек приблизился к этому замыслу.

Для чего Бог создал человека?

Для того, чтобы человек мог радоваться своему бытию, подобно Богу, и, чтобы сорадовался бытию вместе с Богом.

Исполнился ли план Бога?

Только частично. Бог даровал человеку свободу нравственного выбора, в чем и заключается богоподобие человека. Адам и Ева в Эдемском саду неправильно использовали свою свободу и вкусили плод с древа познания добра и зла. Надо понимать, что следствием греха является смерть. Бог предупреждал людей, если съедят этот плод, то умрут. Так и случилось. Мы, как наследники Адама и Евы, несем на себе последствие того греха, то есть смерть.

Желал ли Бог смерти людям?

Нет! Но так получилось, потому что свобода сама по себе уже предполагает разный выбор, а нравственная свобода – выбор между добром и злом. Бог хотел, чтобы люди выбирали добро, но Он никого не заставляет. Наши прародители выбрали зло.

Как Бог исправляет падение человека?

Для спасения людей от смерти второе лицо Бога Троицы – Сын, становится человеком. Это обещанный Мессия – Иисус Христос. Христос много сделал для нашего спасения, о чем здесь не будем писать. После вознесения Господа к апостолам и всем верным пришел Утешитель – третье лицо Бога Троицы – Дух Святой. Это начало Церкви. Сейчас Церковь находится в ожидании второго пришествия Христа, при котором он придет уже не служить людям, но судить их. После Его пришествия будет всеобщее воскресение и страшный суд, на котором и будет дан ответ, достоин человек ада и рая. Сейчас же души умерших людей находятся в ожидании всеобщего воскресения и страшного суда.

Ответ на Ваш вопрос такой.
Христиане не желают оказаться на «том свете». «Тот свет» – это следствие смерти, которая вошла через грех. Человек – это не душа, человек – это не тело, человек – это душа и тело вместе, так задумал Бог. Христиане желают оставаться людьми, то есть иметь душу, которая живет в теле. Христианин, даже святой жизни, умирая и попадая на тот свет, наслаждаясь жизнью с Богом, все равно ожидает воскресения, чтобы вновь стать полноценным человеком, каким и задумал его Бог.

Независимо, живы мы или мертвы телом, только подлинная нравственная чистота способна нас соединить с Богом, то есть дает возможность быть счастливым во всей полноте. А достигается эта высота с помощью искренней добродетельной церковной жизни, так устроил Бог.

Итак, христиане стараются жить свято, ждут пришествия Христа и страшного суда, чтобы навечно стать неразлучными с Богом.

Желаю Вам здравомыслия и рассудительности.

Каким должен быть богатый человек, или грех ли стремиться к улучшению своей жизни?

В отрывке Евангелия от Мф 19:24 говорится "и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие." Что понимается под богатством. Ведь мы знаем меценатов, на средства которых строятся храмы и прочее. Или каким должен быть богатый человек? Лучше сидеть на обычной работе, не стремиться к большему и довольствоваться тем, что есть? Грех ли стремиться к улучшению своей жизни?
Виктория Львова

Отвечает священник Алексей Шишкин.

Иерей Алексей Шишкин- Здравствуйте, Виктория.

В семинарии нравственное богословие вел владыка ректор архиепископ Евгений, и мне хорошо запомнились его слова. Он нам говорил так, что всего человек может иметь четыре состояния: богатый скупой, богатый нестяжательный, небогатый скупой, небогатый нестяжательный. Грех не в богатстве, а в отношении к богатству: скупости и нестяжательности. Разве праведен скупой бедняк? Разве грешен богатый благотворитель?

Но как отнестись к словам Христа? Он приводит сравнение с верблюдом и игольным ушком, как пример чрезвычайной сложности спасения для богатого. Истинно так! Богатство – это великое искушение, которое для многих может стать серьезным препятствием для Царства Божия.

В то же время Христос говорит не о благосостоянии, а о его крайней степени – богатстве. В этом же смысле любое благо в крайней степени может стать опасным. Например, красота, обаяние, умение общаться, профессиональный навык, музыкальный талант и так далее, в крайней степени могут вызвать у человека тщеславие и надмение. Разве талантливый, но надменный ко всем человек к Богу идет?

Грех ли стремиться к лучшему? Нет, если вы с рассудительностью к этому относитесь. К тому же, улучшая свое благосостояние, вы улучшаете жизнь вашей семьи, а может и ближних, а это проявление любви.
Если вы хотите посвятить свою жизнь мамоне, то это плохая идея, и Христос на этот счет точно выразил Свое мнение. Но если вы хотите улучшить свою жизнь и жизнь ближних, то это не плохая мысль, особенно если быть духовно бдительным.

Желаю Вам здравомыслия и рассудительности.

Инопланетяне и православное учение

Если человечество встретится с инопланетянами, это будет противоречить православному учению в целом?
Евгений

Отвечает священник Алексей Шишкин:

Иерей Алексей Шишкин- Здравствуйте, Евгений.

Давайте сначала разберемся, что такое встреча с инопланетянами. Эта «встреча» может оказаться манипуляцией СМИ, массовой галлюцинацией, эзотерической концепцией, бесовским наваждением или другой формой лжи. Это мы рассматривать не будем, так как углубляться в чужие фантазии – дело напрасное.

Если эта «встреча» является подлинным контактом со внеземной цивилизацией, когда жители земли общаются с настоящими инопланетянами – это уже интереснее. Я думаю, что для христианства ничего не меняется, и вот почему.

Все дело в том, что все рассуждения об инопланетянах являются плодом воображения. Сколько фантастов сочиняли инопланетных концепций и видов цивилизаций. А настоящие инопланетяне - они какие? Неужели Церковь обязана на каждую фантазию иметь ответ. Вряд ли. Дело Церкви вести людей ко спасению. Для христианства самое главное, что дело спасения, воплощение и смерть Бога Слова, совершилось. Если есть инопланетяне, может быть спасение совершилось и для них. А может быть они и не совершили грехопадение.

А может… А может… А может.

Это всего лишь воображение, не более.

Если человечество встретится с инопланетной цивилизацией, Церковь отреагирует, так же как реагирует на современные вызовы времени, но не более. Церковь навсегда останется кораблем спасения. Оставим фантазии фантастам, а сами займемся собственным спасением, по крайней мере до встречи с инопланетянами.

Желаю Вам здравомыслия и рассудительности.

Можно ли христианину заниматься развитием мозга с помощью современных онлайн-сервисов?

Батюшки, добрый день! Подскажите пожалуйста, можно ли христианину заниматься развитием мозга с помощью современных онлайн-сервисов? Понимаю, вопрос звучит странно. Но суть вот в чём. Сейчас есть онлайн-сервисы, которые помогают "понять" и "улучшить" процесс восприятия информации, улучшить память, улучшить способность к обучению, с помощью познания принципов работы своего мозга. Пример таких сервисов - "Викиум" (https://wikium.ru) и "НейроСофия" (https://neurosofia.ru). Вот пример их рекламных текстов: "В основе тренажеров Викиум лежат методики российских и зарубежных нейропсихологов". А вот текст про основателя Нейрософии. "Основатель Нейрософии. Популяризатор знаний о влиянии нейронных процессов на психоэмоциональное состояние человека. Активный практик прикладных знаний нейрофизологии". И вот из их рекламы. "Если вы постоянно срываетесь на сладкое и другую калорийную пищу, то это значит, что ваш мозг ищет легкий способ получить дофамин. Нейрософия научит вас отказываться от вредных привычек." ВОПРОС. Не навредит ли Христианину тренировать способности своего мозга, с помощью таких знаний (они считают, что многие плохие привычки вызваны действием разных гармонов: дофамин, мелонин и т.п.) С большим уважением к вам, Алексей. 

Отвечает священник Алексей Шишкин:

Здравствуйте, Алексей.

Ваш вопрос я разделю на две части и по отдельности отвечу. 

Для начала хочу сказать, что все сказанное – это мнение одного священника, не более, всё-таки своей головой думать придется. 

Вопрос первый. Являются ли техники развития мозга вредными для христианина?

Христианин всегда должен заботится о душе, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8:36). Однако, человек не только душа, но душа и тело вместе. Провести грань и сказать, что это только область тела, а это только область души решительно невозможно, так как всё взаимосвязано. Не только состояние нашей плоти влияет на душу, но даже положение тела. Так об этом пишет преподобный авва Дорофей: «Ибо иное расположение души у человека здорового и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду и иное у носящего худую» (Душеполезные поучения. Поучение 2). 

Итак, полезно ли развитие мозга для души человека? Конечно, полезно! Так же полезно, как развитие и поддержание всего тела в хорошем состоянии, от чего правильно работают органы, гормональный фон находится в норме. Какой родитель не тратит силы на развитие умственных и физических навыков своих детей? Тело – это инструмент спасения, что мы сможем сделать без тела? Однако стоит помнить, что посвящать свою жизнь телу тоже нельзя, так как душе можно повредить. Правильная жизнь христианина – это гармония между душой и телом. 

Вопрос второй. Помогают ли конкретные интернет-сервисы в развитии мозга, способны ли они решать определенные проблемы. 

Вопрос более сложный и многозначный. Вы приводите в пример два сервиса, а может их десятки. И в каждом надо разбираться, чтобы дать исчерпывающий ответ. Это выходит из компетенции любого, кто профессионально этим не занимается. Обзорный анализ этих сервисов наводит меня на мысль, что их польза научно не подтверждена, так как те упражнения-игры дают Вам улучшение навыков только в самих упражнениях-играх, а в жизненных обстоятельствах возможно пользы не будет. Но это всего лишь мое мнение, оно может быть ошибочным. Вам придется разбираться с этим самостоятельно или прибегнуть к помощи компетентного в этих вопросах человека. Мне кажется, что в целом подобные сервисы безвредны, но полезны ли – это вопрос. 

Если же вы хотите развивать мозг для улучшения христианской жизни, то следует обратиться к опыту святых отцов, например, аввы Дорофея или Иоанна Лествичника. Желаю Вам здравомыслия и рассудительности. 

Как правильно впервые основательно исповедоваться?

Я уже взрослый человек и мне стыдно, что я не знаю, как нужно исповедоваться. Хотелось бы основательно исповедоваться за всю жизнь. Подскажите, как это сделать.
Ольга А.

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):


отец Агафангел. марка.jpg

- Если вы никогда не исповедовались, предлагаю вам окинуть долгим взором свою жизнь и озвучить крупные грехи. Если появляется стеснение и нежелание что-то называть, то это точно надо сказать на исповеди. Со временем вы разглядите в себе и всё остальное и уже, как под лупой, увидите старые грехи и будете очищать свою душу. 

Можно почитать книжку Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Сравнив свою жизнь с опытом, описанным старцем, можно написать свою исповедь. 

В течение дня нужно прислушиваться к себе: что я делаю и что говорю. Чтобы научиться исповедоваться, в конце дня следует садиться на пять-десять минут и вспоминать прошедший день, отмечая, что сделал плохого, и записывая на листочке. А со временем выработается внимание к своим мыслям и делам, и листочек уже не понадобится. Если человек хотя бы в конце дня вспоминает, что делает и сокрушается сердцем, ему подготовка к исповеди будет даваться легко - всё совершённое будет стоять перед глазами. Главное, чтобы сердце было сокрушенным, и было желание больше так не поступать. Если нет такой решимости, то исповедь превращается в формальность и перечисление грехов. 

Накануне исповеди, чтобы сердце размягчилось, хорошо почитать покаянный канон ко Господу, соборное послание Иакова или Петра (первое и второе). 

Нужно регулярно исповедоваться, как минимум, раз в месяц. Не следует ждать, когда нахлынут покаянные чувства. Даже если вы не испытываете раскаяния, но знаете, что это грех, идите на исповедь. Господь, видя ваши усилия, даст и сокрушенное сердце.

Нужно исповедоваться подробно или кратко?

Нужно ли на исповеди пояснять обстоятельства совершения греха, или следует только называть его?
Мария К.

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- На исповеди нужно называть грехи: «осуждение», «гнев», «чревоугодие» и т.д. Но иногда следует и сделать какие-то уточнения. К примеру, в мыслях человек осуждает всё и вся. Но у кого-то это осуждение закоренело. А кто-то осуждает вслух и даже может довести своим осуждением другого человека до плохих поступков. О таком осуждении нужно рассказать дополнительно.
Но не следует исповедоваться буквально за каждую минуту своей жизни. Иначе это уже будет рассказ о жизни. Если вам нужно побеседовать со священником, то лучше это сделать не на исповеди, а при других обстоятельствах.
На исповеди следует предстоять как на страшном суде перед Господом. Желание оставить грех должно быть очень сильным. Нельзя привлекать к своим грехам других, поясняя, почему сделал то-то или то-то. Потому что в таком случае мы либо оправдаем себя, либо осуждаем тех людей. Когда мы себя осуждаем, Господь нас оправдывает.

Являются ли биометрические документы печатью антихриста?

Здравствуйте. Что делать, если я взял биометрические документы? Мне 15 лет, и я живу в Чехии.

игумен Варнава.jpg- Наличие биометрического паспорта никак не повлияет на ваше спасение. Это форма учёта населения и не более. Любое государство хочет контролировать своих граждан. Это естественно. Придумываются новые технологии, чтобы контролировать эффективнее. Но с точки зрения спасения государственный контроль никак не влияет на человека. Да, когда-нибудь в последние времена подобные документы могут создать житейские трудности. Но не нужно этого бояться и ждать. Ваше спасение зависит от вас и Бога, - отвечает игумен Варнава (Соколов). 

Печать антихриста подразумевает добровольное отречение от Христа и принятие антихриста как бога. Принятие биометрических документов не может считаться отречением от Господа. Насильно вас никто не сможет заставить этого сделать. Ваша душа в ваших руках и Господа.

В Евангелии есть слова апостола Павла из послания к римлянам (глава 8, строки 35-39): «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Можно ли «жить» вместе до брака?

Что подразумевается под понятием «блуд»? Если я буду жить с парнем до свадьбы по любви, то мы блудники, хоть даже мы и точно поженимся? Венчаться нам уже будет нельзя? И, правда, что блудники не могут сколько-то времени причащаться?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- Блуд – это физическая близость людей, не состоящих в законном браке. Есть определённые законы, которые человек должен соблюдать, например, закон тяготения. Если человек сходит с крыши многоэтажки, он падает и разбивается, нравится ему это или нет. Также Господь установил закон, по которому половые отношения вне брака являются смертным грехом, а брак их делает законными. Люди, которые живут до брака вместе друг с другом и имеют между собой близость, нарушают заповедь Божию, пребывают в нечистоте, а Дух Святой в нечистоте пребывать не может, поэтому они разоряют свои души.

 Вы спрашиваете: можно ли венчаться? Можно, поскольку через покаяние человек соединяется со Христом. Но если мы грешим с надеждой на покаяние, то это сугубый грех. Люди, которые «живут» до брака и думают, что потом покаятся и Господь простит, сознательно нарушают закон. Надо стараться так не делать.

За грех блуда Церковь может отлучить от Таинства причастия на 7 лет. Но это правило имеет историко-духовный аспект, и священнику его нужно применять с большим рассуждением.

Блуд – это не только половая близость между людьми. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Целомудрие, о котором говорят святые отцы, - добродетель, которую должен достигать любой человек, в независимости от того, где он – в монастыре или в миру. Если люди будут стремиться сохранить целомудрие до брака и в браке будут стараться жить по заповедям, то это ещё больше сроднит их, и тогда даже смерть не сможет их разлучить.

Как поминать недавно умершего человека?

- Недавно у меня умер близкий человек. Не было возможности поехать на похороны. Расскажите, пожалуйста, что делать православному человеку в этом случае? И как правильно поминать только что ушедших близких?
Юлия Сергеева

Отвечает иеромонах Андроник (Дунаев):
иеромона Андроник марка...jpg- Проведите этот день так, как если бы Вы поехали. Отложите все свои дела, придите в храм, помолитесь. Вспомните человека добрым словом. Раздайте милостыню.

  Вообще православного человека после смерти полагается отпеть в храме. Предварительно согласуйте этот вопрос со священником. Обязательно сами присутствуйте при этом. Часто в деревнях нет возможности вывезти покойного в церковь. Тогда приглашают священника домой, либо молятся сами. Читать в этот день нужно Псалтырь об упокоении. После того, как человека похоронят на кладбище, делают поминальный обед. Обязательно без алкоголя. И говорят в этот день именно об ушедшем, а не о своих мирских делах и проблемах, даже если собравшиеся давно не виделись. Это не праздник.

Считается, что после похорон душа 9 дней проходит вместе с ангелом все чертоги ада и рая. И потом в течение 40 дней над ней вершится суд Божий. Потому эти дни также имеют сакральное значение в поминовении усопших. В эти дни также проводят поминальные обеды, посещают кладбище, храм.

В церкви недостаточно просто поставить свечку или заказать требу. Нужно помолиться самим. И даже если вы заказываете сорокоуст, значит, 40 дней нужно поминать ушедшего в своих домашних молитвах.

Купание на крещение – церковный обычай или народная традиция?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):
отец Агафангел. марка.jpg- Купание на Крещение - это народная традиция. Сама по себе она не плоха, но печально то, что купание становится для многих заменой праздничной службы и даже Причастия...
Спрашиваешь таких купающихся: «А вы причащаетесь на Крещение?» И часто ответ: «нет». Но ведь суть праздника не в купании, а в том, чтобы сочетаться со Христом. А взять святой воды не первостепенное дело. Просто пойти искупаться или набрать святой воды не это есть цель. У любого человека, если он христианин, одно желание – быть с Богом, а это происходит в таинстве Причастия. Сам Господь говорит, что кто не ест Тела Моего и не пьет Крови Моей, тот не имеет жизни...
Также неправильно думать, что грехи смываются купанием на Крещение. Они омываются слезами покаяния в Таинстве исповеди, которое еще называют вторым Крещением.
Будем относиться с благоговением к Крещенской воде и принимать ее во здравие души и тела, при этом никогда не забывая, что истинное брашно и питие есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Грешно ли обращаться к целителям?

Благословите, батюшка! Можно ли ходить к целителям, которые отчитывают перед иконами от пьянства?

Отвечает иеромонах Андроник (Дунаев):

иеромона Андроник марка...jpg- Церковь отрицательно относится к любым видам «целителей». Что касательно порока пьянства – это такая проблема в жизни человека, которую он способен решить только сам, обращаясь к «официальным представителям» - священникам, то есть, к Церкви. И через участвие в таинствах, сначала Исповеди, затем и Причастии Святых Тайнств, получить исцеление. 

Сначала обязательно нужно исповедоваться, чтобы выяснить причину данного недуга. Может, он связан с унынием или годостью, а, может, банально, с леностью. И поэтому решение данной проблемы лежит в плоскости личностного изменения. А всякого рода «целители» предлагают сидеть на «точке № 5» и ничего не делать.

Можно ли приступать к таинствам в критические дни? 

Добрый день! В передаче «Ответ священника» на телеканале «Спас» священник Павел Островский говорит о женских месячных, что это не является причиной отлучения от таинств. Могли бы прокомментировать, пожалуйста.

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):
отец Агафангел. марка.jpg- Согласно церковной традиции, в эти дни не принято приступать к таинствам, но не из-за греховной нечистоты, а из-за благоговения к Святыне. Ведь и священник, если у него идет кровь, не имеет права служить. В эти дни также не прикасаются к иконам и другим святыням. Вопросы частного характера следует обсудить с духовником (священником, у которого вы исповедуетесь). Под частным подразумевается состояния уныния, скорби, болезни. Если эти истечения стали болезнью, то в эти дни можно участвовать в таинствах (вспомним кровоточивую жену, которая прикоснулась ко Христу).
Этой церковной традиции не одна сотня лет. На мой взгляд, все новаторские решения по каким-то вещам, сложившимся в течение времени, следует принимать соборно. Кажется, официального постановления архиерейского собора по поводу того, можно ли женщине причащаться и исповедоваться в критические дни, не было. Отдельные высказывания по этому вопросу – это частные мнения. А личное мнение не гарант истины.
На самом деле, разве это очень важный вопрос? Несколько дней нельзя причаститься, в чём трагедия?
Раньше по таким вопросам не было каких-то бурных дискуссий. Хотя на протяжении истории Церкви по этому поводу высказывались мнения. Но почему-то в наше время этот вопрос стал особенно остро… Почему-то церковные традиции, которые появились не без оснований, перестали многих удовлетворять… Может, это просто из-за гордыни?
Зачем мы отцеживаем комара? Не гораздо ли сложнее тем, кто хочет есть Тело и пить Кровь Христову, примириться с опечалившими их? А мы создаем проблему, которой нет.

Для кого конец света станет внезапным?

В Евангелии написано, что второе пришествие Христа будет внезапным. А также написано о том, что его будут предварять знамения. И про антихриста сказано в послании Иоанна Богослова. Почему же тогда это будет внезапным? Ведь, кажется, три с половиной года мир будет отдан сатане... Внезапности, получается, не будет? Или это только для кого-то будет внезапным, а для кого-то - нет?

Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Господь предупреждает нас: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32-33). Также Он говорит, что «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). При этом есть признаки конца света. Но признаки эти проявлялись с самого начала христианства. Первые христиане считали, что конец света наступит при их жизни. Когда были гонения на христиан, или во времена Великой схизмы (церковного раскола 1054 года), или когда видели отступление от веры в Византии, казалось, что конец света не за горами. Человек, живущий в России в 1917 году, думал, что апокалипсис совершается на его глазах. И, тем не менее, второе пришествие не наступает вот уже 2000 лет. Господь долготерпит. Сколько продлится долготерпение, никто не знает. Но, чем дольше человечество живёт, тем больше признаков приближение конца наблюдает.

Для каждого человека концом света станет его собственная смерть. В Священном писании очень много аналогий, приложимых к истории души каждого человека. Вспомним слова Господа, обращённые к ученикам: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4-5). Это не значит, что на всех упадут «силоамские» башни, а что также внезапна будет смерть. И ты будешь в преддверии Ада или Рая - либо трепетать от ужаса, либо ожидать соединения со Христом.

Сроки конца света нам не известны. Известно лишь, что человечество движется к нему. Если посмотрим на тенденции всеобщего человеческого движения, то признаков конца света всё больше и больше. Но сколько это продлится, никому не известно. Для верных, которые будут читать «Апокалипсис» всё будет очевидным, они будут пребывать в истине и ожидать пришествия Христа. Остальные будут находиться в состоянии помрачения ума. Есть такие слова: «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр.16:11). Только верные будут осознавать, что нужно подождать всего три года, что это последняя агония мира перед завершением истории и пришествием Христа. «Апокалипсис» заканчивается не концом света, а новым Иерусалимом, который сходит с неба. Впереди будут вечная жизнь, вечная радость, вечное блаженство. Человечество будет делиться по этому признаку: кто-то будет ждать Христа, а кто-то бегать от антихриста, а, может, и приветствовать его, страдать от язв. То есть помрачение будет таким, что при множестве признаков конца света, он станет внезапным.

 

Где граница между ленью и усталостью?

Здравствуйте, батюшка, подскажите, как христианину при выполнении физической работы понять, где граница между ленью и истинной физической усталостью? Причина вопроса: вижу, что другие женщины трудятся духовно, умственно и физически в семье гораздо больше меня, совесть мучает. По совету врача, сдала кровь на гормоны, результат - недостаточность работы щитовидной железы, которая и влияет на выносливость. Совесть все равно не на месте. Благодарю за ответ!


Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Наверное, нужно опытным путём искать золотую середину. Выше своей веры и планки здоровья мы прыгнуть не сможем. Но как узнать, ленность это или нет? Смотря из-за чего мы останавливаемся в труде. Если мы останавливаемся, потому что не хотим дальше работать, то это одно дело, если у нас, действительно, нет сил продолжать - другое. Можно попробовать брать чуть-чуть выше планки, когда организм говорит: «ой, я устал», но и слишком перетруждаться не нужно, потому что можно надорваться.

При этом беспроигрышный вариант укорить себя, сказать: «Господи, прости меня, вот такой я нерадивый, ленивый, помоги мне исправиться».

Боюсь, что моя исповедь отнимет у священника много времени. Как быть?

Здравствуйте батюшка! К сожалению, я очень редко исповедуюсь. Грехи накапливаются, и я считаю, что моя исповедь займет много времени, не хочется отнимать много времени у священника во время Богослужения и задерживать очередь тоже не хочется. Как лучше поступить? Подскажите, пожалуйста, когда в вашем храме совершается Таинство исповеди и когда лучше исповедоваться в моем случае? Спаси Вас Господи.


Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Таинство совершается ежедневно. Вам лучше всего прийти исповедоваться на вечернюю службу. А ещё лучше на вечернюю службу в будний день. В будние дни обычно народа немного. Но и в субботу, когда храм полон, есть время исповедоваться, тем более что на исповедь выходит два священника. Если вы всё же переживаете, что займёте много времени, то тогда решите, у кого вы хотите исповедоваться, и договоритесь с этим священником заранее.

Можно ли женщине входить в храм без платка?

Мы с друзьями случайно оказались возле красивейшего храма в нашей области. Но у меня с собой не было платка, и я не решилась войти. Подскажите, можно ли входить в церковь без платка?

В Евангелии не сказано относительно всех женщин о необходимости покрывать голову платком. Есть лишь одно место, где затрагивается этот вопрос, - отдельные стихи в послании апостола Павла к коринфянам. Апостол говорит: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, бесчестит свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1Кор. 11:5-7). Нужно пояснить, почему Павел просил покрывать голову. В Коринфе замужние женщины в обществе покрывали голову (как знак уважения к мужу и того, что он есть глава семьи), а стрижеными или с непокрытыми волосами ходили блудницы. В христианских общинах, в церквях представительницы слабого пола не считали нужным надевать платки и покрывала, чувствуя единение с остальными братьями и сестрами во Христе, как со своими домашними. Однако у язычников это вызывало недоумение, осуждение не только этих женщин, но и вообще христиан, ибо с непокрытыми головами в то время ходили блудницы. Поэтому Павел призывает покрывать голову, либо уж вообще остригаться.

В Российской империи в храмах платки носили замужние женщины, девицы же и тем более девочки голову не покрывали. Традиция надевать платок всем представительницам женского пола независимо от возраста появилась уже в советские годы.

Иеромонах Дамиан марка.JPG- Так заведено, что женщина в храме покрывает голову. Это признак её скромности, - отметил иеромонах Дамиан (Крыжановский).

Не стоит нарушать традиции по собственному разумению. Не стоит и смущать прихожан, которые не знают подоплёки вопроса. Однако если по какой-то причине у девушки с собой нет платка, а она хочет войти в храм, то его отсутствие ни в коем случае не должно стать препятствием. В конце концов, в каждой церкви обычно висит множество платочков и юбочек, которые можно надеть, но, если их нет, заходите смело и не обращайте внимания, если вам сделают замечание, примите это смиренно.

Можно ли целоваться с любимым человеком до брака?

В Евангелии написано, что необходимо хранить себя в чистоте до брака, что блудники Царствия Божия не наследуют. Является ли поцелуй с любимым человеком до брака блудом?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- Конечно, это не сохранение целомудрия. Всякие телесные отношения до брака недопустимы. Надо стараться их избегать. Это станет проверкой, насколько крепка ваша любовь. В браке ведь тоже супруги могут находиться в разных состояниях, к примеру, болеть, когда нет возможности для физического проявления своей душевной любви. Наоборот даже, такое воздержание укрепляет отношения. А если начинаются поцелуи, объятия, они словно ослабляют это душевное чувство. 

Враг не сидит в стороне, начинает сеять помыслы и потихоньку может привести к разным вещам. Может, и не приведёт, но искушение всё равно будет. Поэтому, если у людей, действительно, друг к другу истинные сердечные чувства, то они могут потерпеть этот период, и ничего страшного не будет. Наоборот, их отношения станут только лучше, потому что брак основан на сердечной привязанности, а не на телесной. Написано, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5:27–28). Это  относится и к женскому полу по отношении к мужчинам. Поэтому лучше избегать этого.

Что делать, если нет духовника?
Как быть, если ты принял христианскую веру будучи уже взрослым человеком и не имеешь духовника - наставника (извините, если не владею терминологией) , ведь каждый христианин должен быть направляем человеком сведущим? 

Отвечает иеромонах Андроник (Дунаев):

- иеромона Андроник марка...jpgНе следует бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно молиться в храме.

Духовник не может определяется просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Нормально, когда человек «подходит» к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди. В дальнейшем, если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни – значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы – мне кажется, здесь есть, о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Главное помнить, что духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием. Это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни, и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом – достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник – это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который дает Церковь. И самое главное не нужно спешить!


Для чего заказывают сорокоуст?

Сейчас стало «модно» заказывать сорокоусты, причем люди даже не всегда понимают, для чего им это нужно. Объясните, в чём истинное предназначение сорокоуста за здравие и сорокоуста за упокой, в каких случаях их следует заказывать и что стоит делать во время их чтения (может быть, какие-то молитвы дополнительно читать, пост держать или что-то ещё). И, главное, в сети много людей пишут, что после того, как они заказали себе сорокоуст за здравие, все дела у них пошли наперекосяк. Почему это случается? Предрассудки, совпадение или закономерность?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- Можно сказать, что сорокоуст - это самое главное поминовение в Церкви. Так как в течение 40 дней на Литургии  из просфор (специального хлеба для богослужения) вынимаются частички о здравии и упокоении людей, которые (или за которых) подали записку, и в конце службы погружаются в чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Приносится бескровная жертва, выше и святее этой жертвы нет ничего, ибо Господь Сам Себя приносит в жертву за нас.
Подавать на проскомидию или на сорокоуст нельзя за некрещенных, вероотступников, колдунов, богоборцев...
Во времена, когда благочестие было высоким, не вынимались частички за людей, которые только по названию «Христиане» но сами не живут жизнью христианской - не борются со страстями, не исповедуются, не причащаются, не пытаются жить по уставам Церкви... Как Господь может омыть Своей Кровью грехи противящихся Ему?... Такая практика существует и сейчас. Поэтому часто у таких людей, сопротивляющихся Богу, когда за них подают сорокоуст, словно бы умножаются скорби. Почему так кажется? Они, противники воле Божией, думают, что их проблемы связаны с тем, что за них помолились. Но, может быть, это бесы не хотят, чтобы человек менялся, и строят ему какие-то козни. А могут быть и естественные совпадения. То есть человек так ведёт свою жизнь, что она неминуемо обрастает скорбями. К примеру, человек пил, и у него начался цирроз печени. При этом его друг заказал за него сорокоуст. И они оба сделали вывод, что до болезни его довела именно молитва.   

А вообще многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. Когда у святых прекращались скорби, они плакали: Господи, почему Ты меня оставил?

Подавая на сорокоуст, не надо оставлять и свою молитву, по заповеди Христовой - любите друг друга. Но надо помнить и слова апостола Иакова: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5,16). А как молиться за того или иного человека, можно спросить у священника, потому что каждый случай индивидуальный.  

 

Почему Господь назвал Иоанна Крестителя большим из людей?

В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит об Иоанне Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. (Матф.11:11)». Как понимать эти слова? Ведь было много пророков и святых, почему же именно он больший из рожденных?

Отвечает игумен Варнава (Соколов):

- Ответственные задания всегда поручаются проверенным людям. Чем дело серьёзнее, тем человек, соответственно, должен быть надёжнее и лучше. Иоанну Крестителю, по сути, надлежало стать крёстным у Господа (это, конечно, догматически звучит неверно). Ему надлежало крестить Самого Христа. Представьте, какая честь быть крёстным, например, у какого-то правителя. Абы кого не возьмут! А тут у самого Господа!

У Израильского народа была миссия принять Христа, но сколько людей оказалось не готово и соблазнилось о Нём. А Иоанну надлежало Его крестить, при этом зная, что Он выше Его, и не отречься от этого служения.

Иоанн с самого зачатия был предназначен к этой миссии. Из Евангелия мы знаем, как будущий креститель и Господь Иисус Христос повстречались друг с другом, ещё находясь во чреве.

Иоанн готовился к своему служению. Он жил в суровых условиях пустыни, ел акриды и дикий мёд, никогда не пил ни вина, ни сикера, носил одежду из верблюжьего волоса. Иоанн был в девстве и в постоянном молитвенном предстоянии. Ещё в детстве его искали убить, и закончил он мученической кончиной – ему отсекли голову. За что? Не за то, что он ввязался в какую-то драку. А за то, что он говорил правду. Его уважали, любили, но он продолжал свидетельствовать об истине, а мир не может принять истину, поэтому его убили. При этом он обладал смирением. Его спрашивали: «Ты Христос?», «Нет, не Христос», «Ты пророк?», «Нет, не пророк». Так смиренно отвечал тот, о котором Господь Сам засвидетельствовал, что нет никого выше его рожденных, и сравнивал его с самым почитаемым пророком в Израиле – Илиёй.

Мы знаем, что Иоанн Креститель предстоит к Господу после Божией Матери ближе всех. Церковь семь раз в году вспоминает и празднует события, связанные с его жизнью.

Можно ли после причащения целовать руку священнику?
Приходилось слышать от некоторых священников, что после причастия нельзя целовать руку священника и прикладываться к иконам. А как на самом деле поступать правильно?

Отвечает игумен монастыря Варнава (Соколов):

   Целовать или не целовать руку священнику - это не канон (строгое правило), а традиция, которая отличается в разных поместных Церквях. Например, в Грузии не принято целовать руку священнику. 

   Вообще, какой смысл в целовании руки священника? Священник - это живая икона Христа. Поэтому подобно тому, как мы прикладываемся к иконам, выражая своё почитание Христу, Божией Матери и Святых, так же прикладываемся к деснице Священника. Как говорит в одной из бесед Митрополит Антоний Сурожский (+2003г.), священник - это ослик, на котором восседает Христос. И нам, мирянам, смотря на ослика, надо помнить о Христе, а священнику надо помнить, что почести воздаются не ему, но восседающему на нём Христу.

  Что же касается традиции не прикладываться ни к иконам, ни к руке священника после причащения, то это достаточно древний и распространённый обычай. Однако нужно помнить, что после запивания теплотой (т. н. запивки) можно прикладываться и к иконам, и к руке священника. Обычно Крест для целования подаётся уже после того, как запили теплоту.

Что такое Святые Христовы Тайны?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело  и Кровь Христовы , в которые «пресуществляются» хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою плоть  и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, т. е. Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: «Сие творите в Моё воспоминание».

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т. е. соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».

Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, «как боги, знающие Добро и Зло», изгнаны были из Рая. Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Задайте свой вопрос (все поля обязательны)

Ваше имя *

Адрес электронной почты *

Ваш вопрос*

Введите защитный код*

Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать