Фото В. Харьковского
Иногда в государственные праздники рясу протоиерея Игоря Никифорова украшают боевые медали. Настоятель гайского собора св.прав. Иоанна Кронштадтского, исполняя детскую мечту, посвятил жизнь армии, как и все в то время, воевал в горячих точках, но 20 лет назад оставил службу и стал священником.
Отец Игорь рассказал нам, почему он выбрал путь пастыря, как военная выправка отражается на его служении и что сегодня главное в деятельности священника.
Бежишь с автоматом, а про себя: «Господи, помилуй!»
Людмила Максимова: Отец Игорь, почему вы стали военным, ведь это было небезопасное время?
Отец Игорь: Я об этом мечтал с детства. У нас в семье это было принято: у меня дядя – генерал, братья – полковник и майор.
Но из-за слабого зрения после окончания школы (я родился и вырос в Оренбурге) не прошёл в военное училище. В институт я поступать не захотел и начал работать на электромеханическом заводе. А через два года, в 1982-м, я ушёл в армию и уже не вернулся. Начинал службу с Ашхабада, пришлось немного побывать за рекой, как мы тогда говорили об Афганистане. Наш полк охранял мост через Амударью. Иногда приходилось уходить туда сопровождать колонну. Я тогда был сапёром.
- Вы сталкивались там со страшными вещами?
- Бог миловал, с сильно страшными - не сталкивался. Но потом приходилось ещё страшнее - на войне с ваххабитами в Таджикистане. Я находился в составе 201-й мотострелковой дивизии, защищавшей таджикско-афганскую границу. До сих пор там война продолжается.
- Вы уже были верующим человеком?
- Тогда ещё нет. Я некрещёный был, но в церковь заходил. Потом это отошло, но на войне, наверное, неверующих людей нет, там все во что-то верят. И когда ты чувствуешь, что с тобой что-то должно или может произойти, в мыслях идёт всё время: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!». Бежишь с автоматом, где-то стреляет, а про себя всё: «Господи, помилуй!».
После срочной службы в Афганистане, учился в школе прапорщиков на Украине, затем служил в разведывательной роте в Венгрии, после, как раз, был Таджикистан. В 1992 году я эвакуировал оттуда семью. Матушка была беременна вторым ребёнком. Весь мой военный путь матушка была со мной рядом.
Матушка Людмила, фото В. Харьковского
- А когда вы успели пожениться?
- В 1985 году я (тогда уже был прапорщиком) приехал в отпуск в Оренбург. 1 мая мы с ней познакомились, а 17 мая расписались. И уже больше 30 лет мы вместе. У нас трое детей.
После войны нашёл себя в храме
- Отец Игорь, вы говорили, что в детстве на вас оказал влияние митрополит Леонтий (Бондарь). А семья у вас была верующей?
У Степана Лукъяновича было трое детей. Их отправили в детдом, когда отца и мать сослали в Сибирь. Моя бабушка всю жизнь боялась, что кто-нибудь узнает о её отце-священнике. Она молилась, но скрытно, в церковь не ходила. Разговоров на тему веры и о предках дома не было (вопрос о нашем крещении даже не стоял, хотя моя мама была крещёной). А её брат и сестра не скрывали веру. Я узнал о прадеде, когда стал взрослым. Меня водила в храм наша верующая соседка. Дома у неё было очень много старых книг и икон. И вот, когда она заболевала, к ней на мотоцикле «Урал» приезжал владыка… Владыка Леонтий поднимался из коляски с архиерейским посохом. Он меня благословлял.
Шли годы, я оставался некрещёным, хотя мой папа стал христианином, когда погиб мой младший брат Алёша. Папа очень сильно страдал и ходил к владыке Леонтию, после этого принял крещение.
В течение жизни, оказываясь в разных местах, я заходил в церковь, ставил свечки. В Душанбе я хорошо знал настоятеля, и когда у меня погиб солдат, ходил к нему.
А с владыкой Леонтием я очень тесно общался перед рукоположением и когда стал священником.
- Если служба в армии была мечтой, как же вы решились оставить военную карьеру?
- После войны путь у всех один – начинают пить и не могут себя найти. Так и со мной произошло. Служба есть, но какой-то внутренний дискомфорт. Ведь мирная жизнь совершенно другая! И отношения другие, и начальство, вообще всё! Там всё проще, отношения основаны на дружбе. Как я буду относиться к тебе, если знаю, что я должен пойти с тобой и выполнить задачу, где ты меня прикроешь? Мы в части очень дружили. Не было предательства, никто не мог подставить. А в мирной жизни всё сложнее и запутаннее. На войне есть враг и всё. А здесь «начальник и подчинённый». Для меня это было тяжело.
Вскоре по возвращении в Оренбург соседка предложила нам сходить в храм. Так мы с женой оказались в Иоанно-Богословской церкви. Там я себя и нашёл. Пришло успокоение. Я начал обретать Бога. Это непередаваемое чувство.
Незадолго до этого мы всей семьёй покрестились в Саракташе. Отец Николай Стремский обратился к нашему командиру с просьбой выделить ремни для гимназистов. Командир попросил меня их отвезти, поскольку я бывал в районе (у меня тёща там жила). Так познакомился с отцом Николаем, и он предложил нам принять крещение.
Вскоре как раз начали ходить в храм, воскресную школу для взрослых. Настоятеля отца Алексия Паренькова считаю своим духовным наставником, потому что именно он показал мне дорогу к Богу. Я часто вспоминаю это время. Такое чувство лёгкости было. После работы мы с матушкой бежали на акафисты. Радость великая была в сердце. Скоро мы обвенчались.
«Попы в армии не нужны»
Фото В. Харьковского
- Как ваше воцерковление отразилось на службе?
- Мои сослуживцы сказали: «У него крыша поехала!» Я был на хорошему счету, начальник образцовой столовой, кормил иностранцев, и вдруг говорю: воровать – грех. Это были 90-е годы. Всё разваливалось. Ничего нельзя было купить, да и зарплаты задерживали. Подходит ко мне замкомандира полка и говорит: приготовь мне мешок лука, картошки. И откуда это взять, его не интересовало? Не доложить в порции? А если комиссия тебя проверит, он ведь не прикроет. Приходилось выкручиваться. Нужно было ремонтировать столовую, а средства не выделялись. Принимаем решение с командиром, откладывать понемногу банки с тушёнкой, а потом обменивать на стройматериалы. Очень жёстко было. Я обретаю дорогу к Богу, уже чувствую благодать Божию, и в это же время меня заставляют делать то, что для меня уже противно. Я начинаю сопротивляться. Соответственно, нужно освободить место.
Храм Иоанна Богослова в Оренбурге, фото talova.my1.ru
Примерно тогда же я поехал в составе Оренбургской епархии на Рождественские чтения, и после мне передали слова начальника штаба о том, что от меня нужно избавляться: «Нам попы в армии не нужны». Тогда я спросил у владыки Леонтия, что мне делать. И он ответил – увольняться. А у меня 18 лет выслуги. До пенсии всего ничего. Ну ладно, увольняться, так увольняться. В январе я написал рапорт. Но командир не хотел меня отпускать: меня арестовывали, задерживали на машине, уговаривали жену. И только в мае уволили, когда я уже трудился экономом в Иоанно-Богословской церкви. Также я там был водителем, иногда алтарником, чтецом, умел составлять службу. Настоятель входил в Союз художников, поэтому мне приходилось заниматься вопросами сохранения исторических памятников.
Фото с сайта собора св.прав.Иоанна Кронштадтского в Гае
Когда я нашёл дорогу к Богу, мир перевернулся. Я мечтал посвятить себя службе с детства и не понимал, как жить, когда ушёл из армии. Но оказалось, что можно жить совсем по-другому. Митрополит Леонтий сказал, что нужно рукополагаться. Хотя у меня этого и в мыслях не было.
После рукоположения я больше месяца чуть ли не ежедневно как на работу ездил домой к владыке. Мне нужно было получить антиминс, и это никак не удавалось. Каждый день владыка говорил мне: «Отец Игорь, к 9 часам завтра подъезжайте». Я думаю, что это был промысел Божий. Митрополит вёл приём, а я сидел рядом. Иногда он спрашивал моё мнение. Мы много разговаривали, он объяснял то, что я не понимал. Я как будто школу у него прошёл. Он был человеком святой жизни и прозорливец.
В то время мы с женой в Оренбурге никак не могли купить квартиру, что-то постоянно срывалось. И владыка сказал, мол, поедете в деревню, и там у вас будет два дома. Как в деревню? Я работаю в храме, жена в больнице. И вот в 1988 году на Воздвижение у меня были диаконская хиротония, а 1 ноября меня рукополагают во священники. А потом владыка сообщает, что направляет меня в Светлый. Как владыка сказал, так и было у меня там два дома (дом на даче и квартира, которую дали как бывшему военнослужащему, но жили мы при храме).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Светлом
Первое время был шок
- Вы привыкли много ездить, и, наверное, вас не сильно шокировал указ о назначении на край области?
- Первое время был шок. Всё не обустроено. В бараке, предназначенном для будущего храма, стоял только иконостас. Книг, антиминса, евхаристических сосудов не было. Жилья не было. Было очень холодно. Слава Богу, навели порядок. Первым делом отремонтировали крышу, а то ведь на службах тазики ставили. Во второй половине барака устроили дом для священника. Провели отопление.
Приходилось добывать деньги.
- Местная власть помогала?
- Мы всё сами делали. Потому что на храме до моего приезда некоторые товарищи зарабатывали деньги, вкладывая и тут же забирая. Мне пришлось списать вагон теплоизоляции, вагон кирпича, который я не видел! Куда столько на барак площадью 60 на 15 метров! Фермеры выделяли зерно, сено, мясо – и всё это не доходило до храма. Я снял председателя приходского совета, которая была заодно с теми начальниками. На моих глазах она однажды вскрыла церковную кружку и опорожнила её в свою сумку. Она ещё пыталась побороться за своё место. Но сотрудники ОБЭП сразу сказали, что за все дела ей могут дать не меньше пяти лет. Вот с чем пришлось столкнуться на новом месте.
Первое венчание в Покровском храме, 1998 год
- Вы стали первым постоянным священником в Светлом. Как на вас отреагировали местные жители?
- Сначала шли посмотреть на попа. Дети за бороду дёргали: «Дяденька, ты чего в платьишке ходишь». Болтали: у попа борода приклеенная, его выгнали с прежнего места, и он к нам устроился. До сих пор сочиняют те, кого я разогнал.
«Вы готовы к пожару?»
- Вы были так близки с владыкой Леонтием. Каково это потерять духовного наставника?
- Знаете, очень тяжело. Я сильно плакал. Когда узнал, что владыка умер, тут же выехал в Оренбург. Всю ночь мы провели в соборе возле почившего. Схиархимандрит Серафим всё сделал. С отцом Серафимом я тоже до последнего общался, ездил к нему, спрашивал совета. Ведь тогда же и отец Алексий Пареньков уехал в Москву. Обратиться больше было не к кому. Службу-то я знал, в храме Иоанна Богослова ведь был и чтецом, и алтарником. Но иногда не знал, как ответить людям на сложные вопросы. Это то, чему не учат в семинарии. В 2005 году я закончил Самарскую духовную семинарию.
- В 2014 году вас назначили настоятелем собора в Гае. Как вы приняли эту весть?
- На мой 50-летний юбилей приехал епископ Орский и Гайский Ириней. Он спросил меня: «Вы готовы к пожару?» Это снова был шок. Понимаете, всё было налаженно. В Светлом в храме Покрова Пресвятой Богородицы я служил почти 16 лет. Был уважаемым человеком, ко мне прислушивались не только православные, но и мусульмане. Светлый – крайняя точка области. Бок о бок с храмом находится погранчасть. Глава посёлка просил владыку оставить меня. Даже губератор просил. Но владыка ответил: «Юрий Александрович, вы себе кадры подбираете, команду создаёте? Мне тоже нужна команда. Мне он там более необходим».
Трудно, тяжело. Привык к размеренному быту. Приезжаю в Гай. Жилья нет. Недостроенный храм. Холодно. Котельная не работает. Свои проблемы, которые надо решать. Через год запустили котельную, в церкви стало даже жарко. Заложили воскресную школу. Перекрыли колокольню. Мы молились и просили старцев молиться о том, чтобы достроить храм. И, слава Богу, в этом году УГМК снова начала (после почти десятилетнего перерыва) финансировать строительство. Увеличился приход, сейчас в храме практически встать негде.
Отец Игорь в будущем храме достраиваемого собора в Гае, фото В. Харьковского
Не хватает общения с паствой
- Как ваш военный нрав, характер влияет на вашу духовную и пастырскую жизнь? Всем ли привычно это?
- В армии я воевал с внешними врагами, а теперь враги внутренние. Война идёт, и для меня она не прекращается: теперь я воюю с силами зла. Именно армия дала силы, знания к тому, чтобы сейчас я выполнял свои обязанности. Здесь так же дисциплина, послушания. В армии просто всё жёстче. Дал приказ, не выполнил - наказали. А в церкви нужно быть и дипломатом, и психологом. Нельзя со всеми людьми разговаривать одинаково. Был случай, когда я разговаривал с человеком, который четыре раза сидел в тюрьме. Он сел передо мной на корточки. Пока я разговаривал с ним на нормальном языке, он меня не понимал. Как только я заговорил на его языке, у него сразу заблестели глаза, и он начал слушать. К каждому человеку должен быть индивидуальный подход.
С одним нужно жёстко поговорить, другого нужно погладить и взбодрить. Это очень сложно. Часто я объясняю на своём личном примере. Это помогает понять меня лучше. После 20 лет служения я прихожу к мысли, что мы рано рукополагаем священников. У начинающих пастырей нет духовного и житейского опыта. Молодой человек обладает богословскими знаниями, но в жизни как это всё претворить? Как дать житейский и духовный совет человеку, который старше тебя? Как помочь и утешить, когда ты сам ещё ничего не терял? Конечно, понятно, что мы учитываем реалии - не хватает духовенства.
- Что же в таком случае делать молодым пастырям, у которых нет опыта, как им не сломаться?
- Нужно прислушиваться к старшим священникам. Когда меня рукоположили, уже служил отец Алексий Асеев. Мы были одногодками, но я разговаривал с ним на «вы». Сейчас молодой священник приходит, и у него нет уважения к старшим священникам. Это гордыня. «Ну, так я же больше знаю, я такой начитанный, магистр, а ты кто такой? Я цитатами евангельскими бросаюсь, а ты что?» Ну, ведь это же так! Сами видели!