460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Ни в чём не отказывать

12.05.2018
Ведомости Оренбургской митрополии , Людмила Максимова

Протоиерей Георгий Стрельцов уже почти 10 лет бессменно несет послушание духовника Оренбургской духовной семинарии. Отец Георгий рассказал о своих подопечных, чем они отличаются от студентов духовных учебных заведений во времена его юности и что должно быть главным для будущего священника.


- Отец Георгий, объясните, пожалуйста, один духовник в учебном заведении - это жёсткое правило или просто традиция?

- Это не то чтобы традиция, а сложившаяся реальность. Как один преподаватель ведёт конкретный предмет, так и за своё дело отвечает духовник семинарии – он занимается духовной жизнью студентов. Самое главное для духовника – это исповедь.

- Как часто семинаристы исповедуются?

- У нас нет определённого расписания для исповеди. Я преподаю в семинарии литургику и катехизис. Бываю здесь по пятницам, и студенты, зная об этом, готовятся исповедоваться в этот день, либо просто приходят о чём-либо посоветоваться. Любой студент может подойти ко мне и спросить, что хочет, у них есть мой номер телефона, так что они могут и позвонить.

Когда семинария открывалась, я даже ночевал в ней. Был дежурным помощником. Порой со студентами могли беседовать до полночи.


- Трудно установить отношения с семинаристами? Ведь каждый приходит со своим духовным опытом, у многих, наверняка, были духовники. Действительно ли семинаристы не могут исповедоваться у других священников?

- Всё гораздо проще. Оказавшись в семинарии, студенты уже не имеют возможности бывать у своих прежних батюшек чисто физически. А духовник семинарии всегда рядом.

Но никто не может запретить студенту исповедоваться и у других священников. Это не возбраняется.

Представьте, вы пришли к врачу, а вам терапевт говорит: «Марья Ивановна заболела, приходи потом». Ведь её кто-то заместит. У меня бывает очень много разных дел. Сами студенты находятся на послушаниях в разных храмах. Многие семинаристы иподьяконствуют с владыкой, ездят по всем приходам. Естественно они где-то причащаются и исповедуются. Ведь не могу я каждый день ездить к ним или они ко мне.

- А важно исповедоваться у одного человека?

- Даже вот вам удобнее, наверное, всегда подходить к одному батюшке, иметь своего духовника, потому что вы его знаете, он вас знает, вам легче с ним разговаривать, и он может вас поругать. Сейчас вы начнёте мне исповедоваться, а я вас не смогу поругать, ведь я вас не учил. А когда я буду вас знать, смогу что-то и потребовать. Раньше семейный духовник даже вёл журнал исповеди. Допустим, если долго человек не приходил на исповедь, духовник мог подойти и сказать: «Дорогая, ты у нас давно не исповедовалась, не пора ли прийти?»

- Отец Георгий, вы старший священник в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Отличается ли служение духовником в семинарии и в храме в миру?

- Человек везде человек. И у каждого человека свои грехи. У 7-летнего ребёнка одни грехи, у 14-летнего – другие. Так, с возрастом они меняются. Меняются и с обстоятельствами. У семинаристов особые цели и, соответственно, особые трудности и искушения. Исповедь - это покаяние во грехах и исцеление. Самое главное, чтобы человек тянулся к покаянию и, соответственно, исповеди.

- Какими качествами должен обладать будущий священник?

- Однажды днём ко мне подошла исповедоваться одна женщина. Я спросил: какая необходимость это сделать именно сейчас, приходите завтра. Но она сказала: я боюсь не дожить со своим грехом до завтра. С тех пор уже лет 20 прошло, как такой вопрос мне задали, и по сей день я не спрашиваю, какая необходимость - просто иду.

Представьте, что вы вызываете «скорую», и вам задают дурные вопросы: «А что у вас, не умираете ли вы, а, может, вы ещё до утра поживёте, завтра участкового к вам пригласим».

Приходится порой и ночью приезжать исповедовать. Человек умирает, родные боятся, что до утра не доживёт, берёшь Святые Дары и едешь исповедовать. Поэтому я и студентам и молодым батюшкам говорю не задавать лишние вопросы, а просто ехать и всё. Не поедешь, а человек умрёт. И люди на основании одного случая могут решить, что все батюшки такие бессердечные. Для священника очень важные качества — жертвенность, безотказность.

Самое главное - веру иметь и знать, зачем поступаешь в семинарию, ни в чём не отказывать людям, служить им и Богу, чтобы от нас пастве была большая помощь и польза.

Надо стараться, чтобы люди, пришедшие в церковь, исповедовались, примирялись с Богом и друг с другом, обретали духовную радость.


- Как быстро приходит умение видеть сердца и насколько это важно для духовника? Ведь зачастую в священники идут юноши без жизненного опыта.

- Молодой батюшка, он и есть молодой, без ошибок он не обойдется. Но чем дальше будет служить, тем больше опыта у него будет. Мы ведь все сразу на ноги не встали, ни один человек не побежал сразу, как родился. Так и здесь. На Вербное воскресенье в Никольском соборе 29 лет назад меня рукоположили, а в среду я уже исповедовал. Народу много подходило. К молодым батюшкам любили подходить, тем более я там вырос, и меня многие знали. 20 лет там прослужил. Если батюшка не знает, как ответить на вопрос прихожанина, можно аккуратно это пояснить и попросить прийти за ответом в другой день. Я так делал. Мы спрашивали старших священников, много читали. Я и сейчас могу позвонить владыке и спросить, как поступить.

- Кому в семинарии легче давать советы: вчерашним школьникам или взрослым студентам?

- У нас не светское заведение. Человек сюда идёт сознательно. Господь его призывает. Если Он не допустит, он туда и не попадёт. Это не просто так - с улицы шёл и даже не знает «Господи помилуй» и «Отче наш». У молодого человека уже есть какой-то фундамент веры. Конечно, бывший студент вуза отличается от вчерашнего школьника. У него более серьёзный взгляд и отношение к жизни. Например, мой сын два года отучился в вузе, а затем решил поступить в семинарию. Это был осознанный шаг. Вчерашние же школьники – часто ещё дети. Прислушиваются к советам все, но, в целом, чем старше, тем вдумчивее.

- Семинарии в этом году исполнилось 9 лет. Абитуриенты как-то изменились за это время? А чем отличаются нынешние студенты от тех, когда учились вы?

- В моё время в семинарию поступали только после армии. Представьте человека, пришедшего из армии, и человека, выпустившегося из школы. Мы уже были взрослыми людьми, прошли какую-никакую школу жизни, получили закалку. Государство тогда всё контролировало, особенно жизнь Церкви. Когда я решил поступать в семинарию (тогда в стране было только четыре духовных учебных заведения: в Троице-Сергиевой лавре, в Питере, в Одессе и в Киеве), со стороны власти мне ни слова не сказали, зато в семинарии Троице-Сергиевой Лавры уже были поданы данные обо мне. Перед рукоположением я должен был познакомиться с уполномоченным по делам религий (его кабинет находился в Доме советов).

Кроме этого нас отличает ещё кое-что. Практически все абитуриенты в моё время находились в церкви с рождения. Я с шестого класса прислуживал в алтаре. Сегодня таких студентов единицы. Мы поступали в семинарии, как мне кажется, более осознанно.

Конечно, со временем эта разница в возрасте стирается, меняются взгляды, человек взрослеет с Божьей помощью, а потом студенты становятся прекрасными батюшками.

Фото Александры Волковой и Евгения Калашёнка


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать