Христианство никогда не вписывалось и вряд ли впишется в узкие рамки формально-логических систем, оно всегда больше, больше, чем идея, больше, чем мировоззрение, больше, чем религия. Вот Господь – совершенный Бог, но при этом не менее совершенный человек, вот Богородица – Мать, но одновременно и Дева, а вот апостол Павел – первоверховный, великий, но даже не из 12-ти, даже не видевший Господа во дни Его земной жизни… Или все-таки видевший? Обо всем по порядку.
"Святой апостол Павел", Доменико Эль Греко, 1610 - 1614 годы.
И все-таки, вероятнее всего, Павел не встречался с Господом Иисусом Христом до Его вознесения, хотя и жил в Иерусалиме, куда Христос периодически приходил на великие иудейские праздники. Звали его тогда Савл, и прибыл он в столицу Иудеи из малоазийского города Тарса, дабы получить в Иерусалиме хорошее раввинское образование. Происходил юноша из колена Вениаминова и носил имя своего знаменитого предка царя Саула. Отцом Савла был эллинизированный (то есть живший в рассеянии, а потому испытавший на себе культурное влияние греческого, эллинистического мира) иудей, имевший римское гражданство. Быть гражданином Рима в античности значило немало, и Павел не раз вспоминал о своем статусе, уже будучи проповедником христианской веры.
С одной стороны, Савл был не чужд идей античной мудрости (поскольку вырос в мире, где греческая философия являлась единственным общепризнанным мерилом глубины человеческого духа), но, с другой, являл собой пример настоящего верующего иудея, бескомпромиссно исполнявшего все предписания иудейского Закона (Савл был фарисеем, то есть человеком, для которого религия являлась не просто главным элементом жизни, но самой жизнью, – вспомним фарисеев из Евангелия). В Иерусалиме Савл учился у известного раввина по имени Гамалиил, который считался одним из лучших знатоков Закона своего времени. Несмотря на принадлежность к партии фарисеев, Гамалиил был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, в Иерусалиме, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Книга Деяний святых апостолов, большая часть которой посвящена описанию апостольских трудов Павла, сообщает о том, что Савл стал свидетелем, а, по сути, соучастником, смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины, в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла озарил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» – Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Его спутники слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен. В момент погружения в воду он прозрел (Деян. 9:1-20). С этого времени Савл сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Вообще, жизнь апостола Павла после обращения принято делить на четыре периода, по количеству его апостольских путешествий, которые замечательно описаны в Книге Деяний другом и соратником Павла апостолом Лукой. Первое из них состоялось примерно в 45-49 гг. I в. (Деян. 13-14). Павел и его спутник Варнава побывали на Кипре (именно здесь Савл, обративший к вере кипрского проконсула Сергия Павла, стал называться именем Павел) и посетили ряд малоазийских городов: Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру, Дервию, – где основали христианские общины. Павел всегда стремился посещать именно густонаселенные города, чтобы весть о Христе Спасителе услышало как можно больше народа. Приходя в новый город, Павел для начала проповедовал в иудейских синагогах, а когда иудеи изгоняли его (что чаще всего и происходило), шел к язычникам, многие из которых с радостью и воодушевлением принимали в свои сердца Евангельскую весть. Недаром за Павлом закрепилось прозвище «апостол языков», то есть язычников, или попросту всех народов Римской империи, за исключением Израиля.
В 49 г. святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона. «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим. 3:20-21), «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28), – будет писать позже апостол в своем послании к римским христианам, однако с самого начала идея всепрощающей и всепобеждающей любви Божией, спасающей человека независимо от всех его земных статусов и характеристик, была главной движущей силой павловой проповеди, в центре которой всегда стоял Господь Иисус Христос: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:24-28).
В сопровождении Силы Павел предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни (Фессалониках) и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось примерно с 50 по 52 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Эфес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (53-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Эфесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам и первое послание к Коринфянам. Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Эфес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и к Филимону. Все эти послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна, поскольку Книга Деяний обрывает свое повествование именно на пребывании Павла в Риме. Одни историки и богословы считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Другие предполагают, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» – к Тимофею и Титу.
Предположительно весной 65 года он посетил некоторые малоазийские церкви. Проходил ли апостол Павел через Эфес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры эфесские уже не увидят его лица, но, по-видимому, в это время он рукоположил Тимофея во епископа Эфесского. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Эфесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу, за что был заключен в темницу. После девятимесячного заключения, в 67 г. I в., недалеко от Рима апостол был усечен мечом, как римский гражданин. По преданию, в этот же день в самом Риме вниз головой распяли апостола Петра.
Мощи святого Павла находятся под спудом в римской базилике Сан- Паоло-фуори-ле-Мура, куда стекаются паломники-христиане со всего света. Всякому верующему во Христа дорого имя апостола Павла, ведь именно он превратил христианство из национального верования в мировую религию, благодаря чему практически каждый человек на земле имеет возможность уверовать в Спасителя и стать членом Его Церкви. С оговоркой святого Павла можно назвать основателем христианства, однако сам он всегда понимал, что является лишь проводником божественной благодати, что без Бога он так и остался бы слепым гонителем учения, которое вот уже две тысячи лет неуклонно ассоциируется с его именем.
Мощи святого Павла находятся под спудом в римской базилике Сан- Паоло-фуори-ле-Мура
Христианство парадоксально: апостолов – двенадцать, но есть Павел из Тарса, великий и первоверховный, а значит и каждый из нас может надеяться, что любовь Божия пробьется к нам сквозь толщу всех правил, запретов и законов формальной логики: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).