460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы

02.11.2018
Оренбургские епархиальные ведомости, 1891 г. , протоиерей Василий Сорогожский

Слово законоучителя Неплюевского кадетского корпуса протоиерея Василия Сорогожского в день Казанской иконы Божией Матери, сказанное 22 октября (по ст.ст.) в Оренбургском кафедральном соборе при проводах чудотворной Ея иконы, именуемой «Табынская».

 

Табынская икона Божией Матери

Владычица и Мати Избавителя,

приими моление недостойных

рабов твоих, да ходатайствуеши к

рождшемуся от Тебе. О Владычице

мира, буди ходатайца.

(Песнь из молебного канона

Божией Матери)

 

Предстоя в нынешнем году, в здешнем соборном храме, в последний раз пред сею дивною Чудотворною Иконою Богоматери, каждый из нас, полагаю, имеет в сердце свои умиленные чувства и смиренные мысли, исполненные веры и надежды в близость к нам Божией Матери и Ее ходатайство за нас пред Праведным и Милосердным Судией, Господом нашим Иисусом Христом. Думаю, что так. Иначе, к чему такое собрание верующих в храме и, за теснотою помещения, вне его? Мне так и кажется, что одни из предстоящих здесь благодарят Царицу Небесную за какие-либо, ведомые им только благодеяния, и от глубины сердца молят Ее продлить эти милости и на будущее время; другие, чувствуя в себе и под собою тяжесть греховную, просят Ее снять или удалить от них бремя греховное; иные, страдая немощами телесными и духовными, поведают Ей эти немощи и ждут от Нее себе помощи; некоторые, претерпевая разные невзгоды житейские, как то напрасные обиды, унижение, оскорбления, презрение их имени и т.п., возлагают всю свою надежду на Ее заступление и ждут от Нее успокоения и оправдания и т.д. Исчислить все умиленные просьбы и сердечные вздохи верующих пред сею Чудотворною Иконою невозможно; их весьма много и ведомы они только Самой Божией Матери. Да и задача наша не в том состоит, чтобы умом своим проникнуть в сердечные тайны верующих, а в том, чтобы утешиться мыслию, что они есть. Весьма отрадное явление в нашей жизни, что мы в минуты наших скорбей, несчастий, лишений и страданий, а также в минуты радостей прибегаем к Царице Небесной, а чрез Нее и к самому Богу. В данном случае мы с одной стороны исполняем ничто иное, как непреложную о нас волю самого Господа нашего Иисуса Христа, который сказал: приидите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).; или: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7); или: радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится (Иоан. 15, 11); а с другой – являем себя уповающими на Бога, верующими в Него, а вера и упование, это такие двигатели в нашей жизни, которые и невозможное делают возможным, недостижимое достижимым, слабое и немощное сильным и крепким, падшее восстановляющимся и т.д. Поэтому будем всегда сохранять, развивать и укреплять в себе то молитвенное настроение духа, каким преисполнены в настоящее время пред сею Иконою души наши, будем не теперь только, но всегда пребывать в молитвенном единении и общении с Божией матерью, зная, что в этом случае благодать Ее останется с нами и по удалении от нас сего чудного Ее образа.


Казанская икона Божией Матери

А что мы нередко видим в некоторых из братий наших? При встрече и проводах чудотворной Иконы Божией Матери мы как будто оживаем духом, горим и пламенеем к Ней любовью, смиряемся, изливаем пред Ней свои чувства, видимо хотим исправиться в своей греховной жизни; но лишь только отбудет от нас чудотворная Икона, мы забываем свои молитвенные обеты и сердечные вздохи, принимаемся опять за свои греховные дела, погрязаем опять в тине своих пороков и страстей, усердие к молитве у нас ослабевает, посещение храмов Божиих становится тяжелым, неблагоговейное отношение и неправое препровождение праздничных дней является делом обычным, неисполнение заповедей Божиих не считается грехом.

Не должно быть так, возлюбленные слушатели! Не так поступала при своей земной жизни Сама Матерь Божия, не так поступали други Господа, Святые Его Апостолы и все угодники Его. Возлюбивши Господа всем сердцем и душой, они никогда не ослабевали в молитвах, напротив, во всю земную жизнь свою все более и более проникались молитвенным настроением духа: в делах своих умножали плоды веры и молитвы, как то: богобоязненность, смирение, скромность, умеренность, воздержание, чистоту помыслов и благопристойность в семейных и общественных делах. Почему и благодать Божия всещедро изливалась на них, – молитвы и прошения их никогда не оставались неуслышанными милостивым, но правосудным Господом.


Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери в Оренбурге, 2017 год.

Особенно Матерь Божия и все угодники Божии во время земной жизни своей возгорались молитвенным настроением и умножением добрых дел в трудные и тяжелые церковные или общественные бедствия. В эти трудные времена угодники Божии как будто позабывали себя, а все свое время посвящали на служение Богу и благо ближнему. Дел такой богоугодной жизни весьма много. 

Для примера мы укажем несколько случаев. Так, когда в Антиохи в век Апостольский, по предсказанию пророка Агава, должен быть голод во всей вселенной, который и был при императоре Клавдии, антиохийские христиане, несмотря на то, что и их ждет общественное бедствие, спешат на помощь Иерусалимским христианам еще при не осуществившемся несчастии (Деян. 11, 27-30); или, когда было воздвигнуто жестокое гонение на христиан от Иудеев и один из апостолов – Иаков, брат Иоаннов, сделался уже жертвой ненависти врагов Христовых, готовилась такая же участь и другому апостолу Петру, а затем, может быть, и другим, - христиане Иерусалимские не падают духом, не бегут от своих гонителей, а как замечает Святой Лука, усилили молитву: молитва же бе прилежна, бываемая от Церкве к Богу о нем (Деян. 12, 5). И что же мы видим? Ап. Петр по молитве церкви освобождается Ангелом от оков и является в собрание верующих (Деян. 12, 6-18). Или: когда антиохийцам грозит общее бедствие – разорение города, Святой Иоанн Златоуст почти день и ночь проводит время в церковной молитве и успокаивает народ – и народ внемлет словам своего пастыря. И что же? Бедствие минует. А наши святители, наши князья и благочестивые цари, а также и все верующие в Господа нашего Иисуса Христа не так ли всегда поступали и поступают в трудные времена? Поистине так!

Вот в нынешнем году постигло нас общее бедствие. Целая треть России от неурожая терпит великий голод. Наш возлюбленный Монарх первый откликнулся на это общее бедствие и целым рядом разных узаконений и личным своим пожертвованием, при участии царственной семьи, облегчил и облегчает участь народа; наш Святейший Правительствующий Синод, всегда оставаясь верным правилам и заветам церковным, не только призывает всех чад своих к пламенной молитве к Богу об отвращении от нас бедствия, но и сам благотворит и руководит по путям христианской благотворительности. Ближайшие исполнители Царских велений и распоряжений Святейшего Синода не остаются безучастными: всегда при личном содействии их и усердном отношении многих благотворителей открываются разные человеколюбивые общества. Долг и всех нас, благочестивые слушатели, сочувственно откликнуться на это общее народное бедствие. Надобно веровать, что оно со спасительной целью допущено неисповедимым Промыслом Божиим. Может быть, оно допущено, как средство нашего испытания в правой вере и истинной христианской любви, а может быть оно употреблено тем же Промыслом как радикальное средство нашего нравственного исправления. 

Мы не будем вдаваться суждением своим в тайны судеб Божиих, а лучше постараемся в это трудное время проявить плоды истинной веры и добрых христианских дел, чтобы скорее отвратить от себя постигшее нас бедствие. Примеры Божией Матери, угодников Божиих, нашей светской и духовной властей, а также и всех христолюбцев да послужат для нас в данном случае спасительным уроком. Время к этому самое благоприятное. Мы теперь все при этих последних проводах в нынешнем году сего Чудотворного Образа Божией Матери умилены духом, успокоены сердцем, просветлены умом, - изнесем же с собою эти чувства и мысли и во след удаляющегося от нас сего дивного образа, и не только изнесем, но и приумножим их своей усердной молитвой, пламенной верой, доброй благочестивой жизнью и христианской благотворительностью. При этом будем уверены, что труды наши, богоугодная жизнь, молитва, вера и любовь не останутся тщетными: они будут усмотрены и услышаны Матерью Божией, и Она своим ходатайством и предстательством за нас пред Спасителем нашим Господом Иисусом Христом испросит нам Его милости, низведет на нас Его благословение, отвратит от нас будущее время нынешнее бедствие. Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб твоих, да ходатайствуеши к рождшемуся от Тебе. О, Владычице мира, буди ходатайница! Аминь.

Оренбургские епархиальные ведомости, 1891 г.

 



Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать