Великим знаком благодати Божией и благословением от святых мест на молитвенные труды является икона Святого Великомученника Димитрия Солунского, привезенная со святой горы Афон из русского Пантелеймонова монастыря. А Высокопреосвященнейший Владыка Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский передал Димитриевскому мужскому монастырю города Оренбурга ковчег с частицей мощей Святого Великомученника. Каждый день ранним утром монахи Димитриевского монастыря совершают молебен перед этими святынями.
Немного о Великомученнике Димитрии Солунском
Родители святого были тайные христиане, крестили Димитрия и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Мак-симиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обя-занностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димит-рий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христиа-нин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерно-морские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Ди-митрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Им-ператор заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащи-ли на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий бла-гословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были на-градить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но со-луняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой ве-ликомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудо-творное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог
писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не толь-ко искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине ве-ликомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
В Николо-Ямском храме города Рязани находится рака с мощами святой блаженной Любови Рязанской ( Любови Семеновны Сухановской ( 1852-1920). Много чудес было совершено, да и сейчас совершается, по молитвам к блаженной Любови Рязанской. В 1992 году усердием братии Свято-Иоанно-Богословского монастыря на ее могилке была поставлена часовня, а 10/23 июня 1998 года состоялось причисление блаженной Любушки к Собору Рязанских святых и перенесение ее цельбоносных мощей в рязанский Николо-Ямской храм.
«Любушка наша» – так сердечно называет ее народ, и с особой нежностью и благоговением хранит память об этой угоднице Божией.
Димитриевскому мужскому монастырю частицу мощей блаженной Любушки Рязанской и ее икону передал Высокопреосвященнейший Владыко Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский. Мощи и икона расположены в левом пределе монастырского храма.
О блаженной Любови Рязанской
Ее жизнь пришлась на тяжелейшее для России время: революция, гонения на Православную Церковь. Но Бог милостив. Для утешения верующих и укрепления их надежд Он посылает Своих угодников. Таковой явилась для рязанцев блаженная Любовь. Вот почему и по сей день трепетно относятся верующие к ее имени и молитвенно призывают ее в скорбях и печалях. Она же слышит всякое сердечное воздыхание и не оставляет просящих у нее помощи без утешения.
Родилась Любовь Семеновна 28 августа (10 сентября н.ст.) 1852 г. в губернском городе Рязани. Ее родители, Семен Иванович и Мария Ивановна Сухановские, по свидетельству документов той поры, мещане г. Пронска, постоянно, в связи с работой отца, жили в Рязани. Кроме Любушки, в семье были еще дети: старшие сыновья Василий и Григорий и дочь Ольга, родившаяся в 1856 г. Любушку крестил в рязанском храме святителя Николая (Николы «Долгошея») священник Петр Дмитриевич Павлов, отец знаменитого академика Ивана Петровича Павлова.
Дух Любы горел, тело же было расслаблено: в течение 15 лет не могла она ни ходить, ни даже стоять на ногах. В комнате, где она лежала, находилась икона Святителя Николая Чудотворца, и Люба молилась ему и всей душой любила Святителя: она знала, как много добра он делал людям. Но пришло время, и Господь призрел на рабу Свою и волю Свою открыл ей через Своего угодника. Однажды, когда Люба была в доме одна, ей явился Святитель Николай, и вернувшаяся мать застала Любу стоявшей на ногах своих.
«Дочь моя, ты ли это? Как ты встала на ноги?» – воскликнула обрадованная мать. Люба подняла руки к иконе Святителя и сказала: «Явился мне угодничек Николай и говорит: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй», – и я поднялась на ноги, а он стал невидим». Мать была очень обрадована таким событием, но вместе с тем и опечалилась предназначенным дочери юродством. Не раздумывая, пошла она к священнику своего прихода и, все ему рассказав, просила совета. Священник, выслушав, ответил ей: «Воля Божия, не задерживай дочь, отпусти ее, пусть идет и юродствует, от Господа стопы человеку исправляются». Мать покорилась воле Божией...
С тех пор Люба взяла на себя многотрудный подвиг. Она стала постоянной посетительницей всех рязанских храмов, любила ходить в Казанский женский монастырь, где подолгу жила у некоторых сестер, а чаще – у матушки игумении Екатерины, умной, начитанной, душевной женщины из благородных. Еще живы рязанцы, слышавшие о ней как о подвижнице, заключившей себя в простенок между печью и стеной в своем доме. Не было места для затвора, но было желание подвига, и при содействии благодати Божией она его приняла. Как она молилась, что в это время видела и слышала? Все это ведомо только Богу. Простояв в простенке три года, Любовь Семеновна вышла из него. Может быть, и на это имела она указание свыше. Молитва за других, добрый совет, ласка, чуткость, желание предостеречь от опасности, сострадание к людям стали ее уделом. Она не бежала от людей, а помогала им. Любу часто видели на улицах Рязани, в знакомых семьях. Часто заходила она в лавки небогатых купцов и брала без спроса, что было нужно. Они не бранили ее, не гнали, а радовались, ведь это было верной приметой того, что торговля в тот день будет особенно удачной.
Икона Архистратига Божия Михаила в нашем храме - словно благословение от предков и напоминание об их славных делах и подвигах. Написана икона была в знак благодарности Богу от воинов-оренбуржцев за помощь, оказанную на полях сражений в годы первой мировой войны. На благолепной ризе этой иконы выгравированы имена бесстрашных воинов за Веру и Отечество в назидание нам.
Окнами в иной мир недаром называют иконы. И не только в мир духовный, параллельно существующий с миром физическим, но и в мир каждого человека, в его внутренний мир. Вглядываясь в образ Божий, Божией Матери, Святых Угодников Божиих, мы смотрим в глубину самих себя, выражая в молитве самые светлые и чистые чувства.
Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и Преподобного Серафима Саровского были пожертвованы храму прихожанами. (Фото Неопалимой Купины). Иконы имеют свою интересную и скорбную историю, о чем свидетельствуют следы многочисленных повреждений и восстановительных работ. В иконы стреляли, их рубили и жгли. Иконы отличает великий дух молитвенной благодати.
О том, как в Димитриевском храме в 90-е годы появилась икона святого Преподобного Серафима Саровского вспоминает монахиня Ефросиния ( Тормашова): - У прихожанки нашего храма никак не продавался дом, жила она совсем рядом. Как-будто кто- то не хотел, чтобы дом перешел в другие руки, а женщине очень надо было переехать. Она просила священников молиться о помощи в этом деле, но с места проблема не двигалась. Тогда прихожанка говорит батюшке – у меня есть икона Серафима Саровского, большая. Когда этот храм рушили, купола сносили, колокола кидали, мои родители вынесли икону и сохранили. А теперь батюшка Серафим, мне кажется, хочет вернуться на свое место. Жалко было женщине расставаться с иконой, но решено было передать ее храму.
Встречали святыню как положено, торжественно и радостно. Шли крестным ходом, с песнопениями. Принесли в храм, место определили. Следы от пуль отреставрировали. Интересно, что легли пулевые отверстия, точно нимб вокруг головы Серафима Саровского, не задев изображения. С тех пор икона святого - возвращенная святыня Димитриевского храма. А хозяйка продала свой дом после передачи иконы храму быстро и выгодно.
О чем молятся перед иконой саровского чудотворца? Батюшку Серафима уже при жизни народ почитал святым, к нему можно обращаться с молитвами по любым вопросам. Перед его иконой очень полезно молиться о духовной помощи в моменты отчаяния или упадка сил из-за обрушившихся на вас бед. Святой считал, что самые тяжкие христианские грехи – скорбь и уныние, поэтому искренние молитвы ему могут помочь вам преодолеть эти напасти и обрести силу. Еще при жизни преподобного Серафима, к нему приходило большое количество людей за помощью в защите от искушений, и батюшка помогал им, давал оступившимся людям утешение и надежду на разрешение проблем. До сих пор он слышит нас, грешных, и святыми молитвами перед Господом помогает всем кающимся. Масло, которое освящено его святыми мощами, часто помогает больным. Существует мнение о Серафиме Саровском, что его помощь может проявляться в торговых делах. Он помогает тем людям, которые стремятся не только к личному обогащению, но в первую очередь занимаются благотворительностью, помогают ближним, неимущим, больным людям, жертвуют средства на святую Православную Церковь.
Есть такое понятие "намоленные" иконы. То есть иконы, хранящие тепло молитв многих и многих людей, поколений, веков. Вот и в Димитриевском храме, в центральном иконостасе, есть такие намоленные иконы Спасителя и Табынской Божией Матери. По преданию эти иконы прежде были в Казанском кафедральном соборе.
Построен собор был в начале 1870-х годов по инициативе генерал-губернатора Оренбурга Крыжановского. Ему же принадлежала идея объявить всероссийский сбор средств и пожертвований на постройку нового кафедрального храма в центре Оренбурга. Проект разработал академик архитектуры Александр Ященко. Строительные работы, продолжались до 1894 года. Поскольку деньги в бюджете закончились, дополнительные 30 тысяч рублей на устройство иконостаса, писание икон и отливку колоколов пожертвовала купчиха Мария Львовна Иванова. Колокола отливал московский мастер, трудившийся над колоколами для Храма Христа Спасителя. Главный колокол весил около 11,6 тонн, его звук был слышен на многие десятки километров. В начале 1930-х годов, на всесоюзной волне сноса культовых сооружений, было принято решение об уничтожении храма… Вот из этого-то собора, по преданию, перешли Димитриевскому храму эти две иконы- Спаситель и Табынская.
Особое чувство внимания и попечения Божия о себе чувствует каждый прихожанин, глядя на икону Спасителя, расположенную в центральной части храма. Образ Спасителя отличается чутким, внимательным, полным любви и участия взглядом. Где бы ты ни находился, в какой –либо части храма, глаза Спасителя, точно очи Отца, постоянно следят за тобой. Поистине чувствуешь на себе всевидящее око Божие. Взор Христа везде заботливо сопровождает тебя.
Особым вниманием и благоговейным почитанием у прихожан пользуется образ Божией Матери Табынская –главная святыня нашего храма. По преданию у нас находится список с чудотворной Табынской Иконы Божией Матери –хранительницы и покровительницы Приуральского края. Как и сам первообраз, Список известен многими случаями чудотворной и благодатной помощи в скорбях и болезнях.
Девятая пятница по Пасхе считается второй Пасхой на Урале. В этот день верующие празднуют день Табынской Иконы Божией Матери, которую считают самой загадочной из икон Богородицы, явленных в России. Икона исчезала и являлась несколько раз. Ее явления всегда сопровождались различными чудесными событиями. Время и место ее написания неизвестно, но, несомненно, Икона очень древняя и, по мнению многих ученых, является прообразом Казанской Иконы Божьей Матери. Различных чудес от Табынской Иконы Божьей Матери было такое великое множество, что сложно описать их все. Причем различными чудотворениями отмечены не только Оригинал, но Копии и Списки Иконы.
Крестные ходы в честь этого праздника ежегодно проходят во всех городах Урала - в Уфе, Оренбурге, Стерлитамаке, Мелеузе. Ну и, конечно же, в месте явления Иконы - в Красноусольске.
Икона Табынской Божией Матери Димитриевского мужского монастыря Оренбурга украшена дарами и приношениями верующих в знак благодарности за благодеяния Божии. Золотые и серебряные крестики, цепочки, кольца, серьги. Вот то малое, что люди приносят в знак любви и признательности.