В монастырское окно смотрит абрикосовый цвет. Звучно поют лягушки на небольшом пруду, который разливается перед Верхней Платовкой Новосергиевского района в половодье, да стоит, пока не придет июльская жара. В скиту тихо. Матушки готовятся к вечерней службе. Сегодня пятница. Батюшка приедет.
Хранительница
Потихоньку и несколько деревенских старушек отрываются от грядок и скотины, идут в храм. Сейчас тихо и немноголюдно на улицах. Все на огородах. Да и что переживать? Это вот когда настоятеля не было – до области дошли, просили, чтобы храм работал. А сейчас – просыпаешься под колокольный звон в воскресенье – и благодать на душе. Все на своих местах.
Деревянные ступеньки старой церкви мягко «пошептывают» под ногами. Словно здороваются с тобой. Входишь – и вдыхаешь прохладу. Сбитые из досок стены покрашены голубой краской. Сделанные много лет назад из толстого железного прута кузнецом-любителем подсвечники покачиваются перед большими иконами. Их много. Самых разных – от написанных, кажется, детской рукой – до торжества церковного творчества.
Фото Олега Рукавицына
Полтора на полтора метра возвышается в правом приделе храма образ Богородицы «Достойно есть». Впрочем, возвышается – не правильное слово. Скорее скромно наблюдает, ласково приветствует. То, что икона – особая, понимаешь по какой-то тонкой энергетике, свету, который касается самого сердца. А прикладываясь к ней, удивляешься нежному шелку чуть потрескавшейся краски на поверхности – как же она без оклада столько лет и даже ни капельки не изменилась?!
Говорят, что образ привезли с Афона в 1887 году. Почему в Платовку? – это одна из немногих церквей в области, которая не закрывалась в советское время. И первой стала полноценно функционировать после войны.
Почитаемый образ "Достойно есть". Фото Олега Рукавицына.
Икона написана удивительными красками. Нет привычных - пурпурного, коричневого, золотого. Точно майское утро положил автор в основу образа. Струится розоватая заря, зеленеет едва пробившаяся салатовая листва, желтеют меж ней первые весенние цветы. Краски деликатно обрамляют сияющий лик Богоматери и младенца, филигранно, тонко, словно творил ювелир, украшены их одежды. Кажется, праздник у них сегодня, с теплой улыбкой, как ласковая мама, встречают они всех пришедших в храм. И тебе спокойно-спокойно становится. Встретившись с ними раз, ты в период жизненной бури, только и ждешь, чтобы вновь поклониться чудесному образу.
Послушницы тихо зачитывают первые стихи вечерней службы. Прихожане расходятся каждый по своим местам, и храм как будто отрывается от земли, и в молитве мы путешествуем далеко-далеко…
Ребенок замирает у меня в животе, убаюканный знакомыми стихами, а я вспоминаю, как просила о чаде Богородицу перед этим образом.
Ничем, кроме истинной веры
Сейчас здесь служит молодой батюшка. Настоятелю храма отцу Александру Евдокимову всего 25 лет. Его торжественный высокий голос, его искренняя проповедь вдохнут весну в Покровский храм.
Каждую пятницу он идет по полевой дороге от трассы Оренбург – Самара. Каждое воскресенье возвращается домой в Оренбург.
- В храме я чувствую себя как дома, - говорит он. – Хотя служба идет по монастырским канонам – долго, но нет чувства, что ты «работаешь».
Отец Александр
Приход в Платовке небольшой, но постоянный. Это монахини, приехавшие сюда десятки лет назад с отцом Григорием. Несколько мужчин – местных жителей, которые, не будь храма, не известно в чем нашли бы приют для души.
Отец Анатолий, старенький, согнувшийся словно от своих лет, который каждый день идет к храму с огромной связкой ключей на проволоке. Его никогда не видно на службе, но ты знаешь, что если храм открыт, отец Анатолий – за молитвой.
Отец Анатолий. Фото Олега Рукавицына
Тихим переливчатым голосом читает каноны послушница Людмила, она только в прошлом году приехала сюда по благословлению отца Варнавы – смотреть за скитом, встречать паломников. Как и матушка Иоанна. Обе – городские жительницы. Но смогли наладить быт в большом сельском доме, как нигде. И огород у них тут, и курочки.
Мать Иоанна
- Но самое главное – молитва, - говорят они. – Отец Варнава наставляет – пусть где-то вы не успеете потрудиться – а силы на молитву оставьте.
Тихо льется пятничная песнь. Солнце уже медленно катится к закату.
- Прихожане в селе другие, - говорит отец Александр. – Постояннее что ли. Знаешь, кто только на праздничную службу придет, а кто каждый день готов молиться.
- Должно ли их становиться больше, не только в селе, но и в городских церквях?
- Да, должно. Но сложно представить, как это сделать. Ведь силком человека не заставишь. Да и больно потворствуем мы себе в современном быту – то поспать хочется, то наоборот спешка такая, что все не до Бога. Но истинная любовь проявляется не в том, чтобы оправдывать себя, а в том, чтобы быть с Богом не смотря ни на какие преграды.
Сегодня, по словам отца Александра, церковь сосредотачивается на просветительской работе.
- Удивительно, в какие только сказки и заблуждения верят люди! – восклицает он. – После похорон, например, могут подойти и спросить – а надо ли назавтра «кормить» покойного. Или к бабкам идут, ведуньям всяким, детей маленьких несут, душу губят. Вместо того, чтобы в храме помолиться. Да еще и объясняют – но она ведь с помощью икон помогает… Потому сегодня, как мне кажется, церковь в первую очередь должна просвещать, помогать людям найти правильные ответы на их вопросы. У человека ведь в душе огромная дыра – размером с Бога. И каждый старается ее чем-то заполнить. Но ничем, кроме истинной веры, это сделать нельзя…