Скоро завершится Петров пост. Ещё есть время усилить воздержание или, сколько можно, наверстать упущенное. Игумен Димитриевского монастыря Варнава (Соколов) рассказывает о том, как подготовиться к искушениям во время поста, о евангельском добре и о проповеди Христа в жизни каждого.
- Как вести духовную жизнь во время поста?
- Пост – это усиление духовной борьбы, которая идёт на всех уровнях - телесном и духовном. Конечная цель у нас - исполнение заповедей, очищение от страстей. Пост нам в этом должен помочь. Мы утесняем наше телесное естество и этим самым приобретаем больше сил для душевного и духовного. Соответственно, борьба на этих уровнях усиливается.
Духовная жизнь состоит из трёх компонентов: церковные таинства, слово Божие и молитва. Если есть желание и возможность, можно их постом усилить, но хотя бы быть готовым к искушениям.
- К ним нужно готовиться?
- А что значит духовно готовиться? Это значит иметь мысль – «в испытаниях не ропщи». Не спрашивать, за что и откуда мне это. Первая ступенька, за которую нужно держаться, это иметь наготове замечательные слова: «слава Богу за всё». Иоанн Златоуст не зря же говорит: случилось хорошее - благодари Бога, плохое - тоже благодари, и плохое уйдёт. Этого настроения особенно нужно держаться.
Помогает этому чтение Евангелия и молитва. Если вы обычно не читаете Евангелие - начните читать. Не молитесь - начните молиться. Вместо того, чтобы в машине радио слушать, включите духовную книжку. Или вместо того, чтобы празднословить и гонять мысли, молитесь Иисусовой молитвой. Вместо того, чтобы разозлиться на водителя в ответ и бибикнуть со злости, - сказать «Спаси Господи и помилуй». Пытайтесь делать добро, но не человеческое, а евангельское.
Евангельское добро больше человеческого. По-человечески - мы любим любящих нас. А Евангелие говорит, что в этом нет нам награды - так и язычники поступают. А вы любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас.
Во время поста перед нами откывается непаханое поле. Господь по человеколюбию своему показывает, христиане мы или нет, давая обильные случаи к испытанию. Как мы испытываемся? Кто-нибудь на нас вроде бы не за что буркнул. А как мы ответим? Если в ответ буркнем, если другу нашему говорим «брат», а человека, который неприятен нам, мы стараемся избегать, значит, мы пока не христиане. Мы должны любить врагов наших, молиться за проклинающих нас. Мы должны воздавать добром на зло. А где это взять? Как-то один священник сказал, что любовь заканчивается тогда, когда получаешь меньше, чем отдаёшь. Если посмотреть на наши отношения, то всё строится по принципу «ты мне – я тебе». В этом нет христианства. А где взять силы, чтобы отдавать больше, чем берёшь? Так вот, как раз насколько в нас есть Христа, на столько мы можем ни за что любить другого. Источник любви – Бог. Бог есть любовь. Любовь, которая ничего не требует взамен, есть в нас на столько, на сколько в нас есть Бога. Если в нас нет Его, в лучшем случае остаётся «ты мне - я тебе», а в худшем случае – «бери от жизни всё».
Если мы не видим в себе этого, то должны понуждать себя и просить помощи Божией.
Во время поста мы меньше едим, но не для того, чтобы похудеть, а ради Христа. Как только начинаем соблюдать эту заповедь поста, то, как в цепочке, за одно звено потянешь, остальное подтянется. И тут же пошли остальные добродетели. Но мы увидим, как нам всё будет сопротивляться, так что без помощи Божией постититься невозможно. Но если мы скоромное не едим, а друг другу кости перемываем, то это совсем не то, что нужно.
- В апостольский пост христиане должны проповедовать своим образом жизни Христа?
- В своё время пришли мы с другом к отцу Серафиму (Томину). Друг давай спрашивать, когда масло можно, когда нельзя. Отец Серафим посмотрел и сказал: «Хотя бы мясо не ешь, и уже хорошо». Нам надо понимать свои скромные возможности, надо смиренно видеть своё состояние. Нам хотя бы мелочь сделать, какое там апостольство! Хотя мы все призваны к этому. Как нам это исполнить? Если мы начнём сами исполнять то, что нам заповедовал Христос - это будет самая лучшая проповедь: когда мы станем смиренными, кроткими, воздержанными. А если мы будем с гневными глазами проповедовать: поститесь, молитесь, то это будет смешно в лучшем случае. Запомните правило преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся». Никак не по-другому. Начни соблюдать физический пост, исповедоваться, причащаться. Если делаешь всё это, смотри, какие страсти внутри тебя, какие желания, гневаешься ли ты. Самое простое – попробуйте никого не осуждать. Сегодня вся цивилизация построена на осуждении, и это приводит к унынию.
Уныние - это долговременное действие двух сил души одновременно: раздражительной и желательной. Когда мы раздражаемся на то, что есть, и желаем того, чего нет. Зайдите на сайт любого СМИ: оно наполнено осуждением и ропотом даже на погоду. Всё плохо. Или демонстрируется то, чего у тебя нет. И человечество этого хочет и ропщет на то, что есть. Буквально всё человечество гонится в этом состоянии уныния, из которого исходит отчаяние и самоубийство. Так и произойдёт, если почитать Апокалипсис. Нам же надо уклониться от зла и сотворить благо. Попробуйте ничего не осуждать и ничего не желать.
Как Амвросий Оптинский говорил: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Попробуйте исполнить эти слова за время Петрова поста. Сразу станет ясно, что у вас внутри, куда смотрит ваше сердце.
От суеты физической не удалиться полностью, но у каждого своя мера. Нужно постараться от чего-то воздержаться, от чего обычно не воздерживаешься. В информационном плане, кстати, это сделать сложнее. Скажи человеку, «не смотри телевизор», посмотрим, как сложно. Или выберите два рабочих сайта в Интернете, а на остальные не заходите. Ох, как будет тяжело. В нас столько зависимостей сейчас, мы даже не представляем, даже физическая зависимость от еды не такая сильная. Пост - это воздержание. В первую очередь, физическое, а дальше всё остальное.