В народе есть давнее поверье, будто на Троицу Церковь молится о людях, покончивших жизнь самоубийством. Так ли это на самом деле, отвечает руководитель отдела религиозного образования и катехизации Орской епархии иерей Максим МАЛЮТА.
Праздник Святой Пятидесятницы, или как его еще в народе называют Троица, является днем исполнившегося обещания, которое Христос дал своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами прибывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам». (Ин. 14; 15-18) Христос не бросил своих учеников. Он с ними через Святого Духа, который в свою очередь действует через Церковь. В первую очередь через Святые Таинства и в самую первую очередь через Таинство Евхаристии (Причастия).
Радость праздничного дня Троицы основана на том, что Бог создал Церковь как некий способ реального пребывания с нами. Не в светлых воспоминаниях о прошлом, не в высоких рассуждениях о мироздании и мечтах о возможном светлом будущем, а сейчас в настоящем времени в нашем сердце.
Однако если мы посмотрим на праздничное богослужение Святой Пятидесятницы, то увидим, что кульминацией этой службы являются особые коленопреклоненные молитвы, которые весьма объемны по содержанию и продолжительности и в которых немало говориться о тех, кто уже ушел из Церкви земной в вечность. Некоторые ошибочно считают, что это дает повод молиться в этот день за тех, о ком Церковь не молиться – о самоубийцах.
Действительно, в одной из коленопреклоненных молитвах есть просьба облегчить участь тех умерших, которые находятся во аде. Но это не значит, что Церковь в этой молитве молиться о самоубийцах. Одно дело молиться о тех, кто не смог из-за привязанности к грехам быть с Богом, и другое - о тех, кто отказался от Бога. Не принял Его волю, не поверил в его заботу. Иногда человек не может оставить грех, но не теряет надежды на Бога. Не отвергает Его. Он может забыть о Нем, может перестать верить в Него, но он не лишает Бога возможности изменить его, самовольно прерывая свою земную жизнь.
Именно поэтому Церковь не молиться о самоубийцах. Даже в свой день рождения. Так как своим поступком эти люди сами отказались от этой помощи, от заботы Бога.
Но что же делать близким и родным, которые испытывают ужасную боль и жалость о том, что все так вышло?
Преподобный Лев Оптинский в наставлениях своим духовным чадам советовал молиться о родственниках, закончивших жизнь самоубийством, в келейной (домашней) молитве таким образом: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба твоего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!» В этой молитве мы говорим о том, что мы не можем знать наверняка решение суда Божия о каждом человеке. Митрополит Антоний (Сурожский) рассказывал, в связи с этим, интересный случай. У некоторой женщины супруг покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с моста и утонув. Долго горевав, вдова обратилась к святому старцу с просьбой узнать о посмертной участи своего мужа. Старец, помолившись несколько дней сказал, что Бог открыл ему, что, пока этот мужчина летел с моста, в своей душе он раскаялся о своем поступке и был прощен Богом. Этот пример, приведенный митрополитом Антонием (Сурожским) говорит о том, что любовь Бога безгранична и не может быть взвешена или ограничена человеческими представлениями. Однако она действует на тех, кто в ней нуждается. На тех, кто хочет быть с Богом.
Создавая Церковь, Христос хотел не оставить человека в одиночестве. Он хотел всегда быть с ним вместе. Вся проблема в том, что человек не всегда этого желает».