Кириллица – это нравственный код, завещанный славянам - говорят современные филологи. Недаром 24 мая – знаковая дата и для православного мира – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и для светского – День славянской письменности и культуры. И не важно, в каком ключе вспоминаем мы великих Учителей, важно, что мы можем приблизиться к пониманию, как много дал нашему народу их труд.
- Главная задача Кирилла была (о чём он писал в «Прогласе»): отучить славян от скотского жития, приблизить к Богу, дать другую ментальность. Он не миссионер, а учитель славянского народа. Так, через язык и культуру, мы выработали механизмы, которые помогают нам отказаться от нечеловеческого образа жизни. Русский язык и сейчас предоставляет всё, чтобы тот, кто говорит на нём, мог стать лучше. Русское слово может спасти. Об этом надо знать всем, кто связан с наставничеством, воспитанием детей и молодежи, - говорит профессор ОГПУ, доктор филологических наук Елена Бекасова.
И действительно, постигая новое, ребенок начинает видеть мир другим. Не перестаешь удивляться, как запоминая буквы, а потом и читая первые слоги, маленький человек меняется. Как слушая стихи и сказки, и задавая вопросы, он начинает разбираться в том, что хорошо, а что плохо, учится любить, сопереживать. Как сам прочитав первую книгу, он тянется за второй. А потом с этих страниц оценивает, как устроен мир и люди, и в чем он, божий Промысел.
И как же много в этом зависит от взрослых. От их слов, которые они адресуют своим детям, от их осознания важности передать будущим поколениям главное достояние народа.
Без знания о подвиге первых Учителей это сложно понять. Будущие святые, а тогда Михаил и Константин (Мефодий и Кирилл – их монашеские имена) жили в 9 веке и росли вместе с пятью братьями в одном из подчиненных Византии княжеств. Константин с 14 лет воспитывался и обучался вместе с сыном патриарха. Михаил рано отправился в монастырь, а Константин продолжал изучать науки. Он обладал выдающимся умом, стремился к знаниям. И скоро его стали называть Философом. Константин рано принял сан пресвитера. Окончив учение, он стал учителем философии в школе Константинополя. Константину поручали проповеди среди хазар, отправляли на диспуты с еретиками и мусульманами. Сила его слова, и вера были так велики, что он непременно побеждал. В этом его поддерживал брат Мефодий, покидая свой монастырь на Олимпе.
По поручению императора для жителей Моравии Константин с помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
Обретение новой азбуки стало чудом. Каждая буква в ней – важный символ, основа любого духовного учения – «земля», «добро», «слово», «живете», «мыслете»… Может, потому служение на этом языке было встречено людьми, которые впервые его слышали, как некое откровение, познание нового мира. С их приходом рождалась новая православная вселенная.
Конечно, были и противники такого новшества. Однако Константин и Мефодий смогли добиться утверждения богослужений на славянском языке на самом высоком уровне. Папа Римский* поддержал братьев, разрешив совершать на нем литургию.
Но во время этой поездки в Рим святой Константин занемог и принял схиму с именем Кирилл. А через 50 дней умер, завещав брату Мефодию продолжать их дело просвещения. Тот распространял богослужение, книги и письменность на славянском языке до последнего дня жизни. За это он не раз подвергался пыткам и гонениям (он на два года был заключен в тюрьму), но не отрекся, и выйдя из нее продолжил проповедовать православное учение.
Современные ученые называют четыре завета, которые оставили нам Кирилл и Мефодий, заветом веры, любви, единства православного мира и любви к Слову. Как же преобразился бы наш мир, помня об этом и ставя этот завет во главу…
* Напомним, разделение Церкви на православную и католическую произошло в 1054 году.