Месяц май – грустный для Церкви месяц. Наверное, каждый священнослужитель знаком с его «особенностями». Какими? А вот такими.
Воскресный майский денек, погожий, светлый, проникнутый радостью пасхального попразднества. Батюшка отслужил литургию и готовится к проведению венчания. Только семейная пара, записавшаяся на это число, запаздывает. Случилось ли что? Батюшка звонит, интересуется. А случилось, оказывается, нелепое суеверие. Кто-то сказал молодоженам, что в мае венчаться категорически нельзя, иначе всю жизнь потом «маяться» будут. Они, испугавшись этого неприятного созвучия, со священником не посоветовались, таинство отложили, решили переждать. Но ещё хуже то, что и во время телефонного разговора батюшка так и не смог их переубедить...
Другая причина для грусти – значительно поредевшие ряды прихожан. Особенно это заметно на воскресных богослужениях. Еще недавно переполненные храмы теперь полупусты. Может, сработал пресловутый принцип маятника? Похоже на то. Одно его крайнее положение – великопостное старание делать все правильно, «как надо». Другое – пора бы и отдохнуть. Жаль, что мирские понятия о труде и отдыхе переползли в духовную сферу. Как можно «отдохнуть» от нормального образа жизни? Это то же самое, что попытаться «отдохнуть» от здорового состояния легких, начав курить. Или представьте себе блудного сына, который, придя в себя, добрался до отчего дома, там был обласкан, одет в новую одежду, приведен на пир, но вдруг захотел от всего этого «отдохнуть» – и вернулся на месяцок-другой к свиным корытам.
Есть, правда, еще и другой фактор – огороды. Что делать человеку, у которого для огорода другого дня, кроме воскресного, не остается? Похоже, каждый должен найти свой собственный ответ. И с духовником бы посоветоваться. Однако важно помнить, что Господь Иисус Христос учит нас жертвенной любви. Если от огородного времени удается отрезать несколько часов для участия в богослужении, то это – ваша жертва. И пусть не такими ухоженными будут грядки, как у соседей, но зато в душе – порядок. Пусть урожай будет не таким обильным, зато в жизни будущего века воздастся.
Грустит Церковь в мае, печалятся священники. На улице тепло, а в храме – прохладно...