Батюшки и прихожане храмов Оренбургской митрополии рассказывают о женщинах, которые трудились и трудятся Христа ради на ниве нашей Церкви.
Послужила будущему монастырю
Игумен Димитриевского монастыря Варнава (Соколов) рассказал о женщине, трудами которой был после запустения возвращён Церкви и открыт храм в селе Андреевка.
Изящный храм, построенный в 1901 году губернским секретарем Михаилом Чистозвоновым, был, как и многие другие, осквернен в годы безбожной власти. Его сделали зернохранилищем. К счастью здание бывшей приходской школы и дома священника сохранились, не потерпела невозвратимых изменений и церковь, она несколько раз горела и была в разбитом состоянии.
Дореволюционное фото
Мария Григорьевна Майорова помнила храм с детских лет. Она рассказала насельникам Андреевского монастыря удивительную историю. Перед войной однажды в храме навзрыд плакала женщина. Маша с другими детьми слышала это, взрослые тоже слышали, но отмахивались, мол, голуби это шумят. Говорили, что это был плач Богородицы и что война будет лютая.
Когда храм был еще закрыт, Мария Григорьевна и другие верующие женщины приходили к церкви помолиться у её стен. Как только в стране «потеплело» в отношении Церкви, Мария Григорьевна начала хлопотать, чтобы храм открыли. Муж её, хоть и считал себя не особо верующим, но ради такого дела возил супругу на своем «Москвиче» в Оренбург. Она обивала пороги, постоянно собирала подписи и… достучалась. Храм вернули, а её назначили председателем «двадцатки» (распорядительного органа управления общиной, который после учреждения прихода заменялся приходским собранием). Началось восстановление церкви. В 1995-1996 годах ремонтные работы проводились под руководством протоиерея Николая Стремского. Ещё не было служб, но верующие по-прежнему собирались у храма молиться.
В 1996 году Оренбуржье посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он освящал храм Иоанна Богослова в селе Чёрный отрог – на родине премьера Виктора Черномырдина. Святейшему сослужил знакомый ему уже много лет схиархимандрит Серафим (Томин). Когда Святейший узнал, что в области нет ни одного монастыря, но сложилась иноческая община, благословил основать монастырь. Отец Серафим выбрал место, удалённое от городской суеты, - Андреевку. К моменту приезда братии, ремонт уже подходил к концу.
Мария Григорьевна в последние годы сильно болела и не могла ходить в храм.
- Отец Серафим благословлял нас, и мы ходили причащать её. Она всегда очень радовалась нам. Мария Григорьевна никогда не роптала. Удивительный человек был. Рассказывала нам про внуков и молилась за них, - рассказал отец Варнава. – Она в мире отошла ко Господу. Перед этим мы её причастили.
Всю жизнь отдаёт церкви
Рассказывает иерей Максим Бражников:
С Любовью Ивановной Горбулиной я познакомился в 2013 году, когда служил в городе Новотроицке. Ей принадлежит честь организации уникальной православной общины на станции Губерля. Можно сказать, что все, что связано с этим храмом - оформление документов, постройка, привлечение прихожан к молитве, воскресная школа - это ее заслуга. К тому же, в наше время, служение священника в селе - дело крайне непростое, и поэтому часто большинство проблем по приходской жизни ложится на плечи мирян.
И надо сказать, что Любовь Ивановна прекрасно справлялась и сейчас справляется с обязанностями старосты прихода, но при этом не руководствуется в своей работе соображениями какими-либо личными, а всецело предается воле Божией и, можно сказать, всю жизнь отдает небольшой церкви во имя святой преподобномученицы Елисаветы. Как настоятель, я желаю, чтобы каждый священник, принимающий от епископа послушание руководителя прихода, всегда бы нашел такого же помощника и болельщика за храм, как Любовь Ивановна.
В храм привела беда
У Екатерины Семёновны* жизнь никогда не была лёгкой. Вскоре после свадьбы любимый супруг начал серьёзно болеть. Когда подрос сынок, муж получил инвалидность. В то время Екатерина Семёнова была завучем в школе в одном из городов нашей области.
В их дом пришла беда. Сын слёг от опасной болезни. Он практически умирал.
В тот год в их город привезли Почаевскую икону Божьей Матери, и для Екатерины Семёновны кто-то освятил иконку и передал ей. Бедная, страдающая мама молилась, как только может мать молиться за своего ребёнка. Она уже пришла прощаться с сыном в реанимацию… Но юноша неожиданно начал поправляться.
Она сразу поняла, что это произошло по её молитве и милости Божией. До этого она не была воцерковлённым человеком, хотя бабушка была верующей.
Екатерина Семёновна всё чаще начала ходила в храм и со временем стала трудиться в воскресной школе, а потом и возглавила её, какое-то время совмещая с работой в общеобразовательном учебном заведении. Как её не уговаривали, она решила оставить светскую школу и с головой окунуться в жизнь любимого храма.
- В течение 10 лет она занимается нашей воскресной школой. Порой сидит в школе до ночи: то костюмы перешивает, то декорации делает, то сценарии пишет. Наша школа вышла на первое место в епархии благодаря ей. Кроме этого она четыре месяца ухаживает за огромным участком храма, где выращивает цветы. Бывает, пришедшие ищут директора воскресной школы, а она в рабочем халате на клумбе трудится. Екатерина Семёновна не просто командир в школе, а человек преданный ей и храму всей душой, - рассказала её коллега.
А сын Екатерины Семёновны женился и подарил матери троих внуков. Один из них особенно полюбил церковь. Мальчик с детства в алтаре, он же и звонарь, и выступает на всех храмовых и епархиальных праздниках. Прихожане думают, что внук Екатерины Семёновны обязательно поступит в семинарию и станет священником.
Восстановить святыню станицы
В станице Городище был большой приход. Особенно храм славился своим хором, в котором участвовали и взрослые, и дети. В 1931 году храм закрыли, накануне верные прихожане успели вынести две главные святыни – образы Архангела Михаила и Скоропослушницы, и практически 70 лет про них ничего не было слышно, а храм переобуродовали в склад.
После празднования Тысячелетия Крещения Руси в стране в сторону Церкви посмотрели благосклонней, и верующие тут же почувствовав это, взяли дело по возвращению и восстановлению храмов в свои руки.
В Городище собралось около 10 таких женщин. Им был дорог храм. Помнили его ещё по детским годам, когда он стоял закрытым, но целым, а кого-то их них даже крестили в нём. А еще они помнили бабушек, которые служили в храме – пели, убирались. Они много общались с ними, узнавали о вере. Когда те отошли ко Господу, их младшие подруги стали собираться на молитву сами. В село приезжал батюшку и служил на дому литургию.
В конце 80-х в храме не было ни крыши, ни окон, ни дверей, и эти женщины начали первыми вычищать храм. Они выносили мусор, долбили цемент. Вслед за ними подтянулись и остальные сельчане. Возымели действие и тогдашние лозунги о восстановлении прежних ценностей.
Стали обращаться за помощью к сельской администрации. Та помогала строительными материалами. Открылся приход.
Особенно потрудилась на восстановлении храма Нина Александровна Пилюгина. Кстати, именно ей удалось вернуть Икону Скоропослушницу в Городище. Она ездила в село Нижняя Павловка на богослужения в действовавший храм и останавливалсь в доме знакомых, где хранилась икона. Хозяеву передали образ в Городище через Нину Александровну. Пилюгины сделали много для открытия городищенского храма, в том числе, взяли на себя финансовые затраты по реставрации иконы.
Она нашла икону в селе Нижняя Павловка.
- В селе обычно пока кто-то не начнёт дело, остальные будут проходить мимо и возмущаться, почему никому ничего не нужно. Своими руками сельчане привели храм в тот вид, чтобы в нём можно было совершать службу. А когда сюда начали приезжать паломники, ремонт шёл уже другими силами и средствами, - рассказал настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Сергий Демакин.
Когда женщины начали восстанавливать храм, они уже растили внуков. Сегодня многих из благодетельниц уже нет вживых. Но они до последнего ходили в храм. Осталось несколько человек. До сих пор бабушки, хоть и немощные, приходят, помогают убирать свечки после службы.
* Имя изменено
Фото автора, Евгения ПОСКРЁБЫШЕВА и с сайта Владимира БАКЛЫКОВА.