Великий пост и Страстная седмица – это осевое время всего церковного года, сердце священного времени, в котором проходит жизнь верующего человека. Настоятель храма Казанской иконы Божией матери в Орске иерей Максим Бражников рассказал, как следует провести Страстную седмицу.
Сердце священного времени
Великий пост и Страстная седмица – это осевое время всего церковного года, сердце священного времени, в котором проходит жизнь верующего человека. По сути, все наши дела и вся жизнь вращаются вокруг неё, если мы не рассматриваем веру через призму «гражданской религии», в которой Пасха – это день, когда надо красить яйца, а Крещение – аналог дня Нептуна. Встреча Светлого Христова Воскресения немыслима без переживания страданий и смерти Спасителя. На Голгофе и у гроба в Гефсимании все наши дела, мечты, стремления, скорби обретают истинный смысл – мы видим, что нашей жизнью может управлять Господь. Он прошёл через все стадии земного бытия, был младенцем, рос, проповедовал, был гоним, утешал людей, исцелял больных, воскрешал мертвых – и вот теперь Он сам умирает и погребается, чтобы победить смерть. И мы, которых Христос усыновил в крещенской купели, просто обязаны в этот момент быть с Ним рядом.
О богослужении
Необходимо обязательно подготовиться к Причастию святых Таин – причаститься можно на Страстной каждый день, кроме Великой Пятницы, когда не служится литургия в знак скорби. Я бы рекомендовал обязательно посетить богослужения Великого Четверга: утром вспоминается Тайная Вечеря, и обычно за ней причащаются все верующие, это совершенно естественно и необходимо. Вечером служится «Последование святых страстей Господа Иисуса Христа», за которым читается 12 Евангелий – текстов, описывающих взятие Господа под стражу, суд у первосвященников и Понтия Пилата, распятие на Кресте, смерть и погребение. По возможности, эту службу нужно не пропускать.
В Великую Пятницу днём, между 14 и 15 часами, служится вечерня, во время которой из алтаря выносится для поклонения народу Плащаница – изображение Спасителя, лежащего во гробе. Пятница – самый строгий день в году в плане поста: люди стараются ничего не вкушать до самого выноса Плащаницы и, если и питаться, то только после захода солнца (хотя, конечно, для страдающих сахарным диабетом и другими неизлечимыми болезнями, все правила смягчаются).
Наконец, наиболее таинственными являются богослужения Великой Субботы – дня молчания и покоя, когда Христос был во гробе плотью, душой – в аду, откуда выводил ждавших Его людей в рай, вместе с распятым рядом на кресте благоразумным разбойником, и на престоле Небесном – с Отцом и Святым Духом. Отец Андрей Кураев называет богослужения Субботы «океаном смысла»: здесь и скорбь при погребении Господа, здесь и изумление о совершаемых Им великих деяниях, и предвкушение Воскресения, когда на литургии меняются облачения в храме с чёрных на белые.
«Причём тут мытьё окон?»
Для христианина такой вопрос не остаётся обычно праздным. Если есть возможность справиться с рабочим графиком, распределить его так, чтобы посетить главные богослужения Страстной седмицы, то постепенно всё встанет на места и всё успеется. Есть традиция называть Великий Четверг чистым и убираться в доме, но она более чем странна: Четверг – один из наиболее напряженных дней Страстной, когда надо быть в храме и причащаться (в странах Европы количество верующих подсчитывается по числу причащающихся на литургии Четверга) – и причём тут мытье окон и стирка? Это можно сделать и ранее - с понедельника по среду. Приготовить куличи и покрасить пасхальные яйца можно и в субботу – до революции обычно взрослые в семье занимались готовкой снеди и украшением дома, а детей посылали в храм на Литургию.
Понятно, что наша технократическая цивилизация не даёт нам полностью войти в ритм Страстной недели, но и не стоит здесь отчаиваться: Господь видит доброе расположение сердца, и даже благое намерение приветствует. Тем более, несоблюдение «обрядов» Он не карает – было бы сердце стремящимся быть с Богом, а там и горы свернуть можно.
Христос среди нас
Для человека, переживающего жизнь Спасителя как жизнь бесконечно родного Отца, весь великий пост и Страстная седмица есть реальное сопричастие событиям, бывшим когда-то во времени. Но при этом, Евхаристия всегда совершается вне времени, и каждое причащение Святых Таин совершается именно там, в Сионской горнице. А уже наше сопереживание страданиям Христа на Кресте, Его погребения и Воскресения также являются реальным переживанием этих моментов. Держа в уме то, что это было когда-то, мы понимаем, что и сейчас наш мир, спасенный Крестом, не остался без Бога, восшедшего на Небеса. Христос здесь, среди нас, и в эти дни Он даёт нам побыть рядом с Собой в Гефсимании и на Голгофе - ведь об этом Он тогда и просил учеников.