Один из любимых русских святых Алексий человек Божий покоится в Риме на Авентинском холме. И католики, и православные устремляются сюда, вдаль от оживлённого центра вечного города, чтобы поклониться его честным мощам, а также чудотворному образу Богоматери, удивительно связанному с жизнью подвижника.
«Мы долго стояли и смотрели на её лик»
Вечером на Авентине тихо. Мы спешили сюда из центра Рима. Нам не удалось поймать такси у Пантеона, и, чтобы не терять время на ожидание, мы решили добраться пешком. Вчера мы уже не попали в базилику*, где покоятся святой Алексий и мученик Вонифатий. Перед закрытыми вратами встретились с православным священником из Молдавии. Отец Владимир был в Риме последний день и ушел от базилики опечаленный. У нас же была ещё пятница.
До закрытия базалики примерно полчаса. Мы шли быстрым шагом и молились святому Алексию, чтобы успеть попасть в храм. Без десяти шесть счастливые чуть ли не вбежали в базилику. Там находилось несколько человек. Справа от алтаря в капелле** с удивительного образа на нас смотрела Божья Матерь. Я видела её такой впервые. Мне нашёптывали: она чудотворная, по преданию, её написал апостол Лука***. Я ещё не знала легенду о ней и святом Алексие. Мы долго стояли и смотрели на её лик. Сердце объяли покой и большая радость. Все бури утихли, были только Господь и я под покровом Божией Матери, и больше ничего. Пока мы стояли перед ней, храм опустел, а мы всё не могли отойти: «Ты чувствуешь?», «Чувствую».
Когда спохватились, уже был седьмой час, базилика должна уже была быть закрыта. Никак не могли найти мощи святых Алексия и Вонифатия. Наконец, появился сторож базилики, добродушный и милый Луиджи. Он указал нам на престол – под ним покоятся честные мощи святых.
Удивительно, мощи обоих были обретены в 1216 году, когда над старой церковью выросла новая. История, которую я хочу рассказать о святынях этого места не без предположений, ведь всё это было так давно.
«Поищите человека Божия»
Не представляется возможным узнать наверняка, как именно появилась первая церковь на месте нынешней базилики.
Святой Вонифатий жил в конце третьего века. Он погиб в Тарсе, куда отправился по настоятельному желанию своей госпожи Аглаи, чтобы привезти в Рим мощи мучеников. Аглая и Вонифатий любили друг друга, но жили во грехе. На мощах мученика она хотела построить храм, чтобы святой своими молитвами хранил их дом от греха и помогал им во спасении. Увидев, как мучают христиан, Вонифатий решил разделить их участь. Так Аглая встретила обратно не любимого слугу, а его останки. Их погребли в её имении (предположительно на Авентине), и на могиле Вонифатия Аглая построила часовню, позже уже в конце пятого века на её месте выросла церковь.
Алексий жил в Риме между четвёртым и пятым веками. Есть версия, что базилика находится на месте, где жили его родители Евфимиан и Аглаида. Может быть, их имение находилось по-соседству, поэтому появилась такая версия.
Евфимиан был сенатором и благочестивым христианином. Ежедневно в его доме накрывались столы для вдов и сирот, нищих и странников. Долгое время у супругов не было детей. Когда, наконец, после слёзных молитв, у них родился наследник Алексий, они дали ему всё самое лучшее. Их сына обучали лучшие педагоги, он рано освоил науки и преуспевал в познании Священного Писания. В сердце своём юноша решил посвятить жизнь Богу, для смирения он под богатыми одеждами даже носил власяницу. Но родители, когда сын достиг совершеннолетия, решили его женить. Но после венчания в первую ночь Алексий вошёл в покои супруги и отдал ей кольцо со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Мы не знаем, что происходило в его душе, когда он решил так поступить.
Алексий отправился морем в Эдессу (на месте нынешнего города Шанлыурфа на юго-востоке Турции). Там он раздал всё имущество нищим и начал жить на паперти при храме, где хранился Нерукотворный образ Господа. Всё, что ему подавали, он раздавал, питясь лишь хлебом и водом. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн. Когда слуги отца приехали в Эдессу и встретили Алексия, они не узнали в нём своего господина. Так прошло 17 лет. И однажды в храме пономарь услышал от образа Богородицы: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нём подобно венцу на главе царской».
Не сразу он нашёл Алексия, но после этого случая нищего начали почитать, и он устремился от славы в иное место. Буря увела его корабль с курса и привела к берегу Италии. Он снова оказался в Риме и отправился в дом к своему отцу. Нищелюбивый Евфимиан, не признав сына, принял его в своём доме. Алексий жил в каморке под лестницей, служил тем, что уносил еду с господского стола, в этом ему помогал слуга. Он продолжал вести прежнюю жизнь: раздавая господские подаяния, питаясь крохами, проводя ночи в молитве. Алексий сносил насмешки слуг, но тяжелее было терпеть присутствие близких людей. Как разрывалось его сердце, когда он видел страдающих по нему мать и жену… Но он выбрал Бога и утешался молитвой. Ещё 17 лет Алексий прожил в родном доме.
Однажды на литургии в соборе Святого Петра от алтаря раздался голос: «Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна». На богослужении присутсвовали папа Инокентий I и император. Во всём Риме не могли найти этого человека. Тогда голос указал: ищите в доме Евфимиана. Когда родитель вбежал в дом он нашёл уже отошедшего ко Господу Алексия. Лицо умершего светилось, а в руках его была зажата бумага. Это было 17 марта 411 года. Праведника перенесли в храм, и только после коленопреклоненных молитв он разжал руку. Алексий знал о часе смерти и успел написать родным письмо. Он закончил его так (согласно житию автора Димитрия Ростовского): «Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном».
Ко гробу, выставленному на площади, приходил народ. После молитв пред ним исцелялись многие больные. Гроб наполнился миром. Потом его перенесли в церковь святого Вонифатия и захоронили там.
Новая встреча
Справа от входа в храм капела святого Алексия. Перед нами восстают последние странички его жития. Почивший праведник покоится под лестницей отчего дома. Алексий в скульптуре 1760 года изображён усопшим. Над ним в футляре из стекла и позолоченного дерева ступени той самой лестницы. Когда-то он мальчиком бегал по ней, а потом жил как нищий и умер. Также в храме установлен колодец, который, по преданию, находился в доме родителей Алексия.
Луиджи проводит нас в древнюю романскую крипту. Кажется она то ли 11, то ли 13 века, а может и древнее… На стенах византийские росписи. Базилика перестраивалась в 13, 18 и 19 веках.
Перед тем, как покинуть церковь, мы снова подходим к образу Божией Матери. Стоять бы так и никуда не уходить. Икона из Эдессы здесь появилась в 977 году. Спасаясь от мусульман в захваченной Эдессе митрополит Сергий Дамасский бежал в Рим, где получил приют у папы Бенедикта VII. Тот вверил ему на служение Базилику святого Вонифатия, где покоился и святой Алексий.
Церковное предание гласит, что эта икона Богородицы - Мадонна Сант-Алессио - не случайно так названа. Возможно, именно перед ней молился в Эдессе Алексий, и именно с этого образа Богородица велела ввести в храм Божиего человека. И хотя некоторые исследования относят происхождение иконы к более позднему времени, сердце чувствует иное. Если всё было именно так, то как поразительна эта встреча иконы Богородицы и святого Алексия спустя столетия. Как удивителен промысел Божий!
Мы очень тепло прощались с Луиджи, который уделил нам столько внимания, своего времени. Как чутко отнёсся он к нам, понимая, какая это важная для нас встреча. Из храма мы вышли, когда стрелка часов приближалась к семи.
Мы завернули в сад базилики – что за сказка! Освещаемый светом нескольких фонарей он казался волшебным. Мы покидали это удивительное место абсолютно счастливыми. Обязательно побывайте на Авентине в гостях у святых Алексия и Вонифатия и поклонитесь Богородице-Мадоне Сант-Алессио.
Фото из личного архива автора и интернета.
Картина Александра Кабанеля «Аглая и Вонифатий» (1889).
Кстати, в 2011 году в храме впервые за долгое время служили православную литургию.
* Базилика – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечётного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (вытянутых помещений), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Этим названием именовали христианские храмы такого типа.
** Капелла - храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. Капелла имеет алтарь, то есть, предназначена для совершения богослужения. Капеллы ставят в церквях западного обряда, это строение подобно престолам в православных храмах, но выглядит иначе.
*** Возможно, что икону дейсвительно написал апостол Лука. Однако некоторые исследователи считают, что его иконы, вероятно, не дошли до нас. А ему приписывают списки с его икон. Их не много в мире, но они ценны тем, что отражают образ Богородицы, писаный очевидцем её при жизни – святым апостолом.