Вторая седмица Великого поста завершается праздником Святителя Григория Паламы, доказавшего нетварность Фаворского света. Почему сегодня в 21 веке важны споры, происходившие в 14 столетии?
Апостол Пётр назвал христиан сопричастниками Христу. Что же это значит? В средневековье произошла революция в духовной жизни, а творцами ее стали монахи-исихасты. Эти люди показали пусть в Царствие Небесное и доказали, что в него можно войти уже на земле. Они предложили путь умного делания – учения о непрестанной умной, а затем и сердечной молитве. Оно требует уединения и безмолвия – такой образ жизни стала именоваться исихазмом (от греческого – покой и молчание). Конечно, этот опыт был известен гораздо раньше, он разрабатывался ещё в IV веке, а наибольшую известность приобрёл после того, как о нём подробно писал Симеон Новый Богослов – в XI веке. Из его трудов об умном делании узнали афонские монахи, ставшие исихастами.
Каждый из нас – образ Божий, в разной степени затемнённый, затуманенный. Очищение ума и сердца позволяет Господу войти в наше сердце, а нам, по Его воле, в Его Божество, то есть обожиться, сделаться богами по благодати. То, что увидели апостолы на горе Фавор, может происходить и с человеком, и он может преображаться.
Однако были противники этого учения. Учёный монах Варлаам пытался доказать тварность Фаворского света, то есть его небожественное свойство, и даже смеялся над монахами, рассказывающими о моментах озарения их Духом, и назвал умное делание еретическим заблуждением.
Но нашёлся человек, который сумел опровергнуть учение Варлаама.
Святитель Григорий родился в 1296 году в Малой Азии. Оставшись рано без отца, крупного сановника, он вырос он при дворе константинопольского патриарха Андроника, получил прекрасное образование, но вместо государственной деятельности он избрал монашество. В 20 лет Григорий удалился на гору Афон. Сначала он подвизался в Ватопедском монастыре. Известно, что будущему святителю в начале его иноческого пути явился Иоанн Богослов и обещал духовное покровительство. Спустя время он перешёл в Лавру святого Афанасия, где нес послушание в трапезной, а затем церковного певца. Но в 1321 году он уединился в отшельнической обители Глоссии. Здесь он познакомился с умным деланием. Избегая нападения турков на обитель, он с братией отправился в Солунь. Находясь в миру, будучи пресвитером, он не оставлял уединённой молитвы. Григорий основал общину монахов в Верии (недалеко от Солуни). Но спустя пять лет вернулся на Афон. В это время начались споры о Фаворском свете и умном делании.
Будущий святитель Григорий защитил исихазм в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов», а затем вместе с афонскими монахами составил «Святогорский томос», в котором обосновал нетварность Фаворского света: «Кто говорит, что свет, озаривший учеников на Фаворе, — это явление и знамение, наподобие тех, что возникают и исчезают, а не обладает полнотой бытия и не превосходит всякое умозрение, но ниже умозрения по своему действию, тот явно не согласен с мнением святых, ибо они называют его в своих песнопениях и писаниях светом неизреченным, нетварным, вечным, вневременным, неприступным, неизмеримым, беспредельным, безграничным, невидимым для ангелов и человеков, первообразной и неизменной красотой, славой Бога, славой Христа, славой Духа, лучом Божества и тому подобными именами. Плоть, говорят они, прославляется вместе с тем, что она восприняла, и слава Божества становится славой тела, но в видимом теле слава была невидима для не могущих вместить то, что даже взору ангелов недоступно» (полностью читайте: http://www.pravmir.ru/svyatogorskij-tomos/).
В 1341 году в храме Святой Софии на Константинопольском Соборе состоялся спор Григория Паламы и Варлаама, и Собор принял положение Григория о том, что Господь, который недоступен в Себе, является в энергиях, доступных восприятию, но не являются сотворёнными. Учение Варлама Собор осудил как ересь.
Но святителю Григорию пришлось пострадать. Ученик Варлама обвинил его в церковных смутах, и патриарх Иоанн XIV заключил его в темницу. Освободил святителя спустя три года уже новый патриарх и нарёк его в архиепископа Солунского. Однажды Святитель попал в плен к туркам, и целый год он был в рабстве у разных людей, не переставая проповедовать. За три года до смерти он снова оказался в Солуни. Накануне успения ему явился в видении Иоанн Златоуст. Последними словами Григория Паламы стали «В горняя! В горняя!». А спустя 9 лет, в 1968 году его канонизировали.
Игумен Варнава (Соколов):
ЕСЛИ МЫ ПРИНИЗИМ ПЛАНКУ, БУДЕМ ВИНОВНЫ
- Думается, какое отношение к нам могут иметь эти учения? Может, и не нужно нам много думать об этом? Нам бы разобраться со своими грехами (хоть бы от осуждения как-то отойти). Но Церковь призывает не просто задуматься, а восславить святителя Григория, благодаря которому в Церковь даже был внесен новый догмат (истина обязательная для всех членов Церкви).
Хотя мы с вами и не обладаем опытом переживания Фаворского света, скорее не имеем и дара умо-сердечной молитвы, но, когда приступаем к духовному деланию, должны быть совершенно уверенны: это та самая лествица, которая возведёт нас к таким высотам, что нетварный свет будет пронизывать всё наше существо, и мы с вами станем богами по благодати. Вот, к чему призывает нас Господь своей святой Церковью. Надо знать, что когда мы переступаем порог храма, мы входим не туда, где можно попросить освятить машину или выпрашивать хорошую работу, здоровье детям. Мы вступаем в место, где пребывают Сам Господь и ангелы Его, и они призывают нас к высочайшему, что не укладывается в логическое рассуждение. Надлежит иметь два рассуждения: во-первых, должны понимать к какой высоте нас призывает Господь и святые его, и, во вторых, смиренно понимать, насколько мы далеки от этого. Но при этом, входя в храм, мы должны вдохновляться тем, что встали на лестницу, которая точно приведёт нас в Царствие Божие. И это вдохновение не должно нас покидать в самые трудные моменты, печали житейские, уныния и отчаяния, которые вселяет сатана в сердца наши. Мы должны всегда напоминать себе, что Господь пришёл и умер за нас не для того, чтобы мы жили в комфорте. Он пришёл призвать нас в Царствие Небесное, которое отселе до него было закрыто и никто бы не смог нас туда привести. Если эту высокую цель мы потеряем, то рискуем заблудиться в нашем, пусть и маленьком, но духовном, делании. Можем начать идти не туда и с удивлением при смерти увидеть это. Для того, чтобы этого не случилось, на вторую неделю поста Церковь напоминает нам об этой высоте.
Мы находимся в Церкви святых, которые, оставив все, восходили в высоты духа, не доступные ни одной религии на земле, и если мы с вами обесценим, принизим эту планку, будем виновны. И в то же время, если мы без крыльев полезем туда, то разобьемся. Поэтому нам надлежит смиренно идти по лествице, возводящей нас в Царствие Небесное, и не важно, сколько мы пройдем по ней, главное быть уверенными, что мы точно стоим на ней. Первая ступенька - это ступенька смирения и нищеты духовной. Встанем на нее и возблагодарим Бога, что Он привел нас в свою истинную и святую Церковь, и мы с вами еще дадим ответ за этот дар, за этот удивительный бесценный талант, но чтобы нам принести больше, надо сначала хотя бы его оценить и понять - что же мы имеем в своих руках.