460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Беседа Серафима Саровского о смысле жизни

29.11.2017
Димитриевский монастырь , Рузаева Л.М.

Серафим Саровский.JPG

Беседа преподобного Серафима была записана помещиком Мотовиловым. Николай Александрович Мотовилов был исцелён по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову Серафим Саровский завещал материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.

Беседа состоялась в ноябре 1831 года в лесу, неподалёку от Сарова. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой С.А. Нилусом.
Поразительно точно запомнил Мотовилов речь батюшки Серафима о цели христианской жизни, а С.А. Нилус передал нам, верующим, её содержание.

Поучение о стяжании Духа Святого Божьего.

Серафим Саровский икона.jpg


"День был пасмурный, - пишет в своих записках Мотовилов. - Снегу было на четверть на земле... Поместил он меня на пне только что срубленного мною дерева,  а сам стал против меня на корточках".
- Господь открыл мне, - сказал великий старец, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали.... Но никто не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской... Но они не так говорили, как бы следовало.
Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чём, действительно, эта цель состоит.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего.

Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело - суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Всё же  не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт.

Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Иже не собирает со Мною, расточает".

- Николай спросил батюшку Серафима, что значит стяжать?

- Стяжание всё равно что приобретение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так всё равно и стяжание Духа Божия. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный...

Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже  прииду, искупующе время, яко дние лукави есть" - то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа.

И тут Серафим Саровский, рассуждая о притче о мудрых и юродиевых девах, вспомнил Антония Великого. В письмах своих к монахам тот сказал: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - Божия, вторая - собственная воля, человеческая, то есть если и не пагубная, то и не стяжательная; и третья - бесовская, то есть вполне пагубная".

Чему учат три воли? Третья вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая, собственная воля наша, научает делать всё в услаждение нашим похотям, а то и как враг научает, творить добро, ради добра, не обращая внимания на благодать ими приобретаемую. Первая же, воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро, единственно лишь для стяжания Духа Святого. Это и есть тот елей, которого не доставало у юродиевых дев. Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть.

Бог говорит: "Се стою при дверех и толку", разумея под дверями течение нашей жизни, ещё не затворённой смертью. Вот почему сказано: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть", т.е. да не лишитеся Духа Божия: бдение и молитва приносят нам благодать Его.

Молитвою мы с Ним Самим Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся.

- Ну, а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для Стяжания Духа Святого? - спросил Мотовилов.

- Стяжевайте благодать и всеми другими добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. И Господь говорит: " Не всяк глаголяй Ми: Господи, внидет в царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего", то есть делающий дело Божие, ибо проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением.

Так-то, батюшка. Так и извольте торговать духовно добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святаго. Ибо, например, богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное, чем более раздаётся, тем более приумножается у того, кто его раздаёт.

- Батюшка, - спросил Мотовилов, - вот вы всё говорите о стяжании благодати Духа Святого, но как же и где я могу её видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать - со мной Он или нет?

- Мы в настоящее время, - отвечал старец, - по нашей холодности к святой вере и по невнимательности нашей к действиям Его божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни... а древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным.

- Когда же он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить всё дело спасения, то по воскресении своём дунул на Апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамову благодать всесвятого Духа Божия в день Пятидесятницы... в виде огненных языков... И нам всем в Таинстве Крещения подаётся благодать Духа Святого...

Говорится: "Печать Духа Святаго..." Но в том-то и беда, что мы, ... развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего. Далее Серафим призывает всех нас к покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетелей Христа ради к приобретению Духа Святаго внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устрояющего.

Слово Божие недаром говорит: "Царствие Божие внутрь Вас есть". И ещё говорил Преподобный о Приснодеве Богородице Марии, неотступную ходатаицу к Сыну своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому самому Божия Матерь и называется  "Язвою бесов", ибо нет возможности бесу погубить  человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

- А каким же образом, - спросил Николай батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?

- Это, Ваше Боголюбие, очень просто, - отвечал он, - поэтому-то и Господь говорит: "Вся проста суть обретающим разум". Про этот разум Господь сказал: "Бог всем человекам хочет спастися, и в разум истины прийти" 1 Тим. 2: 4. Находясь в этом разуме, и Апостолы всегда видели, что дело их свято и вполне угодно Богу.

- Надобно, - сказал Николай Мотовилов, - чтобы я понял это хорошенько!..

Тогда отец Серафим взял его за плечи и сказал:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?

Мотовилов отвечал: 

 - Не могу, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...

Отец Серафим сказал: 

- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами также светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его...

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил Николая отец Серафим?

- Необыкновенно хорошо! И Мотовилов воскликнул: Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

- Что же ещё чувствуете вы?

- Необыкновенную сладость!

- Это та сладость, про которую говорится в Священном писании: "Упиются от тука дома Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я".

- Что же ещё вы чувствуете?

- Необыкновенная радость во всём моём сердце!
- Предзадаток этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь на земле?!

- Что же ещё вы чувствуете, ваше Боголюбие?

- Теплоту необыкновенную!

- Да ведь мы же в лесу сидим. Теперь зима во дворе, и под ногами снег...

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из неё столбом пар валит...

- И запах такой же, как из бани?

- Нет! На земле нет ничего подобного этому благоуханию.

И батюшка отец Серафим приятно улыбнувшись, сказал: Она-то и есть именно та самая  теплота, про которую Дух Святой заставляет нас вопиять ко Господу: "Теплотою Духа Святаго согрей мя!" Его-то  согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза (зимнего холода) будучи одеваемы в Благодатные одежды от Святаго Духа.

- Вы, Ваше Боголюбие, творите и, видевше явно оказанную вам милость Божию, сообщайте о том всякому желающему себе спасения.

"Жатва убо многа, - говорит Господь, - делателей же мало". Грядите же с миром!..

(Текст беседы преподобного Серафима публикуем в сокращении)


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать