Совсем скоро мы встретим Рождество Христово. Многие из нас постились по своим силам. Наверняка, у каждого семейного человека возникали вопросы, как преподнести пост своим детям и будет ли для них этот опыт полезным.
В социальных сетях ведёт сообщество «С верой по жизни» матушка Вера Кудрячова (https://vk.com/veraandlife). Она много рассказывает о том, как в своей семье они с супругом воспитывают и обучают четверых сыновей. Мы попросили ответить её на наши вопросы.
Пост – это акт любви к Богу
- Как вы считаете, когда ребенку уже можно рассказать о посте?
- Смотря, что мы хотим донести до него этим рассказом. По сути, обучая детей тому, что -хорошо, а что - плохо, мы уже, в каком-то смысле, рассказываем им о посте. Мы учим их отказываться от своего «мне», «я», «для меня» и т. д. Это, своего рода, тренировка перед большими постами, постами другого формата. Здесь нужно смотреть ещё по ребёнку. Чтобы понять, готов ли он к посту, нужно объяснить, что это такое, для чего это нужно, рассказать о наших дарах Богу, которые мы пытаемся собрать за весь постовой период. И, если ребёнок понял, о чём вы говорите, и согласен потрудиться, значит можно смело развивать эту тему, думать над тем, в каком формате у него будет проходить пост.
- В чем заключается суть поста для ребенка и как правильно воспитать у детей отношение к нему?
- На мой взгляд, главное — показать, что пост - это не насилие над другими и собой, а акт любви к Богу. Очень важно, каким будет первое впечатление. Если мы начнём рубить с плеча и убирать всю не постную пищу из рациона, мультики, игры, то в итоге привьём ребёнку отнюдь не радость и понимание, что Бог есть Любовь. Негативный опыт может в дальнейшем сказаться на детях, особенно в подростковом возрасте.
Постовой подвиг нужно начинать с малого. Предложить, к примеру, смотреть мультики только один раз в день, а не три раза, чтобы освободившееся время потратить на чтение, беседу с родителями или помощь. Или отказаться от конфет, чтобы тренировать свою силу воли. Вариантов можно найти много, но всё должно быть по силам. А ещё, на мой взгляд, важный момент: убирая что-то, мы должны заполнять освободившееся «пространство» для чего-то полезного. Т.е. необходимо всегда предлагать альтернативу. В таком случае детям не будет скучно, и они легче смогут переключиться на что-то новое.
В этом году мы с детьми учимся в Рождественский пост замечать свои грехи, вовремя останавливаться, бороться с ними. Для большей наглядности я взяла стеклянные шарики (марблс) и маленькие баночки. Половину баночек раскрасила в белый цвет, другие — в чёрный. У каждого ребёнка теперь есть по две баночки: чёрная и белая. У каждого из детей свои недостатки: у кого-то не получается не обижаться, у кого-то не раздражаться и т. п. Мы выбрали по одному своему пороку, над которым решили работать. Если получается не поддаться греху, стеклянный шарик опускается в белую баночку, если не получается - в чёрную.
Вместе с детьми работаю над собой и я. И вот на днях спрашиваю ребят, как проходит у них заполнение баночек, как идёт работа над собой. Они мне с долей стыда говорят общими фразами: не всё выходит хорошо, но больше всë-таки наполняется марблсами белая баночка. На что я показываю им результат своей работы буквально за утро: чёрная баночка полная, а в белой ни одной стекляшки. Дети смотрят молча на меня, потом на баночки, потом снова на меня.
-Мам, ты серьёзно?!
- К сожалению, да.
- А вчера что у тебя было, мам?
- Так же. Только вчера чёрная баночка набралась за день, а сегодня буквально за три часа.
Тишина. Каждый думает о своëм. Федя поднимает на меня глаза и говорит:
- У тебя есть ещё марблсы? Мне нужно много. Очень много… И ещё одна чëрная банка!
Наша родительская открытость в вопросе веры будет сближать нас с детьми.
Дарить друг другу больше душевного тепла
- Сложно ли организовать занятия по адвент-календарю? Могли бы вы поделиться идеями с нашими читателями? Вы начинаете подготовку заранее, чем вы занимаетесь в этом году в предпраздничные сорок дней?
- Для меня первый и главный вопрос: чему я хочу научить детей? Как за всем этим адвент-календарём не забыть о Боге, о Том, ради Кого всё это делается? Сложность состоит ещё и в том, чтобы к концу поста сделать так, чтобы дети ждали праздника, чтобы адвент-календарь подготавливал детей, пробуждал желание встречи с Богом, как натянутая тетива лука, которая ждёт момента, чтобы быть выпущенной и летящей в цель.
Можно взять определённые темы или рассказы и по ним составлять занятия. К примеру, мы в этом году идём по книге «Рождественская песнь» Диккенса. Это произведение помогает нам посмотреть под разным углом на пороки, вместе с главным героем искать в себе искры доброты и веры, узнавать, не заняла ли в нашей душе место нехорошая привычка или черта, как это произошло с главным героем, который был жадным и алчным.
Мы выделили дома отдельное место, где празднично украсили стену, но сверху покрыли всю эту красоту искусственной паутиной. Декорации помогут почувствовать отголоски приближающегося праздника. По мере продвижению к концу книги и к концу поста, паутины будет становиться меньше на предметах, свет засияет ярче. Мы как бы будем вычищать не только душу, но и пространство вокруг нас. Чтобы достать то доброе, что есть в нас, нужно очень постараться, стереть толстый слой пыли, убрать с нашей добродетели много паутины.
Можно подготовить небольшие подарочки детям, но их должно быть не много. Они что-то вроде поддержки ребёнка раз в неделю, чтобы подстёгивать желание идти до конца и не сдаваться. Ещё можно писать письма детям и оставлять их в особом почтовом ящике, как делаем и мы в этом году. В этих письмах я отмечаю, что вижу старания детей, и иногда даю им советы.
Во время поста нас также объединяют и семейный просмотр добрых фильмов, и душевные разговоры при свечах. Нужно больше дарить друг другу душевного тепла.
Ещё в этом году мы хотим ближе к празднику дать возможность детям заработать деньги на благотворительность. Как это будет реализовано? Мы выделим день, за который любая работа по дому будет оценена в какую-то денежную сумму (10, 50 руб.). Каждому дадим возможность сделать столько дел, сколько получится, чтобы заработанные деньги потратить на тех, кто в них нуждается.
- Матушка Вера, как можно провести с ребенком праздник Рождество Христово? Чем наполнить этот день?
- Мы ходим на ночную праздничную службу с детьми. После литургии дарим подарки прихожанам, которые мы сделали своими руками. День праздника мы наполняем уютом, любовью и радостью. Хорошо, когда можно провести этот день всей семьёй вместе. Можно пойти на улицу, покататься на горках, посмотреть семейный фильм, поиграть в настольные игры, которые объединяют.
- Сегодня жизнь школьников так насыщена, что на общение с родителями остается мало времени. Вы же говорите, что дарите на святках друзьям подарки, которые делаете вместе с детьми в течение всего поста. Как много времени вы уделяете такому совместному творчеству, и где вообще его находите?
- Эту традицию мне привили родители в моей семье. Мы тоже с сестрами собирались вечерами на кухне за большим столом. Мама накрывала его большим полотном бордового цвета, выставляла свои запасы бисера, красивых тесёмок, деревянных заготовок. И мы вместе с мамой под звуки православных песен из старого магнитофона делали подарки нашим друзьям и прихожанам прихода, куда мы ходили в воскресную школу. Это настолько нас объединяло, что я захотела перенести такую традицию и в свою семью.
Что касается наших детей, то тут тоже всё довольно просто. Мы сначала вместе обдумываем, что именно будем дарить всем. Часть работы я могу доверить полностью детям. К примеру, мы собираемся на кухне, и пока я готовлю ужин, дети занимаются созданием подарков. Мы включаем интересную аудиокнигу, слушаем и занимаемся делом. Или можем собраться в зале, включить добрый фильм, который мы уже не первый раз видим, и работать под звуки этого фильма в зале, например, лепить подсвечники или ёлочные игрушки. Для такого общего творческого сбора выбираем более свободный день. И у нас есть правило - сначала сделать все уроки, а потом заниматься своими делами. А учитывая, что мы на семейном обучении и у нас нет необходимости в домашней работе после уроков, то и времени на совместное творчество больше.
Дети чувствуют фальшь
- А чем вы занимаетесь на Святках? Есть ли у вас семейные традиции?
- На Святках мы принимаем гостей. И готовим уже традиционные в нашей семье пирожные, которые очень любят дети.
- Празднуете ли вы Новый год?
- В нашей семье Новый год — это праздник детства, праздник, которые объединяет людей нашей страны. У нас сложилась традиция ходить на ночную службу в ночь с 31 декабря на 1 января всей семьёй, где мы вместе причащаемся. Мы благодарим Бога за прошедший год и просим благословения на новый, а после службы идём смотреть салюты, зажигаем на морозе бенгальские огни, дети стреляют из хлопушек. А потом едем домой, где под ёлкой детей ждут новогодние, но, всё же, постовые подарки. Это тоже одна из традиций. На каждый новый год мы дарим детям новые книги. Я ищу книги того жанра, который точно понравился каждому из детей. Мы с мужем подписываем каждую из них и упаковываем в подарочную бумагу. Перед выходом на ночную службу подарки складываются под ёлку и ждут нашего прихода. Обычно нам хватает по приезду домой лёгкого перекуса, и все расходятся по кроватям.
- А ваш личный пост тесно связан с постом ваших детей? Ведь вы не понарошку заполняете баночки.
- Конечно, не понарошку. Дети чувствуют фальшь на каком-то клеточном уровне. А в таком деле, как прививание христианских ценностей, ни в коем случае нельзя допускать ни грамма лжи и обмана. Мой пост имеет две стороны. С одной — моя личная работа над собой, над тем, что в духовном плане у меня плохо получается. С другой стороны, мой пост должен быть примером для детей. Откуда же им ещё учиться, в первую очередь, таким важным, делам, как не от собственных родителей? И часто одна сторона моего поста пересекается и переплетается с другой стороной. Я могу сказать детям, что меня беспокоит моя обидчивость, что я хотела бы избавиться от неё, а для этого мне нужно работать над собой, вовремя подмечать, где начинается грех. Это сближает нас с детьми. Они видят, что мама и папа — люди, которым так же не просто в борьбе за свою душу, которые не боятся признавать, где не правы, не боятся говорить об этом и предпринимать действия к решению этой проблемы.
Знаете, в произведении «Маленькие женщины» есть замечательная сцена, где одна из четырёх дочерей (Джо) жалуется маме на то, что у неё не получается быть такой же терпеливой, как мама. На что мама ей отвечает, что раньше была точно такой же, как её дочь, но с годами, прикладывая много труда, она смогла стать такой, какой её видит дочь сейчас. И Джо была в полном изумлении, ведь она никогда не догадывалась, что мама не всегда была идеальной. И вот это откровение матери вселило в юную девушку надежду, что и у неё получится стать лучше. Мы — пример для своих детей.