И вот мы с нашим фотографом Иваном Анисимовым в просфорной. Маленькое помещеньице с небольшими столами, где затевают необыкновенный хлеб, и с большими печами, где он печется. «Каждая просфорка должна быть ровненькой, кругленькой, прямой. А самое главное – это большие просфоры, служебные их называют. Чтобы ни трещинки, ни изъяна, без них нет службы. Пять просфор заносят в алтарь, где батюшка берет из них частичку для Причастия» - рассказывает Анастасия Александровна Куликова. Смолоду работала она в колхозе дояркой. А в свободное время ходила читать по усопшим. Путь к Богу начался с детства, с семьи, с родителей. Сегодня бабушкам-просфорницам всем за семьдесят. Но все утверждающе кивают, что любовь к Богу – это у них с детства.
Рассказала свою историю и Зоя Георгиевна Антыкова: – Дети выросли, определились. После смерти мужа я стала часто в церковь ходить и все плакала. Сам он у меня был очень хороший, работящий. И вот я пойду в храм, стою и плачу. Подходит ко мне Маша – китаечка из Никольской церкви. И вот какую вещь она мне сказала: « По мужу нельзя плакать, грешно, ты лучше молись. Хочешь, идем к нам на канун петь. Вот так Зоя Георгиевна приобщилась к церковному распорядку. Двенадцать лет в Никольском храме пела и вот уже семь лет – в Дмитриевском. С просфорным тестом управляться помогает, возле подсвечников стоит, за ними смотрит, молитвы поет. Все идет своим чередом.
Но главная просфорница в Дмитриевском храме, конечно же, Мария Филипповна Слезко. Это именно она приходит в храм в два часа ночи, чтобы затеять просфорное тесто. Не страшно идти ночью? – спросили мы ее. «Я же с Богом иду, с Богородицей. Знаю, что Господь меня бережет. Прихожу в два часа ночи, ставлю опару. Мука, вода еще с вечера готовы. Ставлю тесто, и оно у меня киснет до семи утра. Потом приходят женщины – Анастасия Александровна, Зоя Георгиевна, да еще Елена, Лидия, Валентина. Мы начинаем месить. Час, полтора тесто постоит, тогда на машине раскатываем. А нарезаем уж формочками вручную. Низушки на листы раскладываем, а верхушечки – на фанерные дощечки. Сверху крестики кладем. Когда уже все просфоры готовы, мы низушечки с верхушками соединяем, накалываем, и в печку» – говорит Мария Филипповна.
И вот так уже много лет от службы к службе пекут эти замечательные женщины просфоры для верующих. Говорят, кто верит в случай, тот не верит в Бога. Марии Слезко было тринадцать лет, жила она под Киевом, в поселке с названием Гущи, когда через село прошли немцы. Отец на фронте погиб, а мама после его гибели всего пять лет прожила. Но семья ее была верующей.
В Оренбурге Мария Филипповна помогала по хозяйству семье протоиерея Феофана, который до печально известного 1937 года был настоятелем Димитриевского храма. В 30-е годы, когда Мария попала в эту семью, батюшка очень сильно болел, был парализованным. О его службе Мария знала в основном от матушки, и надо же было случиться так, чтобы Господь привел Марию Филипповну именно в Димитриевский храм, в храм протоиерея Феофана. Она его так и называет.
«Начинали восстановление храма с того, что чистили свозимые отовсюду старые кирпичи. Восстанавливался храм только старинным кирпичом. Настоятель отец Александр скупал его везде, где только мог. Страшно вспомнить, как это все начиналось, какую гору наш настоятель сдвинул!» – говорит бабушка.
…Нам не хотелось уходить от этих пожилых женщин с добрыми, детскими глазами. Из этой маленькой уютной комнаты, называемой просфорной. Вдруг возникло такое светлое чувство, что это не посторонние бабушки, а близкие тебе, родные люди. Ведь их руки, их безупречная чистота и аккуратность помогают прихожанам, всем нам приобщаться к Господу.
Долгих вам лет, дорогие наши! Храни вас Господь!