К 30-летию со дня прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Родиться в священнической семье, окончить духовное училище, семинарию, может быть – академию, жениться на дочери настоятеля храма, а потом самому до конца своих дней служить в этом храме. Громадное число священников в дореволюционной России прошли этим путем, но лишь единицы из них вошли в наши святцы.
Действительно, обычных приходских священников, канонизированных Церковью, в нашем календаре не так много. Это, конечно, не значит, что наше священство в основной своей массе было далеко от идеалов христианской святости, нет, святых батюшек было немало, просто святость эта зачастую не замечалась, не бросалась в глаза ни современникам, ни уж тем более последующим поколениям христиан, изучающим биографии российского духовенства. Подумаешь – служили, подумаешь – воспитывали детей, жили, умирали… Что тут такого? Но за шелухой повседневности, за, казалось бы, самыми обычными, заурядными поповскими судьбами скрывались не лица, а лики, не священники, а святые.
Впрочем, сегодня мы вспоминаем личность особенную. Да, это был типичный представитель одного из самых древних сословий русского общества, да, прошел он тем самым путем обычного священника, о котором мы вспомнили выше, однако след, оставленный им на небосклоне нашей отечественной истории – и церковной, и гражданской, – еще долго будет светить многим поколениям православных христиан, указуя дорогу к Небесному Отцу и Его Царству.
Жизнь святого Иоанна Кронштадтского и вправду подобна комете: с одной стороны, она ярко осветила собой все российское общество, напомнив ему об идеалах евангельской любви и истинном призвании христиан, но с другой – как бы явилась предвестником того, что история России в каком-то смысле заканчивается, грядет 17-й год – год потрясений и революций. Господь как бы предупреждал нашу страну, обличал нравы ее общества через кронштадтского пастыря, но предупреждению этому вняли немногие…
Родился будущий священник 19 октября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье дьячка Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры Власьевны. Помимо Ивана, крещенного с этим именем в честь прп. Иоанна Рыльского, в семье было еще 5 детей: три сына и две дочери. Окончив Архангельское духовное училище и Архангельскую духовную семинарию, Иван подумывал стать, подобно своему отцу, сельским дьячком, однако Феодора Власьевна настояла на том, чтобы сын поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Надо сказать, что Иван Сергиев очень любил свою мать и всегда оказывал ей сыновнее послушание. Вот как писал о ней отец Иоанн после ее кончины (умерла мать священника в один из приездов к сыну своему в Кронштадт, когда там свирепствовала эпидемия холеры): «6 июля в 7-м часу утра скончалась от холеры родительница моя Феодора Власьевна, на 63-м году от роду. Упокой, Господи, душу возлюбленной матери моей, рабы Твоей Феодоры в селениях праведных! Где я встречу после матери такую нежную любовь, такую простоту, бережность, светлость, нелицемерность, такое смирение искреннее? Слова "здравствуй, дитятко! благослови, дитятко!" останутся у меня навсегда в памяти сердечной. Все ее услуги безотговорочные, скорые… Видно так Господу угодно было, чтобы я походил за ней во время смертельной болезни и похоронил ее, помолившись об упокоении души ее».
Учеба в академии давалась Ивану нелегко. Еще обучаясь в училище, он часто страдал от того, что просто не мог понять, преподаваемые ему дисциплины. Однако, как вспоминал сам святой, однажды ночью, после горячей молитвы, он ощутил, что Господь как бы открыл ему очи, оживотворил его ум, и с той поры учеба стала даваться ему гораздо легче. Как тут не вспомнить эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского, когда отрок Варфоломей так же, чудесным образом, внезапно получил от Бога дар знания и рассудительности?
Учиться в академии, да еще и в столице Российской империи, конечно, было нелегко, но Иван старался. Тогда он мечтал о монашестве и миссионерском служении где-нибудь в Африке или Китае, но не просто мечтал, а молился, чтобы Господь наставил его ну путь истины и спасения. Вообще, молиться юноша любил с самого детства, в академии к этому к тому же располагала отдельная комната, которую выделили для Ивана как для академического писаря. Часто молился юноша и во время прогулок по территории академии, именного здесь зародилась у него привычка молится на открытом воздухе, часто прямо во время ходьбы. Любимым чтением Ивана Сергиева в духовных школах были труды великого вселенского учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста.
Окончил академию Иван Сергиев в 1855 г. и даже, благодаря своему усердию, получил при выпуске звание кандидата богословия. Тогда же выпускнику предложили занять место священника при кронштадтском соборе во имя апостола Андрея Первозванного. Впоследствии пастырь рассказывал, что в годы учебы ему приснился большой храм, в алтарь которого он вошел северными и вышел южными вратами. Посетив впервые Андреевский собор, он сразу же узнал явленный во сне храм. Предложение места в Андреевском соборе возникло в связи с тем, что ключарь собора протоиерей Константин Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и, по обычаю того времени, наиболее желанным преемником мог стать человек, женившийся на его старшей дочери Елизавете. Юноша и девушка поженились, но после венчания Иван признался супруге, что желает остаться девственником, поэтому дал Богу обет целомудрия. Этот эпизод жизни кронштадтского пастыря является, возможно, наиболее сложным для понимания нам, которые знают о святости только из книг и фильмов. Да, с точки зрения обычного человека поступок этот выглядит весьма странным и даже нелепым, – так его восприняла вначале и Елизавета, предложив мужу развод, – но события дальнейшей жизни священника Иоанна Сергиева показали, что его решение никак не противоречило воле Божией о молодой семье, да и матушка позже смирилась с выбором отца Иоанна и всю жизнь была его верной помощницей и соратницей. Да, быть женой священника всегда было нелегким делом, но наверняка отец Иоанн не стал бы тем, кем он стал, если бы с ним не было его супруги Елизаветы.
В первой же проповеди в Андреевском соборе иерей Иоанн Сергиев изложил свою «пастырскую программу»: «Сознаю высоты сана и соединенных с ним обязанностей... научить, просветить, исправить, утвердить» паству. Священнослужитель горячо призывал прихожан причащаться регулярно, а не только по большим праздникам или раз в год, как было принято. Он верил в преображающую силу причастия и до смерти сохранял благоговейное отношение к Литургии. «Причащение Святых Тайн в каждую Литургию делает нас здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными тайнами! Христиане православные, боготворите Литургию, боготворящую нас по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день», – писал в своем дневнике отец Иоанн. Последние 35 лет жизни он совершал Литургию ежедневно, кроме случаев, когда утро заставало его в пути или во время тяжелой болезни.
Священническое служение иерей Иоанн Сергиев сочетал с педагогической деятельностью: в 1857-1862 гг. преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном реальном училище и ланкастерском классе, с 1862 г. – в Кронштадтской классической гимназии. С осени 1889 г. отказался от уроков в гимназии, так как служение на приходе занимало все его время, но в уездном училище продолжал преподавать; его педагогический стаж составил 32 года. По отзывам современников, священник не ставил плохих оценок, выступал «последним поручителем» за отстающих.
Широко была известна любовь отца Иоанна к низшим слоям кронштадтского общества: нищим, бродягам, босякам. Почти ежедневно он бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти «отбросы общества», которых отец Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость батюшки. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия. «Для чего Господь попустил быть нищим? Для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех (Тов. 12:9), чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивые помилованы будут (Мф. 5:7)», – писал отец Иоанн. При деятельном участии священнослужителя в Кронштадте был открыт так называемый Дом трудолюбия, где нищие и обездоленные, лишившиеся даже человеческого облика люди обретали смысл жизни и возрождались духовно и физически.
Общеизвестно было, что молитвами кронштадтского пастыря совершались многочисленные чудеса. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные отцом Иоанном, поэтому вспомним одно – самое первое, потому что об этом событии писал сам батюшка, глубоким смирением дышит этот рассказ: «Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить». И отец Иоанн молился, - и люди исцелялись.
Кронштадтского пастыря любила вся Россия, Андреевский собор был всегда переполнен людьми. Это стало причиной того, что Святейший Синод благословил отцу Иоанну совершать так называемую общую исповедь, когда он читал разрешительную молитву сразу над всеми, кто находился в храме, – священник просто физически не мог принять исповедь у каждого, пришедшего на богослужение. Когда пастырь проходил по улицам Кронштадта, вокруг него и за ним всегда следовала толпа, просящая благословения и милостыни, – со временем передвигаться по городу отцу Иоанну стало просто небезопасно, его могли банально затоптать, поэтому он вынужден был ездить по улицам в бричке. Периодически священник посещал русские города, и везде его встречали толпы православных христиан, желающих хотя бы одним глазком посмотреть на батюшку-чудотворца. Присутствовал он при смерти Государя Императора Александра III в Крыму… Воистину отец Иоанн Сергиев был пастырем всероссийским.
Однако где святость, там и искушения. Святой Иоанн знал, что есть у него и недоброжелатели, особенно в среде высшего общества: в государственной власти, в Синоде. Не понимал и не принимал духовных даров священника К. П Победоносцев, всесильный обер-прокурор Святейшего Синода, натянутыми у отца Иоанна были отношения с его правящим архиереем митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским). Многие чиновники, интеллигенты и даже братья-священнослужители в силу своей духовной слепоты просто не могли понять, разглядеть святости кронштадтского протоиерея, для них была доступна лишь внешняя сторона его служения, его личности. Не имея сами в себе даров духовных, они не желали признать присутствие Святого Духа и в других людях, тем более в тех, которые отличались от них поведением, укладом жизни, мировоззрением.
Тем не менее, русский люд отца Иоанна любил, и он любил свою паству, но главной его любовью, конечно же, был Господь Иисус Христос. Священник всю свою жизнь вел дневники, – это уникальный памятник духовной письменности, доставшийся нам в наследство от святого Иоанна, – и недаром выборку текстов из этих дневников, посвященную вопросам духовной жизни и борьбе со страстями, сам батюшка озаглавил «Моя жизнь во Христе». Протоиерей Иоанна Сергиев всегда жил в присутствии Божием, по слову Священного Писания – ходил пред Ним.
«Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него», – так писал в своих дневниках и так жил кронштадтский пастырь. Пожалуй, даже не жил, а горел, и Господь, видя это горение, поставил святого праведного Иоанна на подсвечник светить всей нашей стране, каждому ее жителю (Лк. 8:16). Были, конечно, и другие священники, тоже святые, тоже праведные, тоже горящие, но Промысл Божий распорядился именно отцу Иоанну благовестить погибающему Российкому царству другое Царство – Небесное, гражданином которого он окончательно стал 20 декабря 1908 г., мирно преставившись ко Господу. В 1990 г. отец Иоанн Сергиев был официально причислен Русской Православной Церковью к лику святых, и вот уже 30 лет мы обращаемся к нему с нашими молитвами. Толпа богомольцев, страждущих и рыдающих, все также окружает батюшку, но значит и он все так же слышит нас, молится о нас, любит нас. Мы – с ним, он – со Христом, а значит и наша жизнь – во Христе.
Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому, глас 1
Правосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркви на́шея украше́ние,/ моли́ всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Православной веры поборник, земли Российской попечитель, пастырям правило и пример верующим, покаяния и жизни во Христе проповедник, Божественных Тайн благоговейный служитель и дерзновенный молитвенник о людях, отче праведный Иоанн, целитель и удивительный чудотворец, городу Кронштадту слава и Церкви нашей украшение, моли всеблагого Бога мир умиротворить и спасти души наши.
Ин тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому, глас 4
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́,/ в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне./ Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́:/ неду́ги отгоня́ти,/ малоду́шныя утеша́ти,/ в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти./ Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Перевод: Ты явился добрым пастырем Российской земли, в служении священническом обретя жизнь во Христе, Богомудрый отче Иоанн. Благодать изобильную от Владыки Христа ты принял: прогонять болезни, утешать малодушных, соединять верующих в Таинстве Пречистого Тела и Крови. Потому прославляем тебя, как молитвенника о душах наших.