В 2019 году Димитриевская суббота приходится на 2 ноября. Русская Православная Церковь в этот день молитвенно вспоминает всех воинов, погибших за веру и Отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную. Предлагаем читателям познакомиться с историей появления и богослужебного становления этого поминального дня.
Сорогин Геннадий Павлович (1930-2004) «За Землю Русскую! Сбор войск Дмитрия Донского на Куликовом поле». 1983 г.
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа своей братии двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но в тысячи православных семей пришла горечь утрат, и этот родительский день стал на Руси по сути всеобщим днем поминовения. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех вообще своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.
В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.
Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-ой половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.
Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 отктября содержится следующая запись 2-ой половины XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех».
В XVII в. Димитриевская родительская суббота, по всей вероятности еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ Троиц. № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской субботы благоверным князем Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71), но и в этих словах родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилось только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитриевской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»). В стихе описывается видение благоверного князя Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Таким образом, даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует родительскую субботу иначе.
Свт. Филарет Московский писал в письме к А.Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».
В XIX в. мнение о связи Димитриевской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 г. был издан императорский указ (ЦВед. 1904. №6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе. Все это – дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.