На исходе Светлой седмицы Церковь празднует Антипасху. В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. Так что же такое Антипасха?
Антипáсха (от греч. «анти» - вместо, напротив – Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Полное название на церковнославянском языке – «Неделя антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы», и по-русски переводится как: «Воскресенье подобное Пасхе, которое есть осязание святого славного апостола Фомы».
Антипасха в древней Церкви
Первое упоминание об Антипасхе содержится в «Апостольских постановлениях», написанных ориентировочно в Сирии около 380 года. Впервые описание иерусалимского богослужения в этот день можно найти в известном источнике – «Паломничестве Эгерии*» (около 400 года). Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, так как с IV века он служил завершением восьмидневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с Таинством Крещения, так как в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую Субботу, снимали белые крещальные ризы.
В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой Субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника в римском и амвросианском обрядах – «День Господень в белых одеждах».
Из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлая седмица. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение. Блаженный Августин Иппонский в V веке в слове, посвященном «октаве Пасхи», другими словами Антипасхи говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».
Идейный смысл праздника
Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день евангельское зачало Ин.20: 19-31. Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (ст. 19), то есть в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… и «после восьми дней» (ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому.
Апостол Фома не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам других апостолов, и тот немедленно исповедовал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию евангельского отрывка Ин.20: 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое святителю Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения апостола Фомы, чье «неверие» в данном случае – стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию, оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание апостола Фомы.
Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове святителя Григория Богослова «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли святителя Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, так как в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения».
Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр.21: 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»
Богослужение праздника
В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. Согласно описанию Эгерии, в этот день, кроме обычных богослужений (литургии и проч.), после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия, так называемое стациональное богослужение, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок такой: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении святого апостола Фомы: все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI веков содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деяния 5 глава, 34-42 стихи, далее Апостол – 1 Ин.1: 1-7, Евангелие – Ин.1: 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи «Славное пришествие» и прокимном из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин.20: 26-31).
• человеколюбие и снисхождение Сына Божия («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» - стихира на стиховне),
• промыслительное неверие Фомы («Неверие веру известную роди… Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися… Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие… О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» - стихиры вечерни),
• обновление творения («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» -ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» - первая песнь канона утрени),
• первый и одновременно восьмой день будущего века («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» - седьмая песнь канона утрени).
Оренбург Православный, № 4, 2018 г.
*Эгерия (или Этерия) – паломница IV века. По происхождению, возможно, галльская или галлекская монахиня или зажиточная женщина, которая совершила паломничество в Святую Землю, вероятней всего, в 381-384 годах. Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним – «Паломничестве Эгерии», которое фрагментарно сохранилось в составе позднего кодекса XI века. Это произведение, судя по всему, древнейший сохранившийся прозаический текст, написанный женщиной.
*В русском разговорном языке Антипасху часто называют «Красной горкой» - это первый день после многодневных Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, когда позволяется совершать Таинство Брака.