В первые четыре дня Великого поста на литургии читается Канон Андрея Критского. Он построен на перечислении ветхозаветных героев, и, повествуя об их грехах и добродетелях, рисует типичных современных нас, побуждая заглянуть в свою душу.
Мы подготовили для вас материал, в котором кратко рассказывается о персонажах канона. Вероятно, это поможет вам глубже понять чтение в храме.
Во вторник Канон Андрея Критского начинается с воспоминания истории Каина и Авеля. Казалось бы, мы знаем ее с самого детства. Но как много поучительного и нового открывается, если посмотреть на нее глазами автора. Как близки мы, ходящие по земле, к Каину, совершившему первое убийство.
Как и он, мы уничтожаем свою душу. Сначала завидуем, порой даже самым близким, ведь Каин из зависти убил брата, возмутившись тем, что Господь не принял его жертву. Мы неискренни и неблагодарны, как он, воздавший жертву не самым лучшим, что послал ему Бог, а тем, что «себе негоже». Нет в нас страха Божьего, настолько, что мы можем врать Ему: «не знаю, где брат мой, разве сторож я ему?».
Об этом говорит нам Андрей Критский и о том, как далеки мы от праведного Авеля, осознавшего, что все его имущество и жизнь его – это дар Божий. И не нужны Ему ни мясо, ни овощи, выращенные братьями, важно Ему смирение и благодарность. «Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал» - говорит вместе с нами Андрей Критский.
Во время всего канона он сравнивает себя с самыми низкими грешниками на земле, признавая, что он – самый падший из потомков Адама – первого человека, сотворенного Богом.
«Как развращенные современники Ноя я унаследовал осуждение», - говорит он, вспоминая Всемирный потоп, во время которого по воле Божией спасся лишь один человек и семья его. Остальные же за грехи свои и нежелание покаяться погибли. Подражаю я Хаму, допустившему непочитание отца своего, - пишет он.
И призывает душу бежать от пламени греха, как Лот бежал из Содома. Единственного человека, который вел праведный образ жизни, ангелы предупредили его о том, что Содом будет сожжен, и велели ему бежать. Он успел спастись вместе с дочерями. Так и нашей душе заповедует Андрей Критский бежать от всякого безрассудного пожелания.
Автор вспоминает историю двух братьев – близнецов – Исава и Иакова. Родившийся вторым Иаков обманом заполучил право первородства и благословение отца. А старший был таким женолюбцем, что получил прозвище «Едом – распаление души грехолюбивой». И им подражает душа человеческая.
Как далеки мы от праведного Иова, который вел благочестивый образ жизни. Страшно искушал его сатана. Отобрал всех детей, слуг и все богатство. Заразил его сильной проказою, так что тот должен был жить за пределами города, в грязи и навозе. Но он только говорил, что всё мы должны принимать от Господа – и хорошее, и плохое. Но страдает он, чтобы достичь духовного совершенства. И не ропщет, как мы, грешные, сталкиваясь с малейшими неприятностями.
Вся пятая песнь канона в этот день посвящена Моисею. Вспоминается его «биография» - как носило его в корзинке по водам реки, как заступился он за своего брата, убив египтянина, как поселился в пустыне, как рассек море своим жезлом. И каждая из этих картин показательна для греховной души. Призывает Андрей Критский увидеть и «в терновом кусте» явление Бога.
Пишет он о других героях Ветхого Завета. «Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь». Аарон был первым священником, целый род которого получил право от Господа служить в церкви. Так чист, кроток и искренен в молитве он был. И с каким небрежением относились к священнодействам сыновья другого священника Илии - Офни и Финеес! В храме они могли творить бесчестие. Как мы, земные грешные.
Призывает святитель Андрей благоговейно почитать Божественное, чтобы не повторить судьбу воина Оза, который прикоснулся к святыне – ковчегу, который переносили из одного города в другой – и тут же погиб за свою дерзость.
Еще один герой - Авессалом силой взял престол и изгнал из города отца своего Давида. И следуя советам хитрого Ахитофела преследовал его, бежавшего, и хотел убить его. Но сам погиб. Так и душа наша прислушивается к телу, сатане, кому угодно – только не Господу. Но Он рассеивает все, чтобы она «спасена была».
Вспоминает автор историю царя Соломона. У которого были сотни жен и наложниц, и к концу жизни они склонили его к вере в своих идолов. И он отрекся от Господа. Так и жизнь нашей души достойна проклятия.
Пишет он о Ровоаме и Иеровоаме, которые разделили еврейскую монархию на два царства, и всю жизнь воевали между собой. «Не подражай им, душа» - призывает автор. О царе Озие, который правил много лет, но в старости, посягнув на священство, был заражен проказою.
Призывает автор последовать примеру Иеремии, через которого Господь посылал свои наставления людям. Как он принял волю Божью, как сокрушался о грехах других, как пытался предупредить каждого о последствиях его дурных поступков, так и ты, душа, «подражай плачевной жизни его и спасешься», - говорит Андрей Критский.
Вспоминает он пророка Иону, который отказался исполнить волю Господа и проповедовать среди язычников, зная, что Он простит и пощадит их. И бежал в другой город, однако Господь остановил его страшным штормом. А также пророка Даниила и его друга Азария, которые подверглись гонениям из-за своей веры, но были спасены от верной смерти. Говорит о грехе царя Ирода, который женился на жене своего брата, что тогда расценивалось как прелюбодеяние.
«Возлюби покаяние» - взывает к своей душе автор текста.