Николо-Угрешский монастырь – одна из древнейших обителей нашего государства. Во времена особого расцвета её даже называли второй Лаврой. Обитель находится в получасе езды от Москвы в городе Дзержинский.
Победный знак русскому воинству
У белокаменных широченных ворот монастыря, который находится посреди города, оживлённо. Узкий тротуар, на котором просят с кружкой нищие, снуют прохожие. Рядом остановка общественного транспорта. Каждые 5 минут из Москвы подходит автобус. Паломников, хотя и суббота, не так много. На территории тишина, которую нарушает только визг уток, гоняющихся за куском хлеба в монастырском пруду.
Фото sreda.org
Проходя под аркой колокольни, читаем на стене историю обители в стихах…
Монастырь был основан на месте явления иконы Николая Чудотворца в 1380 году. По пути на Куликово поле, пройдя 15 вёрст от Москвы, князь Димитрий Донской со своим войском остановился отдохнуть. И вдруг он увидел над сосной в воздухе образ святителя Николая, «красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный». Дмитрий Иванович начал молиться, и икона опустилась и далась в его руки. Ободрённый чудом князь произнёс: «Сия вся угреша сердце мое».
Так вот после победы в Куликовской битве он с воинством вернулся, поблагодарил Бога и святого покровителя и совершил молебен. Князь Дмитрий назвал это место Угрешей. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Николая Угодника и основать обитель.
Считается, что к устроению здесь монастыря был причастен преподобный Сергий Радонежский. И, кстати, на небольшой монастырской площади нас встречает памятник ему.
В центре жизни
Фото А. И. Нагаева
«Загуглив», узнаем, что до синодального периода Русской Православной Церкви монастырь всегда был в центре главных событий государственной жизни, почитался князьями и царями, содержался ими. Игумены Угреши пользовались уважением в высших кругах общества, участвовали в Земских и Церковных соборах. Большое покровительство оказывали первые цари Романовы. Государи Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович устраивали торжественные походы из Москвы в Угрешу с богомольем. А однажды монастырь посетили сразу три патриарха - Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.
Но обитель переживала и кризисные моменты жизни своего народа. В его стенах укрывались Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Здесь содержали протопопа Аввакума и других раскольников. В Николо-Угрешском монастыре находились и зачинщики Медного бунта, здесь были заключены и мятежные стрельцы, выступившие против цесаревича Петра. Монастырь пострадал от нападения французов.
Во время синодального периода примерно на протяжении 130 лет монастырь пребывал в упадке. За эти годы сменилось 39 настоятелей. Были отобраны часть земель и прав обители. Ветшали здания и храмы, беднел монастырь. Согласно закону в отношении церковной жизни, здесь могло подвизаться не больше 12 человек, но тут было и того меньше – всего 10. Монастырь умирал…
Вторая Лавра
В это время во главе Русской церкви стоял митрополит Филарет (Дроздов). По совету святителя Игнатия (Брянчанинова) он предложил возглавить монастырь иеромонаху Иларию, ученику оптинского старца Льва. За 18 лет наместничества монастырь начал потихоньку восстанавливаться как в духовном, так и в экономическом планах. Келейником настоятеля Илария был послушник Петр Мясников, позднее иеромонах Пимен, который по уходу отца Илария на покой был возведён в сан архимандрита обители. Первым делом он утвердил, как того давно желал митрополит Филарет, общежительный устав.
При отце Пимене за два года вдвое выросло число братии – с 48 до 94 человек. А ещё через 8 лет (в 1875) здесь было 130 насельников. Начался расцвет монастыря. Господь посылал благотворителей, и архимандрит Пимен построил множество зданий и 5 храмов на территории обители. Они и сейчас, отстроенные вновь или восстановленные, украшают Угрешу. Он обустраивал хозяйство, открывал доходные дома в Москве, создал в монастыре народное училище для детей. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов здесь был открыт лазарет.
Из оскудевшей обители Угреша превратилась в духовный центр России. Тогда её начали называть второй Лаврой. Отец Пимен почил в ночь с 16-17 августа 1880 года. За неделю до этого праздновалось 500-летие обители и был заложен камень Преображенского собора. Хотя к лику святых его причислили в 2004 году, почитание началось сразу после смерти.
Мы заходим в величественный Преображенский собор. Нужно много времени, чтобы разглядеть его весь изнутри. На колонах изображены московские святители. На стенах сцены благословения преподобного Сергия Димитрия Донского перед Куликовской битвой и обретение святым князем иконы Николая Чудотворца. Страшно представить, что было с собором еще 25 лет назад…
Упадок и возрождение обители
Спасо-Преображенский собор в советские годы
С установлением советской власти один за другим отнимались храмы, и сужалась площадь монастыря. В 1925 или 1926 году закрылся последний. Здесь расположилась детская колония (около 1300 беспризорников), все храмы были переоборудованы под здания. В Преображенском соборе разместились многочисленные цеха.
Перемены начались в 1990 году. Депутаты Дзержинского горсовета приняли решение передать комплекс патриархии. Скоро группа верующих добилась восстановления богослужений. В декабре 1990 году в Угрешу направили архимандрита Вениамина (Зарицкого), ныне митрополита Оренбургского и Саракташского, священноархимандрита Димитриевской обители в Оренбурге. Он должен был подготовить монастырь к совершению богослужения. 19 декабря 1990 года в престольный праздник (в день Николая Чудотворца) здесь совершили Божественную литургию, впервые больше чем за 60 лет. Пришло очень много людей, 300 человек приняло Святые Христовы Тайны.
Митрополит Вениамин (Зарицкий). Фото ugresha.org
На время служения архимандрита Вениамина приходится возрождение обители. Он борется за возвращение монастырских зданий и территории, один за другим восстанавливает храмы. В 1998 году здесь открывается духовное училище, которое через год становится семинарией. 28 мая 2000 года вновь был освящён Спасо-Преображенский собор. В том же году обрели мощи преподобного Пимена Угрешского.
Фото ugresha.org
…Народ потихоньку собирается ко всенощной. Паломники пишут записки на проскомидию и молебны. В левой части собора почивают мощи преподобного Пимена Угрешского. К нему можно спокойно подойти поклониться в любое время, нет очереди. Верующие припадают в земном поклоне и прикладываются к раке.
Говорят, преподобный Пимен при всех талантах был простым человеком. Школ в родной Вологде тогда не было. Вся первоначальная грамота была дана, можно сказать, дома, у соседей. Он шутил, что прошёл академию портнихи Пелагеи Егоровны, чтению его научил крёстный. Отец Пимен был не только не стяжательный организатор и устроитель монастыря, но был очень щедр и добр. В житии пишут, что, будучи взыскателен в отношении к братии, он, когда требовалось кого-нибудь утешить, помочь, наградить, не стеснялся и давал полной мерой. В карманах его звенели серебряные монеты, чтобы дать встречному нуждающемуся, сколько нужно. Отец Пимен строго соблюдал церковный устав и не допускал отступлений от богослужения. Он был глубоко благочестив, не сомневаясь в учении Церкви и святых отцов, при этом прост и прям в общении с лицом любого звания. «Его ценили, уважали и чтили три святителя, митрополиты Московские, при которых он управлял воссозданной им обителью; при первом из них он только начал возрастать, он складывался, развивался, креп, созревал и, проникнутый благотворным влиянием его несокрушимого духа, оказался достойным делателем его времени, сохранив на себе неизгладимые его следы; второму он предстает уже как муж зрелый, советник разумный и опытный, опора церковный власти, проницательное и бдительное око, блюститель и ревнитель благих иноческих преданий, хранитель строгих правил высокой нравственности, чистоты духовной и нестяжательности вещественной; третий при восхождении своем увидел в нем созревший и от полноты своей долу преклонившийся колос».
Как добраться?
Храм Святителя Николая и Спасо-Преображенский собор
Сегодня Николо-Угрешский обитель – ставропигиальный монастырь, т.е. он подчиняется напрямую патриарху, который управляет им через назначаемого им наместника. С 2010 года им является игумен Варфоломей (Петров).
На обширной территории обители пять церквей. Мы успели посетить только часовню святителя Николая с источником внутри, собор и Успенскую церковь. Последняя находится слева от колокольни в красном здании. В одной из её комнаток собраны мощи многих святых. Вообще Угреша – удивительное место, связанное со столькими подвижниками веры, а главные столпы её - Святитель Николай, благоверный князь Димитрий Донской и преподобный Пимен Угрешский.
Автобус в Дзержинский ходит с автостанции метро «Котельники» каждые 10-15 минут (маршруты № 470, 347, 904), и с метро «Кузьминки» автобус № 1063. Поездка длится около получаса.
Поесть можно в трапезной (здесь приемлемые цены), она находится слева от входа в монастырь.
У монастыря есть свой сайт, и перед посещением обители вы можете узнать о ней больше информации.