Читаем современные притчи вместе с отцом Леонидом Кудрячовым.
А вы любите притчи? Уверен, что любите! Вот только притча, мне кажется, подобна вкусному и полезному блюду, которое, чтобы усвоилось, нужно еще и жевать. Над притчей необходимо подумать, сделать выводы, принять наставление. Давайте попробуем вместе.
Фото ok.ru/mudryev
Четыре монаха приняли обет молчания на один месяц. Вначале у них всё шло хорошо, но после первого дня полного молчания один монах вдруг, задумавшись, сказал:
— Не помню, кормил ли я сегодня нашего монастырского пса или нет?
Другой монах воскликнул:
— Глупец! Мы ведь договорились хранить молчание целый месяц, а ты взял и всё испортил!
Третий монах отпарировал:
— А чем ты лучше? Ты тоже нарушил наш договор!
— Слава Богу, я единственный, кто ещё ничего не сказал! — сказал четвёртый монах.
**********************************************************************************
Эта притча, конечно, о том, как трудно хранить молчание. О том, как мы привыкли говорить. Нет, не говорить, а чесать языком! А молчание ведь — золото! Не так ли? Не всегда...
Все зависит от того, с чем его соединить. Так и нож, если его соединять с хлебом, то выйдет доброе дело - хлеб будет нарезан, а если соединить с человеком, то беда выйдет. Если соединить молчанье с обидой, то получится непрощенье, когда не получается выдавить даже элементарное: «Прощаю», даже когда перед тобой на коленях стоят. Если соединить его с ненавистью или равнодушием, то это — удар. Словом, говорят, можно убить. Убийственным может быть и молчание. Есть такая поговорка: «Не бойся того, кто в гневе кричит, а бойся того, кто в гневе молчит». Если соединить молчание с трусостью, то получится предательство, когда нужно было сказать слово в защиту, но... Молчание плюс гордость, равно - презрительность или ложный подвиг затворничества в прелести.
Но если соединить молчание с уважительностью к собеседнику, то, возможно, ему удастся выговориться, а тебе - понять его. Молчание вкупе со смиренномудрием предотвратит осуждение и сплетни (причем некоторым нужно уметь помолчать в письменной форме, отказавшись от комментариев в интернете). Молчание вместе с одиночеством и тишиной сделает более ясными мысли и помыслы. Позволит различить то, что от дьявола, и то, что от Бога. Ведь далеко не все способны на это соединение! Кто-то просто боится остаться наедине со своим внутренним миром и срочно ищет собеседника. Кто-то начинает петь и говорить сам с собой. У одного отшельника поинтересовались, что приобрел он в нелюдимости и тишине. Тот бросил камень в колодец и спросил, что там видно. Ему ответили, что ничего. Через некоторое время отшельник попросил посмотреть еще раз. В воде, на которой улеглось волнение, его собеседник увидел свое отражение. Молчание помогает разобраться в себе. Молчание в соединении с вдохновением, рождает стих или еще что-то действительно зрелое и ценное. Молчание в предстоянии перед Богом рождает благоговение. Поэтому в молитвослове, в самом начале есть такая замечательная рекомендация: «Постой мало молча, дондеже утишатся вся чувствия...»
Как видим, ситуации бывают очень разные. Подытожить нам поможет святитель Иоанн Златоуст, который сказал: «Должно говорить только тогда, когда разговор полезнее молчания». Молчание - в приоритете. Молчать, если не умеем, нужно учиться!
Что для этого делать? Упражняться и еще раз упражняться. На людях и в одиночестве, по чуть-чуть и подолгу. Хорошим опытом будет молчание в течение всего дня. Только выберите подходящий день. Ну, вы понимаете... И будем проверять - с чем мы свое молчание соединяем.
Вернемся к нашей притче. Есть в ней еще один момент. Обратите внимание на последнюю реплику. Четвертый монах даже не осознал, что тоже поддался и нарушил обет молчания. Мне это напомнило об одной телевизионной передаче, где некая женщина старалась похудеть. С ней работала профессиональная команда диетологов. Они дали ей задание в течение дня записывать все, что она съедает. Также в квартире установили камеры слежения. Через неделю диетологи сравнили то, что она записывала, и что показали камеры. Оказалось, что она не записала чуть ли не половину продуктов! И при этом она удивлялась, откуда берется лишний вес, ведь ест она, как ей казалось, не так уж и много! На ходу, механически, сама того не замечая, она отправляла в свой рот одно, другое и третье.
Так и мы можем даже и не осознавать, сколько лишнего говорим, как редко молчим. А потом удивляемся, почему окружающие не воспринимают нас всерьез, почему в жизни столько проблем.
Не создаем ли мы их себе сами?