До царя далеко, до Бога высоко… Мы, современные обыватели, погружённые в офисную и бытовую суету, научились по возможности самостоятельно справляться с гнетущими проблемами и редко ищем внешние духовные ориентиры. Да разве есть до нас кому дело?
Отец Варнава, настоятель Димитриевского мужского монастыря, старается наладить канал связи с людьми, ещё не ставшими прихожанами.
Кстати, эта беседа - первая из многих, что появятся на сайте dimitrus.ru. Так, используя средства современной связи, нынешняя церковь старается помогать людям ищущим.
- Отец Варнава, само определение «человек ищущий» стало настолько расхожим, что может означать всю шкалу моральных ценностей - от плюса до абсолютного минуса! Откуда вообще эта личностная разбалансировка? Может быть, в этом и есть причина, что Оренбург стал удобной площадкой для различных сект?
- На самом деле так вот сразу диагностировать причину сложно, иначе бы и лечение было предельно простым. В своё время дьякон Андрей Кураев сформулировал: «Любая секта - это нам с вами двойка». В смысле - христианам. Потому что природа, в том числе человеческая, пустоты не терпит. Значит, был вакуум, который было необходимо заполнить. А обилие современных эзотерических культов, различных психологических школ и центров йоги возникли в том числе и вследствие недостатков нынешних православных христиан. По большому счёту, это недоработка церкви.
Заметили, я специально обозначаю проблему за пределами сект? Потому что видеть проблему лишь в распространении ложных религиозных учений - неглубоко и неправильно. На самом деле у людей гораздо больше опасностей. Оренбург в этом плане какой-то, нужно признать, очень неблагополучный город. Я, кстати, сталкиваюсь с этим лишь в последнее время. Став настоятелем монастыря в самом центре города, пересмотрел значимость проблемы. Удивился, насколько часто приходят люди с духовными травмами, нанесёнными как сектами, так и оккультистскими организациями. Основатели сект и эзотерических школ получают упоительную власть над другими. А вывод человека из этого круга, врачевание травмированной личности - это очень непросто, я уже убедился.
- Может быть, это примета времени? Социологи говорят, что нынешние кризисы играют негативную роль - люди только-только привыкли жить по определённым правилам, научились полагаться на себя…
- Так было всегда. Рано или поздно перед всеми нами встаёт вопрос о смысле жизни. Он вневозрастной, но может обостряться в определённые периоды: в подростковом возрасте, в период кризиса среднего возраста.
Если посмотреть на людей, попадающих в секты и психокультные организации, можно убедиться, что там молодёжь необязательно доминирует. Это часто вполне состоявшиеся и даже состоятельные люди.
В России есть два крупных центра православия, занимающихся данной проблематикой, - Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского и Душепопечительский центр имени святаго Николая Кронштадтского. В особо острых случаях я перенаправляю людей от нас в эти центры для скорейшей и полной реабилитации.
- Оказывается, у православия есть свои действенные методы борьбы за погибающие души! Можно ли туда направлять наркоманов, алкоголиков, жертв насилия?
- Душепопечительские центры показывают колоссальную разницу со светскими организациями. Там, где присутствие Бога, успех фантастический. Например, игумен Анатолий Берестов начинал работать с наркоманами. И если медицинские центры давали от 4 до 14 процентов полного восстановления и социализации таких пациентов, то основанный им центр - до 85. Это мы говорим про тех, кто сумел в полной мере без рецидивов отказаться от наркотиков, вернулся в семью, в общество, в работу. То есть получивших исцеление.
- Отец Варнава, вы говорили о довольно разнообразной картине. Секты, психологические центры, школы йоги... Оттуда к вам в основном приходят?
- Основной поток пострадавших и травмированных обеспечивают всё-таки психологи. Не подумайте, что я обвиняю всех огульно. Сама профессия и достойна, и нужна, особенно если человек к ней добросовестно относится. У меня брат, например, окончил психологический факультет… Так вот, чаще всего душевные травмы обеспечивают различные психологические тренинги. Они могут называться по-разному - и «личностного роста», и «привлечение успеха». Второй пласт - псевдоиндуистские школы йоги. Это совершенно легальные организации, имеющие сертификаты и представляющие международные ассоциации. И даже часто действуют под эгидой образовательных или оздоровительных учреждений. Вопрос: как рассматривать это явление? Если с точки зрения гражданского права, то нет никаких противоречий. Если с точки зрения духовной, то нужно определиться, на какой платформе мы стоим. Я, как священник Русской православной церкви, исповедую православное христианство. И я вижу в этом социальном явлении проблему.
- А как, вы говорите, к вам приходят? Уже с осознанием проблемы, с готовностью довериться?
- Прежде всего, приходят «нахлебавшись». Понимаете, система психологических тренингов, если разобраться, построена по очень интересной схеме. Человек, попав в одну группу и получив там определённые ответы или эмоциональную поддержку, переходит в следующую группу. Там с ним работают, вытягивая определённое количество денег, времени, прочих ресурсов. Потом приходит понимание, что это бесконечная рутина. От каждого нового тренинга появляется кратковременное эмоциональное удовлетворение, но в целом проблему они не решают. Так, если повезёт, человек приходит в церковь. И здесь он вынужден отвечать самому себе на очень болезненные вопросы. Пересматривать всю свою жизнь.
- В попытках найти истину? Покой?
- Покой можно не обрести даже в течение всей жизни. Но, по крайней мере, точно будешь знать, где его искать и куда за ним идти. Православие отвечает на основные, фундаментальные вопросы: что есть человек, куда он идёт после смерти и в чём смысл жизни, собственно. И как её нужно прожить, чтобы решить главную задачу - восстановление богообщения, прерванного грехом. Для христианина это главный поиск. Вообще, ни в одной мировой религии больше не сказано так предельно просто и ясно: «Аз есмь Истина, Путь и Жизнь». Понимаете, основная проблема психологических центров в том, что там истины поставлены с ног на голову.
- Чему же можно доверять, если не полагаться на свои чувства?
- Священному Писанию и Священному Преданию. Одна из важных мыслей, которой владеет православная церковь, - первородная греховность человека. Грех - это уклонение от истины. Если опираться на чувства и мысли, мы непременно заблудимся. А в православии есть ценности абсолютные, не подверженные времени. Пришествие Христа - не просто философская теория, это свершившийся факт. Он воплотился, умер и предельно наглядно подтвердил свои слова и учение. Почему ликование во время Пасхи - Христос воскрес? Потому что это подтверждение истинности нашей веры. Наш мир исконно богоцентричен. А в психологии он антропоцентричен, что есть человек в центре. Это абсолютно разные картины мира, согласитесь.
- Неужели для того, чтобы жить и вести себя правильно, необходима религиозная опора? Для того чтобы заботиться о своих детях и стариках, твёрдо идти к цели, защититься от спекуляций с собственным сознанием? Разве недостаточно здравого смысла и образования?
- Исторический опыт показывает, что одного только намерения и знаний человеку недостаточно. Смотрите, о чём нам говорит реальность. В эпоху Советского Союза образование было довольно фундаментальным, что не помешало людям, его получившим, пойти на поводу у манипуляторов, как только рухнули привычные основы мироустройства. Иногда хорошее образование не помощь, а злая шутка. Мы привыкли полагаться на себя и не иметь авторитета извне. В своё время экспериментальная наука была авторитетом, она же взрастила псевдонаучные организации, распознать которые люди не смогли и в итоге погибли духовно. Я и сам из таких выходцев из СССР. Мучился, метался. Нашёл в итоге опору в церкви. Каждому человеку свойственна жажда Бога. Но вопросы веры часто зависят от того, где родился человек. Думаю, что американцу или европейцу гораздо труднее прийти в православие. У нас цивилизация православная, у нас 80 процентов людей интуитивно направляются в церковь в состоянии поиска. Необязательно пешком в ближайший храм - просто Евангелие открывают… А в Америке, а теперь уже и в Европе, абсолютная толерантность.
- Разве это не благо? Терпимость к тем, кто рядом? Как бы ещё могла сложиться цивилизация из столь разных народов?
- Понимаете, здесь тоже подмена понятий. Если православие говорит о терпимости к грешнику, толерантность проповедует абсолютную терпимость к греху. Она оправдывает грех, а человека, его осуждающего, ставит в положение вне закона. Всё с ног на голову. В итоге грех выставляется едва ли не как добродетель. Наверное, такая идеология и нужна обществу потребления.
- Как человек, занимавшийся йогой, до конца не понимаю утверждения про опасность этого явления. Для меня это всё равно что сказать, что духовно опасна художественная гимнастика.
- Йога не является духовно нейтральной практикой, надо это просто признать. Там есть идеология, которую невозможно игнорировать. Вы же не будете считать земные поклоны физкультурой? Совершая их, накладывая на себя крест, вы всё равно в глубине сознания знаете, чем заняты. Так и в йоге, физические упражнения имеют духовную составляющую. В итоге человеку придётся отказываться либо от йоги, либо от христианства - они не совместимы.
- А сами психологи, йоги, астрологи являются вашими прихожанами?
- Духовная опустошённость свойственна не только тем, кто проводит тренинги, но и тем, кто их практикует. Опять же, повторюсь, чтобы меня не поняли как противника психологии как таковой. Сама психология нужна. Уже сейчас есть православные психологи, но их крайне мало. Это те, кто пересмотрел свои взгляды, принял христианские ценности. Они понимают, что религиозность есть естественное свойство души, её нельзя препарировать. Может быть, слышали термин «Паскалева пустота»? У каждого из нас в душе есть место, предназначенное только для Бога. И ни искусство, ни любовь к другому человеку пустоты не заполнит.
- Вы говорите о добросовестности психологов. Но ведь и священники иногда пользуются своим положением, ощущая власть над прихожанами…
- В церкви существуют уже много лет каноны, оберегающие прихожан от личной заинтересованности священника. Но всегда можно понять, с кем вы имеете дело: нормальный священник отправляет к Богу, а не притягивает к себе. Если же ревностно реагирует на факт обращения к другим священнослужителям, если старается сформировать вокруг себя кружок, если проявляет властность, конечно, есть повод насторожиться. Но если вы чувствуете в нём проводника ко Христу, вы в надёжных руках.
Фото: Олег Рукавицын
Электронная версия статьи в газете: http://orenburzhie.ru/interview/chelovek-razumnyj-stupenka-k-cheloveku-veruyushhemu/