Когда я во время сессии бегал ставить свечки к святому Николаю, охранник храма говорил: «Двоечники! Не учитесь, а Николай Угодник за вас потом экзамены сдаёт!» И он был прав. Это чувство надежды только на чудо знакомо многим студентам. И к кому в этом случае обратиться за помощью? Ну, конечно, - к тому, кого уже веками называют Чудотворцем.
Чудо, которое случилось со мной очень позитивное, доброе и смешное. У святого Николая, определенно, есть чувство юмора. И в то же время в этой истории был глубокий смысл, осознание которого наполняет сердце надеждой.
Я студент пятого курса юрфака. Последняя сессия, последний экзамен. Дальше только госэкзамены и защита диплома. Последний рывок и полторы суток на подготовку. Ну, пол суток я, как принято у студентов, отключив мозг, отдыхал от предыдущего экзамена, расчитывая подготовиться за следующие сутки.
И только утром я открыл учебник, как вызвали в универ по дипломным делам. Вернулся в 15:00. Досадуя на обстоятельства, схватился за учебник, как разболелась голова. Так что решил отдохнуть и уснул.
Просыпаюсь в час ночи. И тут же начинается паника: скоро утро и экзамен, а я так и не раскрыл учебника. Схватил книгу и на автопилоте судорожно принялся читать, причем начиная с введения. Пробежался глазами по диагонали и понял, что совершенно не улавливаю смысла, а учить надо более сотни вопросов... И горестно захлопнул книгу, понимая что ничего не успею.
Вот она надежда на чудо! Взял акафист Святителю Николаю и стал читать с мыслью: "Ты же видишь, что я хотел готовиться, но мне просто не дали..." Удивительно, но в акафисте святому Николаю есть слова применимые к любой жизненной ситуации, и каждый читающий найдет там утешение именно в своей боли.
Меня в акафисте «зацепили» слова: "...Радуйся, таинственный изъявителю ума..." А сам думаю - как может он изъявиться, если я вообще ничего не знаю по материалу? В общем, прочитал акафист и лёг спать.
Утром зашел в храм и поставил свечку перед его иконой. И вдруг пришла мысль: «Да ну и ладно, не сдам я этот экзамен. Не буду обижаться на Николая, значит, сам виноват. Но! Если он все-таки решит мне помочь, то как это будет выглядеть?!»
Я перебрал в голове кучу вариантов чудесной сдачи, и все они были провальными. Больше никаких вариантов я не видел, полная «безнадега».
Если святой Николай сотворит чудо, то каким оно будет? Как он выкрутиться?! Вот что интересно!
И я, хитро улыбнувшись, посмотрел на икону.
Приехал в универ. Там сидит дрожащая очередь. Из кабинета слышатся гневные крики училки. Студенты упавшим голосом говорят: всё, это конец, она и так злая, а сегодня вообще не с той ноги встала, уже трех человек выгнала. То есть шансов вообще никаких (особенно для тех кто не готов). Я понял - пошло безнадежное усугубление ситуции, чтоб чудо было ярче.
Меня с радостью пустили в аудиторию без очереди - будто в клетку к тигру. "Билет бери быстрей!" - прорычала училка. Я взял и сел читать. Конечно, я не знал ответа ни на один вопрос из трех. Все так банально. И нет никакого чуда... Представляю, как подхожу, говорю, что не готов, и с треском вылетаю. А там недопуск до госов, и, как следствие, проблемы с получением диплома с ужасной пересдачей через год.
Сижу, качаюсь на стульчике с куражной улыбкой обреченного. Девчонки шуршат шпаргалками. Училка замечает и орет на них. Вызывает одну отвечать. А она если и знала, то от страха забыла. Плавает по полной. Училка вскакивает в гневе и кричит на всех в аудитории: "Из вас вообще кто-нибудь готовился?! В каком году была пенсионная реформа, хоть кто-нибудь знает?!"
И тут я тяну руку и весело выкрикиваю: "Я знаю! В 2002 году!" Конечно, я не знал этого, а выдал цифры, которые заметил, когда ночью судорожно читал введение. Текст не понимал, а за цифры взгляд зацепился.
"Правильно!!!" - восклицает училка, - "Иди сюда с зачеткой!" Я бегу. А она, показывая на меня всей аудитории, говорит: "Вот, учитесь все у него! Это единственный из вас всех, кто нормально готовился к экзамену! Конечно, я поставлю ему "отлично"!" Да так меня расхвалила, что девчонки-одногруппницы стали мне кулаки из-под парты показывать. И я чуть ли не под апплодисменты училки вылетел из класса.
Пока домой ехал, три раза заглядывал в зачетку: правда или мне это померещилось?! И, конечно, зашел в церковь. Поставил свечку Николаю Чудотворцу и долго задумчиво смотрел на него.
И я знаю, это был не обман зрения. Я, действительно, видел, как будто он слегка улыбнулся, а в голове у меня голос спросил: "Ну, что, выкрутился?!"
Коллаж Людмилы Максимовой