Цитата дня

Цитаты из Библии




Вопрос-ответ

На ваши вопросы отвечает братия монастыря. Если вы хотите задать свой вопрос, заполните форму внизу страницы. Чтобы мы могли с вами связаться, укажите свои контакты (данные будут доступны только для администраторов сайта).

Грешно ли обращаться к целителям?

Благословите, батюшка! Можно ли ходить к целителям, которые отчитывают перед иконами от пьянства?

Отвечает иеромонах Андроник (Дунаев):

иеромона Андроник марка...jpg- Церковь отрицательно относится к любым видам «целителей». Что касательно порока пьянства – это такая проблема в жизни человека, которую он способен решить только сам, обращаясь к «официальным представителям» - священникам, то есть, к Церкви. И через участвие в таинствах, сначала Исповеди, затем и Причастии Святых Тайнств, получить исцеление. 

Сначала обязательно нужно исповедоваться, чтобы выяснить причину данного недуга. Может, он связан с унынием или годостью, а, может, банально, с леностью. И поэтому решение данной проблемы лежит в плоскости личностного изменения. А всякого рода «целители» предлагают сидеть на «точке № 5» и ничего не делать.

Для кого конец света станет внезапным?

В Евангелии написано, что второе пришествие Христа будет внезапным. А также написано о том, что его будут предварять знамения. И про антихриста сказано в послании Иоанна Богослова. Почему же тогда это будет внезапным? Ведь, кажется, три с половиной года мир будет отдан сатане... Внезапности, получается, не будет? Или это только для кого-то будет внезапным, а для кого-то - нет?

Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Господь предупреждает нас: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32-33). Также Он говорит, что «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). При этом есть признаки конца света. Но признаки эти проявлялись с самого начала христианства. Первые христиане считали, что конец света наступит при их жизни. Когда были гонения на христиан, или во времена Великой схизмы (церковного раскола 1054 года), или когда видели отступление от веры в Византии, казалось, что конец света не за горами. Человек, живущий в России в 1917 году, думал, что апокалипсис совершается на его глазах. И, тем не менее, второе пришествие не наступает вот уже 2000 лет. Господь долготерпит. Сколько продлится долготерпение, никто не знает. Но, чем дольше человечество живёт, тем больше признаков приближение конца наблюдает.

Для каждого человека концом света станет его собственная смерть. В Священном писании очень много аналогий, приложимых к истории души каждого человека. Вспомним слова Господа, обращённые к ученикам: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4-5). Это не значит, что на всех упадут «силоамские» башни, а что также внезапна будет смерть. И ты будешь в преддверии Ада или Рая - либо трепетать от ужаса, либо ожидать соединения со Христом.

Сроки конца света нам не известны. Известно лишь, что человечество движется к нему. Если посмотрим на тенденции всеобщего человеческого движения, то признаков конца света всё больше и больше. Но сколько это продлится, никому не известно. Для верных, которые будут читать «Апокалипсис» всё будет очевидным, они будут пребывать в истине и ожидать пришествия Христа. Остальные будут находиться в состоянии помрачения ума. Есть такие слова: «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр.16:11). Только верные будут осознавать, что нужно подождать всего три года, что это последняя агония мира перед завершением истории и пришествием Христа. «Апокалипсис» заканчивается не концом света, а новым Иерусалимом, который сходит с неба. Впереди будут вечная жизнь, вечная радость, вечное блаженство. Человечество будет делиться по этому признаку: кто-то будет ждать Христа, а кто-то бегать от антихриста, а, может, и приветствовать его, страдать от язв. То есть помрачение будет таким, что при множестве признаков конца света, он станет внезапным.

 

Где граница между ленью и усталостью?

Здравствуйте, батюшка, подскажите, как христианину при выполнении физической работы понять, где граница между ленью и истинной физической усталостью? Причина вопроса: вижу, что другие женщины трудятся духовно, умственно и физически в семье гораздо больше меня, совесть мучает. По совету врача, сдала кровь на гормоны, результат - недостаточность работы щитовидной железы, которая и влияет на выносливость. Совесть все равно не на месте. Благодарю за ответ!


Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Наверное, нужно опытным путём искать золотую середину. Выше своей веры и планки здоровья мы прыгнуть не сможем. Но как узнать, ленность это или нет? Смотря из-за чего мы останавливаемся в труде. Если мы останавливаемся, потому что не хотим дальше работать, то это одно дело, если у нас, действительно, нет сил продолжать - другое. Можно попробовать брать чуть-чуть выше планки, когда организм говорит: «ой, я устал», но и слишком перетруждаться не нужно, потому что можно надорваться.

При этом беспроигрышный вариант укорить себя, сказать: «Господи, прости меня, вот такой я нерадивый, ленивый, помоги мне исправиться».

Боюсь, что моя исповедь отнимет у священника много времени. Как быть?

Здравствуйте батюшка! К сожалению, я очень редко исповедуюсь. Грехи накапливаются, и я считаю, что моя исповедь займет много времени, не хочется отнимать много времени у священника во время Богослужения и задерживать очередь тоже не хочется. Как лучше поступить? Подскажите, пожалуйста, когда в вашем храме совершается Таинство исповеди и когда лучше исповедоваться в моем случае? Спаси Вас Господи.


Отвечает игумен Варнава (Соколов):

игумен Варнава.jpg- Таинство совершается ежедневно. Вам лучше всего прийти исповедоваться на вечернюю службу. А ещё лучше на вечернюю службу в будний день. В будние дни обычно народа немного. Но и в субботу, когда храм полон, есть время исповедоваться, тем более что на исповедь выходит два священника. Если вы всё же переживаете, что займёте много времени, то тогда решите, у кого вы хотите исповедоваться, и договоритесь с этим священником заранее.

Можно ли женщине входить в храм без платка?

Мы с друзьями случайно оказались возле красивейшего храма в нашей области. Но у меня с собой не было платка, и я не решилась войти. Подскажите, можно ли входить в церковь без платка?

В Евангелии не сказано относительно всех женщин о необходимости покрывать голову платком. Есть лишь одно место, где затрагивается этот вопрос, - отдельные стихи в послании апостола Павла к коринфянам. Апостол говорит: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, бесчестит свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1Кор. 11:5-7). Нужно пояснить, почему Павел просил покрывать голову. В Коринфе замужние женщины в обществе покрывали голову (как знак уважения к мужу и того, что он есть глава семьи), а стрижеными или с непокрытыми волосами ходили блудницы. В христианских общинах, в церквях представительницы слабого пола не считали нужным надевать платки и покрывала, чувствуя единение с остальными братьями и сестрами во Христе, как со своими домашними. Однако у язычников это вызывало недоумение, осуждение не только этих женщин, но и вообще христиан, ибо с непокрытыми головами в то время ходили блудницы. Поэтому Павел призывает покрывать голову, либо уж вообще остригаться.

В Российской империи в храмах платки носили замужние женщины, девицы же и тем более девочки голову не покрывали. Традиция надевать платок всем представительницам женского пола независимо от возраста появилась уже в советские годы.

Иеромонах Дамиан марка.JPG- Так заведено, что женщина в храме покрывает голову. Это признак её скромности, - отметил иеромонах Дамиан (Крыжановский).

Не стоит нарушать традиции по собственному разумению. Не стоит и смущать прихожан, которые не знают подоплёки вопроса. Однако если по какой-то причине у девушки с собой нет платка, а она хочет войти в храм, то его отсутствие ни в коем случае не должно стать препятствием. В конце концов, в каждой церкви обычно висит множество платочков и юбочек, которые можно надеть, но, если их нет, заходите смело и не обращайте внимания, если вам сделают замечание, примите это смиренно.

Можно ли целоваться с любимым человеком до брака?

В Евангелии написано, что необходимо хранить себя в чистоте до брака, что блудники Царствия Божия не наследуют. Является ли поцелуй с любимым человеком до брака блудом?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- Конечно, это не сохранение целомудрия. Всякие телесные отношения до брака недопустимы. Надо стараться их избегать. Это станет проверкой, насколько крепка ваша любовь. В браке ведь тоже супруги могут находиться в разных состояниях, к примеру, болеть, когда нет возможности для физического проявления своей душевной любви. Наоборот даже, такое воздержание укрепляет отношения. А если начинаются поцелуи, объятия, они словно ослабляют это душевное чувство. 

Враг не сидит в стороне, начинает сеять помыслы и потихоньку может привести к разным вещам. Может, и не приведёт, но искушение всё равно будет. Поэтому, если у людей, действительно, друг к другу истинные сердечные чувства, то они могут потерпеть этот период, и ничего страшного не будет. Наоборот, их отношения станут только лучше, потому что брак основан на сердечной привязанности, а не на телесной. Написано, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5:27–28). Это  относится и к женскому полу по отношении к мужчинам. Поэтому лучше избегать этого.

Что делать, если нет духовника?
Как быть, если ты принял христианскую веру будучи уже взрослым человеком и не имеешь духовника - наставника (извините, если не владею терминологией) , ведь каждый христианин должен быть направляем человеком сведущим? 

Отвечает иеромонах Андроник (Дунаев):

- иеромона Андроник марка...jpgНе следует бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно молиться в храме.

Духовник не может определяется просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Нормально, когда человек «подходит» к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди. В дальнейшем, если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни – значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы – мне кажется, здесь есть, о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Главное помнить, что духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием. Это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни, и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом – достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник – это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который дает Церковь. И самое главное не нужно спешить!


Для чего заказывают сорокоуст?

Сейчас стало «модно» заказывать сорокоусты, причем люди даже не всегда понимают, для чего им это нужно. Объясните, в чём истинное предназначение сорокоуста за здравие и сорокоуста за упокой, в каких случаях их следует заказывать и что стоит делать во время их чтения (может быть, какие-то молитвы дополнительно читать, пост держать или что-то ещё). И, главное, в сети много людей пишут, что после того, как они заказали себе сорокоуст за здравие, все дела у них пошли наперекосяк. Почему это случается? Предрассудки, совпадение или закономерность?

Отвечает иеромонах Агафангел (Аксёнов):

отец Агафангел. марка.jpg- Можно сказать, что сорокоуст - это самое главное поминовение в Церкви. Так как в течение 40 дней на Литургии  из просфор (специального хлеба для богослужения) вынимаются частички о здравии и упокоении людей, которые (или за которых) подали записку, и в конце службы погружаются в чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Приносится бескровная жертва, выше и святее этой жертвы нет ничего, ибо Господь Сам Себя приносит в жертву за нас.
Подавать на проскомидию или на сорокоуст нельзя за некрещенных, вероотступников, колдунов, богоборцев...
Во времена, когда благочестие было высоким, не вынимались частички за людей, которые только по названию «Христиане» но сами не живут жизнью христианской - не борются со страстями, не исповедуются, не причащаются, не пытаются жить по уставам Церкви... Как Господь может омыть Своей Кровью грехи противящихся Ему?... Такая практика существует и сейчас. Поэтому часто у таких людей, сопротивляющихся Богу, когда за них подают сорокоуст, словно бы умножаются скорби. Почему так кажется? Они, противники воле Божией, думают, что их проблемы связаны с тем, что за них помолились. Но, может быть, это бесы не хотят, чтобы человек менялся, и строят ему какие-то козни. А могут быть и естественные совпадения. То есть человек так ведёт свою жизнь, что она неминуемо обрастает скорбями. К примеру, человек пил, и у него начался цирроз печени. При этом его друг заказал за него сорокоуст. И они оба сделали вывод, что до болезни его довела именно молитва.   

А вообще многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. Когда у святых прекращались скорби, они плакали: Господи, почему Ты меня оставил?

Подавая на сорокоуст, не надо оставлять и свою молитву, по заповеди Христовой - любите друг друга. Но надо помнить и слова апостола Иакова: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5,16). А как молиться за того или иного человека, можно спросить у священника, потому что каждый случай индивидуальный.  

 

Почему Господь назвал Иоанна Крестителя большим из людей?

В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит об Иоанне Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. (Матф.11:11)». Как понимать эти слова? Ведь было много пророков и святых, почему же именно он больший из рожденных?

Отвечает игумен Варнава (Соколов):

- Ответственные задания всегда поручаются проверенным людям. Чем дело серьёзнее, тем человек, соответственно, должен быть надёжнее и лучше. Иоанну Крестителю, по сути, надлежало стать крёстным у Господа (это, конечно, догматически звучит неверно). Ему надлежало крестить Самого Христа. Представьте, какая честь быть крёстным, например, у какого-то правителя. Абы кого не возьмут! А тут у самого Господа!

У Израильского народа была миссия принять Христа, но сколько людей оказалось не готово и соблазнилось о Нём. А Иоанну надлежало Его крестить, при этом зная, что Он выше Его, и не отречься от этого служения.

Иоанн с самого зачатия был предназначен к этой миссии. Из Евангелия мы знаем, как будущий креститель и Господь Иисус Христос повстречались друг с другом, ещё находясь во чреве.

Иоанн готовился к своему служению. Он жил в суровых условиях пустыни, ел акриды и дикий мёд, никогда не пил ни вина, ни сикера, носил одежду из верблюжьего волоса. Иоанн был в девстве и в постоянном молитвенном предстоянии. Ещё в детстве его искали убить, и закончил он мученической кончиной – ему отсекли голову. За что? Не за то, что он ввязался в какую-то драку. А за то, что он говорил правду. Его уважали, любили, но он продолжал свидетельствовать об истине, а мир не может принять истину, поэтому его убили. При этом он обладал смирением. Его спрашивали: «Ты Христос?», «Нет, не Христос», «Ты пророк?», «Нет, не пророк». Так смиренно отвечал тот, о котором Господь Сам засвидетельствовал, что нет никого выше его рожденных, и сравнивал его с самым почитаемым пророком в Израиле – Илиёй.

Мы знаем, что Иоанн Креститель предстоит к Господу после Божией Матери ближе всех. Церковь семь раз в году вспоминает и празднует события, связанные с его жизнью.

Можно ли после причащения целовать руку священнику?
Приходилось слышать от некоторых священников, что после причастия нельзя целовать руку священника и прикладываться к иконам. А как на самом деле поступать правильно?

Отвечает игумен монастыря Варнава (Соколов):

   Целовать или не целовать руку священнику - это не канон (строгое правило), а традиция, которая отличается в разных поместных Церквях. Например, в Грузии не принято целовать руку священнику. 

   Вообще, какой смысл в целовании руки священника? Священник - это живая икона Христа. Поэтому подобно тому, как мы прикладываемся к иконам, выражая своё почитание Христу, Божией Матери и Святых, так же прикладываемся к деснице Священника. Как говорит в одной из бесед Митрополит Антоний Сурожский (+2003г.), священник - это ослик, на котором восседает Христос. И нам, мирянам, смотря на ослика, надо помнить о Христе, а священнику надо помнить, что почести воздаются не ему, но восседающему на нём Христу.

  Что же касается традиции не прикладываться ни к иконам, ни к руке священника после причащения, то это достаточно древний и распространённый обычай. Однако нужно помнить, что после запивания теплотой (т. н. запивки) можно прикладываться и к иконам, и к руке священника. Обычно Крест для целования подаётся уже после того, как запили теплоту.

Что такое Святые Христовы Тайны?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело  и Кровь Христовы , в которые «пресуществляются» хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою плоть  и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, т. е. Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: «Сие творите в Моё воспоминание».

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т. е. соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».

Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, «как боги, знающие Добро и Зло», изгнаны были из Рая. Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Задайте свой вопрос (все поля обязательны)

Ваше имя *

Адрес электронной почты *

Ваш вопрос*

Введите защитный код* CAPTCHA

День рождения оренбургских следопытов, 9.12.18. Фото С.Журавлёвой
VI Православная игра-викторина "Что? Где? Когда?". 27.11.2018.
Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного
Четыре слова о молитве
Притча «Молчание — золото?»
Позволить другим быть святыми. Проповедь в праздник Входа Божией Матери во храм
«Теперь я сражаюсь с силами зла». Как военный стал священником
Как не впасть в заблуждение
«Принести в дар наше чистое сердце»
«Как мне стерпеть, когда ближний обижает меня?» О злобе
Откуда приходит победа
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего

Календарь


Показать