Цитата дня

Цитаты из Библии




15.10.2018

Как величайший колдун всех времён и народов стал святым

Если бы жития святых когда-нибудь достойно экранизировали, они бы собрали все оскары! Там и мелодрама, и боевик, а порой даже комедия. Но если бы экранизировали жизнь святых Киприана и Иустины, то однозначно это был бы самый жёсткий фильм ужасов. Представляем вам житие святых мучеников. 



Достойный быть князем бесовским

3 век нашей эры, провинция Древнего Рима - Антиохия Финикийская (Сирия). Вблизи этого города живёт самый настоящий наместник дьявола на земле. Величайший колдун всех времён и народов, главный языческий жрец - Киприан. Да-да, тот, о котором в названии сказано - святой мученик. Но перед тем как стать святым, у него было весьма тёмное прошлое.
Родители его - ярые идолопоклонники еще в детстве посвятили его богу Апполону, а с 7 лет он был отдан чародеям для научения колдовству и бесовской мудрости. И понеслось - взрослея, он будто проходил всё новые ступени своего посвящения дьяволу: на горе Олимп он принял жреческое служение, познал тайны колдовства и вызывания духов, постиг различные бесовские превращения - мог заставить летать человека в лодке по воздуху, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, гром и молнии, возмущать шторм на море, наводить моровые язвы на города и засуху на посевы. Там же он видел полчища бесов во главе со своими князьями, и они принимали его за своего, ибо делали одно дело - губили людей.

Он побывал во всех колдовских капищах того времени, и везде становился первым: Олимп, Аргос, Таврополь, Мемфис, а в древней Спарте научился поднимать мертвецов из могил и заставлял их говорить! Собственноручно совершал сотни жертвоприношений, губя невинных юношей и девушек, принося их в жертву своему хозяину - дьяволу, с особым усердием совершал всякое злодеяние направленное на погубление душ человеческих, чем и заслужил особое внимание самого сатаны.
К 30-ти годам он стал самым могучим чародеем и душегубцем из всех живущих на земле. Об этом ему сказал сам дьявол, удостоивший его личным явлением. Сам падший архангел, бывший Деница, явился ему в окружении тысяч демонов, в образе сверкающего золотом цветка и хвалил Киприана, называя его достойным быть князем бесовским, и дал ему в услужении целый полк бесов.
Труднее падения и не придумаешь: человек, погрязший во зле настолько, что сам дьявол подчиняет ему рядовых бесов. Он, практически, сам стал бесом. Но у Бога были другие планы на этого человека, Он показал что даже и при таком падении возможно вырвать душу человеческую из когтей ада, ибо нет греха, могущего победить Его человеколюбие.
И могучий человек-демон никогда бы не подумал, что победит его хрупкая девушка-христианка, и через нее же придёт к нему спасение.

Первая схватка

Молодая красавица Иустина жила в той же Антиохии и была дочерью языческого жреца. Нравом отличалась кротким и добрым, поэтому когда впервые услышала проповедь о Христе, сердце её сразу приняло это учение. Со всей любовью подготовив своих родителей, она и их склонила к принятию христианства - даже отца-жреца! И они крестились всей семьёй. После этого Иустина решила не выходить замуж, а посвятить себя Христу.
Но её красота не давала покоя многим буйным головушкам. Один богатый распущенный юноша именем Аглаид (мажор - по современному) воспылал страстью к Иустине и всячески пытался её совратить. Поджидая её на улице, уговорами и подарками старался склонить девушку к сожительству, но неизменно получал отказ.
Отчаявшись договорится по-хорошему, он решил подвергнуть её насилию - с компанией друзей напал на Иустину и потащил в свой дом, но крики девушки привлекли народ, и молодцам надавали тумаков.
И тогда Аглаид, мучимый страстью, решился на последний шаг. Трясясь от страха, он пошёл в жилище страшного Киприана просить его навести чары на Иустину. Аглаид обещал колдуну много золота, на что Киприан смеялся - такой ничтожной казалась ему просьба, в ответ пообещал парню, что Иустина, сгорая от страсти, сама прибежит в его дом. И дал ему колдовского зелья, чтоб Аглаид окропил им жилище девушки. 

Призвав злого духа, бывшего у него в подчинении, Киприан поставил ему задачу совратить девушку. Бес даже разочаровался, говорил: «Мне ли, производящему войны между народами, поручаешь совратить какую-то девицу!»
В ту же ночь демон начал искушать Иустину. Девушка по обычаю своему молилась по ночам и в эту ночь вдруг почувствовала, как закипела её кровь, с ужасом ощутила, что её непреодолимо тянет к Аглаиду, и стрелы блудной страсти впиваются в сердце. Но благоразумная девица поняла, что это действие дьявольское, и начала борьбу. Неимоверным усилием воли преодолевая немощь человеческой плоти, усердно молилась: «Сохрани же овцу Твою, добрый Пастырь, не предай на съедение зверю, ищущему поглотить меня; даруй мне победу на злое вожделение плоти моей».
Так промучившись всю ночь, Иустина вышла победительницей в этой схватке с демоном. Под утро он отступил, и страсть оставила девушку. А бес посрамлённый вернулся к Киприану, всячески оправдывая своё поражение.

Что за странное знамение?
Удивлённый колдун призвал более сильного демона и поручил ему то же самое. И снова была ночь неимоверной борьбы, в которой Иустина с Божией помощью попрала все законы человеческого естества. Победила и этого духа злобы.

Тогда разгневанный Киприан, искренне не понимая в чём дело, призвал уже равного себе - одного из князей бесовских. Князь успокоил его, сказав что-то вроде: «Смотри, как работают профессионалы».
Он явился Иустине при свете дня в образе благочестивой женщины, ищущей путей спасения во Христе. Хитрость, возведённая в искусство. Ведя увлекательную беседу, бес стал выпытывать у девушки, почему же она выбрала именно девство, посвящённое Христу, ведь жизнь семейная с продолжением рода - тоже благословлена Богом?! Иустина пыталась объяснить, но бес стал расписывать ей достоинства именно семейной жизни, увещевая оставить свой непосильный подвиг. На что Иустина, уже закалённая в борьбе с духами злобы, безошибочно определила, что перед ней сидит бес. Она не продолжая беседы перекрестилась и начала молится, от чего женщина-собеседница вдруг исчезла.
Гнев Киприана был неудержим - он не мог понять, как даже князь бесовский не смог справится с вроде простейшим заданием! 
«Как так! Вы же владыки мира?!» - вопрошал он князя. На что бес был вынужден признаться, что существует некоторое знамение, которого они боятся, и это знамение присутствует на той девице. И заодно утешая колдуна, пообещал, что имя его останется непосрамлённым, чтобы исполнить заказ, он сам превратится в Иустину и войдёт в дом Аглаида.
Князь-демон в образе Иустины вошел в дом парня, и тот, обрадовавшись, громко крикнул: «Иустина!» И тут случилось неожиданное: имя девушки подействовало на беса так же, как и то самое знамение, он его не выдержал и исчез - прямо из рук изумлённого парня.
Аглаид в полном шоке прибежал к Киприану. И тот в гневе превратил его в птицу со словами: «Лети к ней в дом и делай там с ней что хочешь!» (В житие описывается такая подробность, что это превращение было ненастоящее: Аглаида нёс по воздуху демон, а люди видели птицу, видно, умеют бесы создавать такой оптический обман).

Но на подлёте к дому Иустины опять случилось неожиданное, и подействовало на беса, аналогично как и на князя: не выдержав присутствия святой, демон исчез, и Аглаид, вдруг потеряв свой образ птицы, с криком полетел вниз. Ему повезло упасть на крышу дома, на которой он и повис, умоляя прохожих снять его.
После этого Киприан взялся за это дело лично. Зацепила его эта девица Иустина.
Оборачиваясь то зверями, то разными людьми колдун неизменно терял силу своего колдовства, подходя к дому святой, и каждый раз возвращался в недоумении и гневе.
Но он нашел выход - колдовством напустил на Антиохию болезни, скот и люди покрылись гнойниками, город оказался в карантине моровой язвы. Слегла даже Иустина. А по городу прошел слух, что это великий колдун Киприан наказывает город за упрямство Иустины - и старейшины города с большой делегацией явились к дому девушки с гневным требованием уступить свою честь ради спасения жителей Антиохии. На что Иустина ответила отказом! Но пообещала, что болезни скоро прекратятся. И, молясь усердно, она действительно вымолила спасение целому городу - моровая язва отступила, вопреки воле Киприана.
Великий колдун был повержен. Он уже не смел появляться в городе, потому что стал объектом насмешек. Он сидел в своем логове, и всё никак не мог понять - как его победила юная девица и что за странное крестное знамение было над ней?!

«Боже Иустины, спаси меня!»

Все свои претензии он с гневом высказал князю бесовскому, не стесняясь в выражениях: «Ныне я узнал твою немощь! Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придёт на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне уразумел я, какое ты ничтожество; ты не в силах даже отомстить! Отойди от меня беззаконник, враг истины и ненавистник всякого добра!»


После этого демон понял, что Киприана они потеряли. А значит, он подлежит уничтожению. Напав на колдуна, бес стал его нещадно терзать и швырять об стены.
И вот лежит окровавленный колдун посреди своего логова, окружённый уже не духами-слугами, а врагами рода человеческого, исчадиями ада во главе с князем бесовским, который готов нанести смертельный удар. И понимает колдун, что никто уже не спасёт его от рук духов тьмы. И в момент, когда демон бросился на него, Киприан в отчаянии поднял руку для крестного знамения и произнёс: «Боже Иустины, спаси меня!», и бес как стрела отскочил от него.
И тут Киприан всё понял. Поднявшись с пола, он стал всё громче призывать имя Христово и осенять себя крестным знамением, а вокруг него с рёвом вращалась карусель из сотен духов злобы, рвущихся к нему, но не могущих приблизиться, отгоняемых силой креста. (В экранизации это, наверное, был бы самый страшный момент).
Старший демон издалека изрыгал проклятия Киприану, а потом, зарычав словно лев, исчез со словами: «Не избавит тебя Христос от рук моих».
После этого Киприан собрал все свои чародейские книги и принёс их к христианской церкви. Позвал народ, епископа и у всех на глазах сжёг все книги, на коленях прося народ простить его, а епископа - срочно крестить, ибо великий колдун признал себя христианином!
Епископ, поражённый такой переменой злодея, удивляясь промыслу Божьему, крестил его и оставил при церкви.

Так же усердно, как когда то колдовские науки, Киприан постигал законы христианской жизни. Через год он был уже священником. А после смерти епископа, стал его преемником.
Не всякий город может похвастаться, что их епископ - бывший величайший маг! А Киприан всей душой предался Христу, возрастал в подвигах, привлекал народ своей любовью к пастве. Зная его прошлое, многие язычники сделались христианами, капища пришли в запустения, практически благодаря Киприану почти вся Антиохия стала христианской.


Была у него встреча и с Иустинией. Подробностей нет, но кажется мне, что это была очень трогательная встреча. Два необыкновенных человека, которые победили все силы ада. Иустиния сначала была диакониссой при епископе Киприане, а потом игуменьей в женском монастыре.
Языческие жрецы, оставшись без работы и жертвоприношений, нажаловались на Киприана властям. А в связи с открывшимся гонением на христиан, Киприана и Иустину схватили и предали пыткам, которые святые с честью выдержали и не отреклись от Того, Кто так ярко просиял в их жизни.
Властители удивлялись Киприану: как он мог променять могущество верховного жреца на жестокие муки за Христа? Но уж кому-кому, а именно Киприану больше всех было известно, что значит Имя Христово.
Осуждённые на усекновение мечом, они с улыбкой приняли смерть, и обрели вечную славу святых мучеников. Величайший маг-злодей, настоящий антисвятой, ставший великим святым, и хрупкая девушка-христианка, победившая самого дьявола. Видя их подвиг, парень из толпы зрителей именем Феоктист, выбежал к палачам и тоже объявил себя христианином, за что был так-же казнён.
Эта история, конечно, многим покажется легендой. И право всякого - верить настолько, насколько он на то способен.

Но и сейчас в Греции, на далёком острове Крит, в маленькой деревне Менико стоит древний храм в честь святых Киприана и Иустины, в нём же хранятся и мощи мучеников. А для жителей Менико эта необыкновенная история совсем не легенда, это жизнь под покровительством этих святых. Привыкли тут видеть и русских паломников - даже при въезде в деревню гостей встречает радушная надпись на русском языке. И русские люди до сих пор обращаются к Киприану и Иустине с молитвой о заступничестве от тёмных сил.
Память святых празднуется 15 октября (по новому стилю).

Иллюстрации yandex.ru/images


Автор:  Максим Волков
Публикация:  Пресс-служба Димитриевского монастыря

Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2017. Фото Е.Кушнеровой
Праздник иконы "Достойно есть" в Верхней Платовке и крестный ход в Святые пещеры
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего
Таинство веры. О Боге легче молчать, чем говорить
«Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5,8).
В плену у страсти. Как победить зависимость?
Любовь Господня во взгляде. О старце Амвросии Оптинском
Апостол Фома. Возвестивший Слово диким народам.
Четыре благочестивых опыта с языком и зубной пастой
Как величайший колдун всех времён и народов стал святым
Откуда к нам пришёл Покров? История любимого праздника
Храм в память о любимой

Календарь


Показать