460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Новости

18.03.2018

Четвёртая неделя Великого поста - Неделя Иоанна Лествичника


На четвёртое воскресение Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы.

Будущий пастырь родился в 6 веке. В 16 лет он ушёл в монастырь, и 19 лет подвизался под началом своего учителя. После смерти наставника, он удалился к горе Синай и 40 лет пребывал в отшельничестве. Он жил у подошвы горы в отдалении от остальных людей. Когда он только пришёл в монастырь, старцы провидели, какой великий муж вырастет из отрока и назвали его игуменом.

В житии преподобного складывается образ Иоанна. Это был рассудительный монах. Он не придерживался чрезмерной аскезы. Сказано, что он вкушал всякую, разрешаемую инокам, пищу, но ел в меру. Спал он столько, сколько необходимо, чтобы ум не повредился от бдения. В остальное время много молился и сочинял книги.

У преподобного появились ученики. Но были у Иоанна и завистники, они назвали его пустословом. Тогда преподобный целый год молчал. И те, кто на него ругался, пожалели, что лишились наставника и умоляли его простить их и заговорить. Иоанн из послушания повиновался.

Четыре года преподобный Иоанн пребывал игуменом Синайской горы, и на возведение его в сан явился сам Моисей, занимаясь на празднестве хозяйственными распоряжениями.

«Лествица» - плод опытной жизни преподобного появилась благодаря просьбе игумена Раифского Иоанна дать наставлением братии, как достичь Небесного Царствия. Именно в его послании появляется образ лествицы, «утверждённой даже до небесных врат». Поразителен ответ преподобного, который не признаёт своей мудрости и знания, но из послушания не отказывает игумену: «…что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя великого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу».

Так появился учебник жизни христианина. Преподобный Иоанн изобразил лествицу из тридцати (подобно возрасту Христа) степеней духовного совершенства, пройдя по которой мы можем стать праведными. Эта книга является настольной для христиан наряду с поучениями Аввы Дорофея. Это одно из самых известных аскетических творений в Церкви, и оно не должно стать руководством к действию:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» (Ис. 2, 3). Совершающего «нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего» (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Так и я умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице: ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему слава; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки» («Лествица»).

 Из проповеди священномученика Сергия Мечёва:

«Иоанн Лествичник считает, как и все подвижники, что мы являемся на эту землю для подготовки к иной жизни, и здесь мы должны приблизиться к Богу.

Как это сделать? Есть только один путь – путь опыта, путь, во-первых, непосредственного откровения Бога в душе человека, а затем путь восхождения – восхождения своей души.

И вот для нас, кто в той или иной мере уже идет за Христом, для нас ясно, что мы сейчас опытно идем этим путем; Господь открыл нам сначала первый знак Своей любви, первую радость, радость молитвы без усилий, радость любви ко всем. Это все давалось даром и казалось легко.

А дальше есть два пути, как говорит Иоанн Лествичник: первый путь – борьба со стратьми и похотьми, жизни в Боге, или второй путь – путь разглагольствования, путь говорения о Боге, путь слушания тех или иных людей, говорящих о Боге.

Иоанн Лествичник говорит, что для этого пути не нужно опыта, но он ни к чему не приводит, а если к чему и приводит, то, скорее, к погибели:

«Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает во век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке» (Лествица, Слово 38, 23). Мы не знаем Бога за исключением тех моментов, когда Господь Сам нам открылся, и идем путем разглагольствования.

Что же открывает нам Бога? Бога открывает нам чистота души, как говорит и Слово Божие: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Только она, только эта чистота сердца дает нам приблизиться к Господу и самое Слово Божие открывается нам по мере нашего очищения».


Возврат к списку


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать