Цитата дня

Цитаты из Библии




История Димитриевского храма

История храма, построенного в Оренбурге в честь великомученика Димитрия Солунского, началась более чем 130 лет назад. 

13-го сентября 1886 года в Оренбургскую городскую управу обратился купец 2-й гильдии Федор Петрович Дегтярев с заявлением, что после смерти его брата Дмитрия Дегтярева по его духовному завещанию остался капитал в сумме 5000 рублей, и просьбой отвести под новое строительство площадь во второй части города между кварталами №№ 272 и 273 для постройки храма во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого.

план города

План Оренбурга (архитектор-художник Рянгин), 1926 год

Спустя четыре месяца, 2 января 1887 года, на заседании Оренбургской городской думы под председательством городского головы Н.А. Середы в присутствии двадцати трех гласных ходатайство Ф.П. Дегтярева было удовлетворено. В этом же месяце решение о возведении храма приняла городская дума, а епископ Оренбургский и Уральский Макарий благословил. В 1887 году по проекту инженера Сахарова была заложена однопрестольная церковь, способная вместить до 700 человек. И началось строительство.    

2 июня (по ст.ст.) 1890 года на место священника определили священника станицы Кардаиловской Василия Коблова. Он стал первым настоятелем храма. 30-го сентября (по ст.ст.) 1890 года, накануне праздника Покрова Божией Матери, под жестяными белыми крестами Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским при полном стечении народа было совершено освящение третьего в новой слободке Оренбурга храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Во время проповеди перед причастием священник Петр Райский отметил: «В храме все располагает к молитве, все влечет душу к Богу…Некто, бывший наш согражданин Димитрий Петрович Дегтярев, - вечная память ему, – пожертвовал на святое дело устройства здесь третьего храма капитал в 5000 рублей; вслед затем, благодаря трудам особо-избранных для сего членов Строительного Комитета, Бог послал и других добрых людей в качестве жертвователей на постройку храма. И вот первый, краеугольный камень, так недавно положенный в основание сего храма Архипастырем нашим, возрос ныне в красивое здание, увенчанное святыми крестами. И тому же Архипастырю определил Бог совершить ныне самое освящение храма. Слава Тебе, Боже, Благодателю нашему, во веки веков!…Похвала и честь, и вечная память главному и щедрому жертвователю на храм сей, рабу Божию Димитрию. Из части достояния своего он сделал самое лучшее употребление во славу Божию, для блага ближних и для своей души…».

14 мая 1891 года (по ст.ст.) указом Святейшего Правительствующего Синода в числе других оренбургских приходов были утвержден новый - Димитриевский - и его границы: от Военного Госпиталя (предположительно Госпитальный пер.3) мимо Архиерейского дома (ныне Коммунаров, 19), захватывая Англичанский дом, вокзал железной дороги по площади до Телеграфной улицы (ныне улица Цвиллинга), далее по Телеграфной улице до Пиликинского переулка (ныне улица Орлова), а по нему на площадь, захватывая дровяной базар, дегтярный ряд, кузнечные ряды до Безымянной улицы (ныне улицы Парижской коммуны), а по ней до Госпиталя. В указе было оговорено, что «Причты не должны исполнять никаких священнослужений и треб в чужих приходах, кроме исповеди, причащения Святых Таин и крещения младенцев, и то только в самом крайнем случае, когда грозит опасность скорой смерти, в других же случаях не иначе, как по разрешению Его Преосвященства».

границы прихода храма

Примерно так выглядели бы на современной карте границы Дмитриевского прихода 

Священнослужители должны были не менее трёх раз в год (в престольные праздники, на Рождество Христово, Крещение и Святую Пасху) посещать (с крестом) всех своих прихожан без исключения: «бывая в их домах, по возможности вникать в семейный их быт, знакомиться с образом труда и занятий их, знать, насколько возможно, их нужды, а главное следить за их нравственностью и религиозным складом мыслей, разузнавать, ежегодно ли исповедуются и причащаются Святых Таин».

Видимо, для того, чтобы успевать окормлять паству на такой большой территории, в Дмитриевском храме служило два штата священников. На 1890 год причт церкви состоял из двух священников и двух псаломщиков.  10 января 1893 года при храме открылась школа грамоты, позже ставшая церковно-приходской.

В скором времени (в 1897 году) стало очевидно, что построенный храм мал и требует расширения. В 1895 году оренбургский епархиальный архитектор составил смету и план-проект церкви с предполагавшимися двумя пристройками для алтарей, реализация которого затянулась на долгое время из-за недостатка средств. По ходатайству прихожан и благотворителей Димитриевского храма и с благословения епископа Оренбургского и Уральского Владимира на средства купца 2-й гильдии Максима Макеева построили правый предел в честь Святой Троицы. 1-го августа 1899 года был освящен престол. А в 1900 году на средства генерала-майора Черехова и того же купца М.М. Макеева, ставшего церковным старостой, и других благотворителей завершилось строительство левого предела в честь Успения Божией Матери. Настоятель храма протоиерей Александр Словохотов подал Его Преосвященству Епископу Оренбургскому и Уральскому Владимиру прошение о том, что вся постройка согласно проекту закончена и он просит 13-го августа 1900 года, в воскресение, благословить и освятить святой престол.

В окончательном виде церковь представляла собой одноэтажное каменное здание вместе с колокольней, покрытое железом и железными крестами на куполах, обитых белой жестью, возведенное в стилистике русской культовой архитектуры XVII века. Храм окружала деревяная ограда. С 19 ноября 1897 года причт увеличился на одного штатного диакона и псаломщика. Священнослужители не имели собственных домов, а жили на квартирах. Квартирное пособие, получаемое от церкви, составляло для священников - 15 рублей в месяц, штатного диакона - 12 рублей и псаломщика – 10 рублей.

Димитриевский приход был активным в городе. Так, третий настоятель храма протоиерей Феодор Бажанов в 1911-1912 учебном году организовал на приходе религиозно-нравственные и догматико-апологетические беседы, на которых выступало духовенство города.

После революции открывается трагическая страница в истории нашего храма.  В 1920-е годы решением Оренбургского губисполкома Дмитриевская церковь была изъята у её прежней общины за невыполнение условий договора и передана в пользование обновленческой общине. Все ходатайства прихожан о возвращении им церкви неоднократно отклонялись комиссией по делам РПЦ.  23 августа 1928 года президиум Оренбургского окрисполкома отказал удовлетворить прошение о передаче церкви «староцерковникам» в связи с наличием поблизости других церквей, находившихся в пользовании общин «старого» течения. Несмотря на данное обстоятельство, в 1930-х годах Дмитриевская церковь использовалась двумя общинами: «староцерковной» и обновленческой. 


Казанский кафедральный собор

В советское время государство, отделившись от церкви, и начав антирелигиозную политику, наряду с другими храмами в 1933 году закрывает Димитриевскую церковь. Падение и раскол в душах русских людей сказались и на жизни храма. Но в 1935 году его снова открывают и, после закрытия Казанского Кафедрального собора, переносят архиерейскую кафедру. Но православным принадлежал только левый предел. Центральный и правый пределы были захвачены «обновленцами». Две группы верующих не уживались друг с другом. «Тихоновцы», как называли не отошедших от истинной веры прихожан, просили отдать им весь храм, так как обновленцы содержли свои пределы в крайне бесхозном состоянии. Но война безбожной власти против Церкви Христовой не прекращалась, в 1937-38 годах происходит ряд арестов священнослужителей по ложным доносам. А осенью постановлением президиума Оренбургского облисполкома от 17 сентября 1938 г., № 3, было утверждено более раннее постановление Оренбургского горсовета от 5 сентября 1938 года о закрытии Дмитриевской церкви, последней действующей в городе: ««Принимая во внимание, что закрытия церкви требует основная масса рабочих Оренбурга в количестве 8000 человек и передаче здания таковой под клуб, с постановлением Горсовета согласиться, церковь закрыть...». В январе 1939 года церковь передавалась под клуб деткомиссии, но в связи с ее ликвидацией  было принято решение передать здание Облкинотресту, обязанный изыскать средства для переоборудования строения и устройства в нем кинотеатра.

 

Духовенство, благотворители и помощники Димитриевской церкви (1890-1938 гг.): 

Димитрий и Феодор (Дегтяревы)

иер. Василий (Коблов) – первый настоятель с 1890 до 1895 г.

прот. Симеон (Циркулинский)

прот. Александр (Словохотов) – второй настоятель

прот. Феодор (Бажанов) – третий настоятель

иер. Иоанн (Ронгинский)

прот. Василий (Смелов) – четвертый настоятель

свящ. Василий (Иорданский) (в Димитриевской церкви был диаконом)

свящ. Иоанн (Калашников) (в Димитриевской церкви был псаломщиком и диаконом)

свящ. Димитрий (Усевич) (служил в сане на диаконской вакансии)

прот. Павел (Красотин)

о. Павел – священник в 1937 г.

о. Николай – последний священнослужитель перед закрытием храма

иером. Антоний

диак. Владимир (Зефиров)

диак. Иоанн Володин

псалом.-диак. Иоанн (Думенко)

диак. Никита (Мезенцев)

Матфей Быковский (староста)

Максим Макеев (староста)

Димитрий Строков (староста)

Иоанн Чернов

Никандр Пономарев (учитель Димитр. церк.-приход. школы)

Трофим Шерстнев

Во время Великой Отечественной войны на территории храма расположилась автомобильная рота Южно-Уральского округа. 5 января 1944 года верующие вновь подали заявление в Оренбургский горсовет с просьбой открыть Димитриевскую церковь, так как действующая с 1944 года Никольская церковь находилась на окраине города (в Форштадте), и снова получили отказ, который объяснили тем, что помещение занято автомобильной ротой. Последующие ходатайства (в апреле, июне, ноябре 1944 года и январе 1946 года) в горсовет о возвращении и передачи храма также были отклонены. Хотя к началу 1946 года автомобильная рота Южно-Уральского военного округа освободила территорию. А затем здесь открылся всем известный кинотеатр «Буревестник», просуществовавший более полувека.

Буревестник

Фото кинотеатра "Буревестник"

В августе 1989 года по инициативе группы верующих в Центральном райисполкоме Оренбурга было зарегистрированно новое религиозное общество РПЦ. 27 сентября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать религиозное общество и разрешить ему приобретение жилого дома (кинотеатра «Буревестника») с последующим использованием под молитвенные цели. Наконец, 12-го февраля 1990 года согласно решению Оренбургского горисполкома здание бывшего Дмитриевского храма вновь было передано верующим Православной Церкви. Также горисполком постановил оказать религиозному обществу содействие в финансировании восстановительных работ, обеспечении строительных материалов, разработке проектной документации.

Храм вернули в плачевном состоянии. Купола и своды были взорваны, безжалостно уничтожено все, что хоть в малости своей напоминало храм. Церковные святыни и утварь, иконы расхищены и поруганы. Настенные росписи в большинстве своем уничтожены, а израненные остатки безжалостно изуродованы и покрыты многими слоями краски. На месте святая святых — алтаря — расположился экран, на котором демонстрировались фильмы различного, не всегда приличного содержания. Территория храма была неухоженной, подвалы забиты золой.

 4.jpg

Стараниями работников и прихожан храма началось восстановление. Люди помогали чем могли: деньгами, безвозмездным трудом. Прихожане после службы разбирали старые разрушенные дома, приносили кирпич, очищали его и восстанавливали своды храма. С великой радостью и благоговением верующие передавали хранящиеся в их домах иконы, священные сосуды, церковную утварь и необходимые предметы обихода.

3.jpg

27 февраля 1996 года в 12 часов дня при скоплении прихожан и жителей улиц Попова и Островского была установлен купол церкви. В том же году храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И до сих пор сила благословения святейшего Патриарха и горячо любимого оренбуржцами владыки Леонтия помогает в восстановлении храма. 

rdUF8LXaSmk.jpg

Фото vk.com/prav_orenburg_ufa

К ноябрю 1999 года привезли Табынский образ Божией Матери и икону святого Димитрия Солунского. Позже закончили строительство колокольни, и на ее открытие, 16 августа 1999 года, был отслужен молебен митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином.

sjkbgVpIkOg.jpg

RW7yhueJv1w.jpg

Решение открыть Димитриевский мужской монастырь в Оренбурге и назначить на должность игумена иеромонаха Варнаву (Соколова) было принято 21-го октября 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с прошением Высокопреосвященнейшего митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. 

Заседание синода 21.10.18. открытие монастыря 

8 ноября 2016 года, в день памяти святого Великомученика Димитрия Солунского, в жизни православного Оренбуржья состоялось знаменательное событие -  был торжественно открыт мужской монастырь. 




Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2017. Фото Е.Кушнеровой
Праздник иконы "Достойно есть" в Верхней Платовке и крестный ход в Святые пещеры
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего
Таинство веры. О Боге легче молчать, чем говорить
«Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5,8).
В плену у страсти. Как победить зависимость?
Любовь Господня во взгляде. О старце Амвросии Оптинском
Апостол Фома. Возвестивший Слово диким народам.
Четыре благочестивых опыта с языком и зубной пастой
Как величайший колдун всех времён и народов стал святым
Откуда к нам пришёл Покров? История любимого праздника
Храм в память о любимой

Календарь


Показать