Цитата дня

Цитаты из Библии




«Любите искренне, как отца». Протоиерей Сергий Баранов - о взаимоотношениях с духовником

23.08.2018
Пресс-служба Димитриевского монастыря , протоиерей Сергий Баранов

Как относиться к духовному отцу? Можно ли совершать втайне от него духовные подвиги? Для чего нужно брать благословение? Приводим выдержки из книги «К свету» священника Сергия Баранова, духовника Иверского женского монастыря в городе Орске.

 

Фото Владимира Харьковского. На снимке протоиерей Сергий Баранов

Думать о чужих ошибках грешно и неприлично

– Если возникает чувство, что духовный отец стал меньше заботиться обо мне, чем раньше, как верно к этому относиться?

– К этому вообще не надо относиться. Есть вещи, о которых даже стыдно думать. Вот стыдно думать, например, о женщине, любуешься ты или не любуешься. Стыдно думать о духовном отце, оценивая его. Стыдно думать об ошибках родителей – это грешно, это неприлично. Поэтому перестаньте думать о том, что нехорошо. И всё естественно наладится. А когда вы будете продолжать думать, ваши думы заведут вас известно куда, а бес поможет ещё.


Благословение станет подкреплением в подвигах

– Полезны ли тайные подвиги без ведома духовного отца?

– А зачем от него таить-то, от духовного отца? Отец он вам или нет? Если отец – то не таите. Берите благословение, тогда оно станет для вас подкреплением в тайных подвигах. Духовный отец будет знать, что вы занимаетесь тайными подвигами, и будет со стороны видеть: загордились ли вы в своих подвигах или нет. И вовремя подскажет. Это очень полезно.


Начинай хоть с чего, лишь бы начать

– В каком порядке следует открывать духовному отцу мысли?

– Да в любом, лишь бы не усложнять. А то иногда приходят, говорят: «Не знаю, с чего начать». Да начинай хоть с чего, лишь бы начать. Вот это «не знаю, как начать» бывает бесконечно. Самое главное – начать, с чего – не так важно.


Не давайте оценок, любите искренне, как отца

– Как правильно относиться к духовному отцу? Иногда его переживают как святого, потом начинают переживать как человека.

– Некоторые кидаются в крайности: то видят в духовнике святого, прямо ангела; то ужасного грешника; то начинают прилепляться к нему, как к плотскому человеку. Вот чтобы не было таких шараханий, не оценивайте его никогда. Он для вас просто духовный отец, и в этом всё заключено. Не надо думать, какой он, как он сегодня поступил. Дурной тон – оценивать духовного отца. И даже не в моральном плане, а в том, что вы в какой-то момент можете потерять правильные отношения с ним, можете привязаться к нему как к человеку и начнёте терять духовное. Иногда слишком многое будете ему приписывать, а потом увидите в нём человеческие слабости. Лучше не оценивайте. Вы его оценили до того, как выбрать. А когда выбрали, расслабьтесь, доверьтесь ему. Оценивание будет постоянно вносить противоречие в ваши с ним отношения. В вас постоянно будет какой-то дискомфорт. То доверие к нему, то недоверие, и это будет нарушать правильность вашей духовной жизни и ваше счастье. Потому что где нет мира, там нет счастья. А в противоречивом сердце не может быть мира. Не давайте никаких оценок, любите искренне, как отца.


Высокоумие, даже на духовные темы, очень вредит нам 

– Надо ли брать благословение у священника на чтение духовной книги «Добротолюбие»?

– «Добротолюбие» – это духовная книга, которая большей частью рассказывает о высоких духовных состояниях святых отцов. И знаете, в чём вы можете повредиться? Если начнёте читать об этих высоких духовных состояниях, но не будете делать даже элементарного, даже среднего, то можете испытать чувство дисгармонии. Вы внутри будете носить мысль о высоком, а жить будете низко. И тогда у вас может появиться ошибочное мнение о себе. Высокоумие, даже на духовные темы, очень вредит нам. Чрезмерные разговоры о духовном святые отцы называли словоблудием. То есть, когда человек находится в мечтательности, он постоянно размышляет об очень высоком, а живёт очень низко. Но пребывание в постоянном мечтании искажает реальность. Ему кажется, что он отчасти уже там, а на самом деле он ещё очень и очень низко. Поэтому хорошо, когда есть духовник, который может вас подкорректировать. И очень опасно, когда человек сам берётся читать «Добротолюбие» и у него появляются восторг духовный и мечтательность. Это бывает неполезно.

В монастырях вместо «Добротолюбия» дают сначала побольше трудов и словесной Иисусовой молитвы, чтобы утомление от трудов мешало человеку быть мечтательным. Просто желания не было мечтать и сил не оставалось мечтать. А словесная молитва приучает быть постоянно возле Христа: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Если в монастыре молодые послушники или монахи будут стоять на монастырском дворе с лопатами и рассуждать о нетварном свете, то захочется дать им пинка и сказать: «Ну-ка, пошли быстро работать, надо яму копать, а вы тут рассуждаете о чём-то высоком».

Нужно подниматься по ступенечкам. Нельзя достичь последней ступеньки, не пройдя первую, вторую, третью…


Важен взгляд со стороны духовного наставника

– Можно ли заниматься Иисусовой молитвой без наставника, наставляясь Божьей помощью и «Добротолюбием»?

– Можно в связи с какой-то ситуацией не иметь наставника в Иисусовой молитве, который опытно бы знал умное делание. Но нужно иметь хотя бы того наставника, который оценит свежим взглядом и скажет о том, как качественно изменяется ваше состояние в связи с этим духовным деланием. Всегда очень важен взгляд со стороны духовника, который вам скажет: что-то ты стал какой-то несдержанный или ты стал упрямый, или спорить слишком много стал, якобы понимая уже что-то в духовной жизни. Вот такие слова – самые золотые слова в вашей духовной жизни.

Пусть ваш наставник и не может подсказать какие-то детали по технике Иисусовой молитвы, потому что он сам этим не занимается, но он может указать на изменения, происходящие с вами. И если вдруг, занимаясь Иисусовой молитвой качественно, вы становитесь хуже, значит, что-то делаете не так. Нужно обратить внимание и поискать причину, почему так происходит. Вроде бы, занимаетесь святым делом, а становитесь хуже. Значит, стоит посоветоваться и что-то с этим делать.


Благословение – это не только разрешение, а принятие благодати от Бога

– Как-то решила вечером почитать акафист. Меня спрашивают: «А батюшка благословил? Надо всё делать по благословению». В другой раз взяла благословение на чтение акафиста, но не было времени и возможности почитать. Как правильно понимать благословение священника? Когда оно действительно обязательно, в каких случаях можно обойтись без него?

– Разные образы жизни предполагают разную степень послушания. Жить так же, как матушки в монастыре, у мирских не получится. И то, что полезно в монастыре, в миру может оказаться не очень полезным. В монастыре другие условия: здесь иноки живут постоянно рядом с духовником или с игуменьей, и у них есть возможность на всё, на каждую мелочь взять благословение.

Благословение надо оценивать не только как разрешение, а как принятие благодати от Бога в помощь в том или ином деле. То есть ваше дело становится духовным после благословения. Вы творите его уже не по своей воле, а по благословению Божию. Очень важно даже в миру, например, получать благословение родителей, потому что это не пустые слова или действия. Существенная разница, когда девушка выходит замуж самовольно или, получив согласие и духовное напутствие родителей.

В монастыре, безусловно, нужно максимально приближаться к тому, чтобы всё совершалось по благословению. Конечно, глупо его спрашивать для того, чтобы чихнуть или в туалет сходить. Но мы же все разумные, ощущаем грань, где это становится уже глупостью. Хотя я помню, когда был дьяконом, только еще рукоположился, мы в Оренбурге у духовника сидели за столом, обедали, и вдруг мне понадобилось выйти. Я говорю: «Благословите в туалет сходить». За столом все так и рассмеялись: вот совершенный, в туалет благословения спрашивает!

Конечно, после того как крестились, мы все имеем благословение на чтение Евангелия, это уже даже не благословение, а обязанность наша. Имеем благословение читать утренние и вечерние молитвы, акафисты. Пожалуйста, делайте, это же элементарная обязанность, как зубы чистить ежедневно.

 

Другие статьи протоиерея Сергия Баранова:  

«В сердце нужна тишина». Протоиерей Сергий Баранов - о рассудительности и послушании

Пятно на светлых ризах. «Сюда больше не приду никогда»

Почему, Господи? «Ведь имя Тебе Любовь! Почему же, ответь, почему!»

Вернуться ко всем статьям
День рождения оренбургских следопытов, 9.12.18. Фото С.Журавлёвой
VI Православная игра-викторина "Что? Где? Когда?". 27.11.2018.
Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного
Четыре слова о молитве
Притча «Молчание — золото?»
Позволить другим быть святыми. Проповедь в праздник Входа Божией Матери во храм
«Теперь я сражаюсь с силами зла». Как военный стал священником
Как не впасть в заблуждение
«Принести в дар наше чистое сердце»
«Как мне стерпеть, когда ближний обижает меня?» О злобе
Откуда приходит победа
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего

Календарь


Показать