Цитата дня

Цитаты из Библии




01.07.2018

Игумен Варнава: «В испытаниях не ропщи». Позади больше половины Петрова поста

Скоро завершится Петров пост. Ещё есть время усилить воздержание или, сколько можно, наверстать упущенное. Игумен Димитриевского монастыря Варнава (Соколов) рассказывает о том, как подготовиться к искушениям во время поста, о евангельском добре и о проповеди Христа в жизни каждого.


- Как вести духовную жизнь во время поста?

- Пост – это усиление духовной борьбы, которая идёт на всех уровнях - телесном и духовном. Конечная цель у нас - исполнение заповедей, очищение от страстей. Пост нам в этом должен помочь. Мы утесняем наше телесное естество и этим самым приобретаем больше сил для душевного и духовного. Соответственно, борьба на этих уровнях усиливается.

Духовная жизнь состоит из трёх компонентов: церковные таинства, слово Божие и молитва. Если есть желание и возможность, можно их постом усилить, но хотя бы быть готовым к искушениям.

- К ним нужно готовиться?

- А что значит духовно готовиться? Это значит иметь мысль – «в испытаниях не ропщи». Не спрашивать, за что и откуда мне это. Первая ступенька, за которую нужно держаться, это иметь наготове замечательные слова: «слава Богу за всё». Иоанн Златоуст не зря же говорит: случилось хорошее - благодари Бога, плохое - тоже благодари, и плохое уйдёт. Этого настроения особенно нужно держаться.

Помогает этому чтение Евангелия и молитва. Если вы обычно не читаете Евангелие - начните читать. Не молитесь - начните молиться. Вместо того, чтобы в машине радио слушать, включите духовную книжку. Или вместо того, чтобы празднословить и гонять мысли, молитесь Иисусовой молитвой. Вместо того, чтобы разозлиться на водителя в ответ и бибикнуть со злости, - сказать «Спаси Господи и помилуй». Пытайтесь делать добро, но не человеческое, а евангельское.

Евангельское добро больше человеческого. По-человечески - мы любим любящих нас. А Евангелие говорит, что в этом нет нам награды - так и язычники поступают. А вы любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас.

Во время поста перед нами откывается непаханое поле. Господь по человеколюбию своему показывает, христиане мы или нет, давая обильные случаи к испытанию. Как мы испытываемся? Кто-нибудь на нас вроде бы не за что буркнул. А как мы ответим? Если в ответ буркнем, если другу нашему говорим «брат», а человека, который неприятен нам, мы стараемся избегать, значит, мы пока не христиане. Мы должны любить врагов наших, молиться за проклинающих нас. Мы должны воздавать добром на зло. А где это взять? Как-то один священник сказал, что любовь заканчивается тогда, когда получаешь меньше, чем отдаёшь. Если посмотреть на наши отношения, то всё строится по принципу «ты мне – я тебе». В этом нет христианства. А где взять силы, чтобы отдавать больше, чем берёшь? Так вот, как раз насколько в нас есть Христа, на столько мы можем ни за что любить другого. Источник любви – Бог. Бог есть любовь. Любовь, которая ничего не требует взамен, есть в нас на столько, на сколько в нас есть Бога. Если в нас нет Его, в лучшем случае остаётся «ты мне - я тебе», а в худшем случае – «бери от жизни всё».

Если мы не видим в себе этого, то должны понуждать себя и просить помощи Божией.

Во время поста мы меньше едим, но не для того, чтобы похудеть, а ради Христа. Как только начинаем соблюдать эту заповедь поста, то, как в цепочке, за одно звено потянешь, остальное подтянется. И тут же пошли остальные добродетели. Но мы увидим, как нам всё будет сопротивляться, так что без помощи Божией постититься невозможно. Но если мы скоромное не едим, а друг другу кости перемываем, то это совсем не то, что нужно.

- В апостольский пост христиане должны проповедовать своим образом жизни Христа?

- В своё время пришли мы с другом к отцу Серафиму (Томину). Друг давай спрашивать, когда масло можно, когда нельзя. Отец Серафим посмотрел и сказал: «Хотя бы мясо не ешь, и уже хорошо». Нам надо понимать свои скромные возможности, надо смиренно видеть своё состояние. Нам хотя бы мелочь сделать, какое там апостольство! Хотя мы все призваны к этому. Как нам это исполнить? Если мы начнём сами исполнять то, что нам заповедовал Христос - это будет самая лучшая проповедь: когда мы станем смиренными, кроткими, воздержанными. А если мы будем с гневными глазами проповедовать: поститесь, молитесь, то это будет смешно в лучшем случае. Запомните правило преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся». Никак не по-другому. Начни соблюдать физический пост, исповедоваться, причащаться. Если делаешь всё это, смотри, какие страсти внутри тебя, какие желания, гневаешься ли ты. Самое простое – попробуйте никого не осуждать. Сегодня вся цивилизация построена на осуждении, и это приводит к унынию.


Уныние - это долговременное действие двух сил души одновременно: раздражительной и желательной. Когда мы раздражаемся на то, что есть, и желаем того, чего нет. Зайдите на сайт любого СМИ: оно наполнено осуждением и ропотом даже на погоду. Всё плохо. Или демонстрируется то, чего у тебя нет. И человечество этого хочет и ропщет на то, что есть. Буквально всё человечество гонится в этом состоянии уныния, из которого исходит отчаяние и самоубийство. Так и произойдёт, если почитать Апокалипсис. Нам же надо уклониться от зла и сотворить благо. Попробуйте ничего не осуждать и ничего не желать.

Как Амвросий Оптинский говорил: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Попробуйте исполнить эти слова за время Петрова поста. Сразу станет ясно, что у вас внутри, куда смотрит ваше сердце.

От суеты физической не удалиться полностью, но у каждого своя мера. Нужно постараться от чего-то воздержаться, от чего обычно не воздерживаешься. В информационном плане, кстати, это сделать сложнее. Скажи человеку, «не смотри телевизор», посмотрим, как сложно. Или выберите два рабочих сайта в Интернете, а на остальные не заходите. Ох, как будет тяжело. В нас столько зависимостей сейчас, мы даже не представляем, даже физическая зависимость от еды не такая сильная. Пост - это воздержание. В первую очередь, физическое, а дальше всё остальное.

 


Автор:  Людмила Максимова
Публикация:  Пресс-служба Димитриевского монастыря

Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2017. Фото Е.Кушнеровой
Праздник иконы "Достойно есть" в Верхней Платовке и крестный ход в Святые пещеры
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего
Таинство веры. О Боге легче молчать, чем говорить
«Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5,8).
В плену у страсти. Как победить зависимость?
Любовь Господня во взгляде. О старце Амвросии Оптинском
Апостол Фома. Возвестивший Слово диким народам.
Четыре благочестивых опыта с языком и зубной пастой
Как величайший колдун всех времён и народов стал святым
Откуда к нам пришёл Покров? История любимого праздника
Храм в память о любимой

Календарь


Показать