Цитата дня

Цитаты из Библии




Понятие дня

От греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист



Беседа преп. Серафима Саровского о смысле христианской жизни

29.11.2017
Димитриевский монастырь, Рузаева Л.М.

Серафим Саровский.JPG

Беседа преподобного Серафима была записана помещиком Мотовиловым. Николай Александрович Мотовилов был исцелён по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову Серафим Саровский завещал материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.

Беседа состоялась в ноябре 1831 года в лесу, неподалёку от Сарова. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой С.А. Нилусом.
Поразительно точно запомнил Мотовилов речь батюшки Серафима о цели христианской жизни, а С.А. Нилус передал нам, верующим, её содержание.

Поучение о стяжании Духа Святого Божьего.

Серафим Саровский икона.jpg


"День был пасмурный, - пишет в своих записках Мотовилов. - Снегу было на четверть на земле... Поместил он меня на пне только что срубленного мною дерева,  а сам стал против меня на корточках".
- Господь открыл мне, - сказал великий старец, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали.... Но никто не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской... Но они не так говорили, как бы следовало.
Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чём, действительно, эта цель состоит.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего.

Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело - суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Всё же  не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт.

Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Иже не собирает со Мною, расточает".

- Николай спросил батюшку Серафима, что значит стяжать?

- Стяжание всё равно что приобретение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так всё равно и стяжание Духа Божия. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный...

Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже  прииду, искупующе время, яко дние лукави есть" - то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа.

И тут Серафим Саровский, рассуждая о притче о мудрых и юродиевых девах, вспомнил Антония Великого. В письмах своих к монахам тот сказал: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - Божия, вторая - собственная воля, человеческая, то есть если и не пагубная, то и не стяжательная; и третья - бесовская, то есть вполне пагубная".

Чему учат три воли? Третья вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая, собственная воля наша, научает делать всё в услаждение нашим похотям, а то и как враг научает, творить добро, ради добра, не обращая внимания на благодать ими приобретаемую. Первая же, воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро, единственно лишь для стяжания Духа Святого. Это и есть тот елей, которого не доставало у юродиевых дев. Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть.

Бог говорит: "Се стою при дверех и толку", разумея под дверями течение нашей жизни, ещё не затворённой смертью. Вот почему сказано: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть", т.е. да не лишитеся Духа Божия: бдение и молитва приносят нам благодать Его.

Молитвою мы с Ним Самим Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся.

- Ну, а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для Стяжания Духа Святого? - спросил Мотовилов.

- Стяжевайте благодать и всеми другими добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. И Господь говорит: " Не всяк глаголяй Ми: Господи, внидет в царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего", то есть делающий дело Божие, ибо проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением.

Так-то, батюшка. Так и извольте торговать духовно добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святаго. Ибо, например, богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное, чем более раздаётся, тем более приумножается у того, кто его раздаёт.

- Батюшка, - спросил Мотовилов, - вот вы всё говорите о стяжании благодати Духа Святого, но как же и где я могу её видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать - со мной Он или нет?

- Мы в настоящее время, - отвечал старец, - по нашей холодности к святой вере и по невнимательности нашей к действиям Его божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни... а древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным.

- Когда же он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить всё дело спасения, то по воскресении своём дунул на Апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамову благодать всесвятого Духа Божия в день Пятидесятницы... в виде огненных языков... И нам всем в Таинстве Крещения подаётся благодать Духа Святого...

Говорится: "Печать Духа Святаго..." Но в том-то и беда, что мы, ... развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего. Далее Серафим призывает всех нас к покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетелей Христа ради к приобретению Духа Святаго внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устрояющего.

Слово Божие недаром говорит: "Царствие Божие внутрь Вас есть". И ещё говорил Преподобный о Приснодеве Богородице Марии, неотступную ходатаицу к Сыну своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому самому Божия Матерь и называется  "Язвою бесов", ибо нет возможности бесу погубить  человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

- А каким же образом, - спросил Николай батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?

- Это, Ваше Боголюбие, очень просто, - отвечал он, - поэтому-то и Господь говорит: "Вся проста суть обретающим разум". Про этот разум Господь сказал: "Бог всем человекам хочет спастися, и в разум истины прийти" 1 Тим. 2: 4. Находясь в этом разуме, и Апостолы всегда видели, что дело их свято и вполне угодно Богу.

- Надобно, - сказал Николай Мотовилов, - чтобы я понял это хорошенько!..

Тогда отец Серафим взял его за плечи и сказал:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?

Мотовилов отвечал: 

 - Не могу, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...

Отец Серафим сказал: 

- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами также светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его...

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил Николая отец Серафим?

- Необыкновенно хорошо! И Мотовилов воскликнул: Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

- Что же ещё чувствуете вы?

- Необыкновенную сладость!

- Это та сладость, про которую говорится в Священном писании: "Упиются от тука дома Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я".

- Что же ещё вы чувствуете?

- Необыкновенная радость во всём моём сердце!
- Предзадаток этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь на земле?!

- Что же ещё вы чувствуете, ваше Боголюбие?

- Теплоту необыкновенную!

- Да ведь мы же в лесу сидим. Теперь зима во дворе, и под ногами снег...

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из неё столбом пар валит...

- И запах такой же, как из бани?

- Нет! На земле нет ничего подобного этому благоуханию.

И батюшка отец Серафим приятно улыбнувшись, сказал: Она-то и есть именно та самая  теплота, про которую Дух Святой заставляет нас вопиять ко Господу: "Теплотою Духа Святаго согрей мя!" Его-то  согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза (зимнего холода) будучи одеваемы в Благодатные одежды от Святаго Духа.

- Вы, Ваше Боголюбие, творите и, видевше явно оказанную вам милость Божию, сообщайте о том всякому желающему себе спасения.

"Жатва убо многа, - говорит Господь, - делателей же мало". Грядите же с миром!..

(Текст беседы преподобного Серафима публикуем в сокращении)

Вернуться ко всем статьям

Календарь


Показать
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2017. Фото Е.Кушнеровой
Праздник иконы "Достойно есть" в Верхней Платовке и крестный ход в Святые пещеры
Крестный ход на праздник Табынской иконы Божией Матери. 8.06.2018
Троица в монастыре. 26-27.05.2018 . Фото Е.Кушнеровой
Пасхальный бал. 21.04.2018
Светлый Вторник.10.04.2018
Страстная седмица в Димитриевском монастыре. 2018.
Вход Господень в Иерусалим. 31.03.2018.
Крещение Господне. 19.01.2018.
«Наверное, даже врачи верят, что в такие моменты совершается чудо». Об ожидании дитя
Последние письма святого Александра Шмореля
«Поднимите глава ваши к небесам…»
Сердце Авраамия
Где растят богатырей? Как «спартанский» клуб воспитывает подростков
Притча «Морская звезда и мальчик»
«Любите искренне, как отца». Протоиерей Сергий Баранов - о взаимоотношениях с духовником
Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея
Угодники соловецкие
«В сердце нужна тишина». Протоиерей Сергий Баранов - о рассудительности и послушании
Притча «Неглупый осел»
«Хочешь быть красивой? Это грех»
Два рыбака
Живые мощи
Супруг бьёт и унижает. Допускает ли Церковь развод?