28 ноября начался Рождественский пост. Игумен Димитриевского монастыря Варнава (Соколов) рассказал о том, как нужно поститься, и что делать, если этого совсем не хочется.
«С этого момента жизнь пошла иначе»
Когда я начинал воцерковляться, знал только о существовании Великого поста. О Рождественском, Петровом, Успенском, а уже тем более о постах по пятницам и средам – и не слышал, ну, или просто не придавал этому значения. Я считал, что дело это сугубо добровольное. Раньше Пасха проходила фоновым событием. Когда я впервые попостился перед Воскресением Христовым, то пережил радость.Такую пользу получил от малого усилия – того, что воздержался от скоромной пищи. Это был мой первый значимый шаг ради Христа. Тогда я решил, что теперь всегда буду поститься. А потом узнал, что, оказывается, кроме Великого, есть и другие посты. Вскоре после разговора с крёстной матерью до меня дошло, что, раз есть заповедь поститься, то это нужно делать.
Господь говорит, если ты чадо Церкви, то постись так. Ты это можешь принять, а можешь отказаться. Но поскольку я считал, что всё-таки я чадо Церкви, то решил соблюдать её правила. С этого времени жизнь пошла по-другому. Когда я уже оказался в монастыре, заметил одну закономерность. Как только начинался пост, на ровном месте начинались искушения. Понял, что пост – это время, когда нужно собраться. И ограничение в пище – только обозначение того, что сейчас особое время. Хотя, конечно, оно заключается не в том, чтобы просто не есть какого-то рода пищу, но без этого никак не приступишь ко всему остальному.
Пресная овсянка
Для чего происходят искушения? Тренировать себя просто так никто не станет. Поэтому Господь попускает случаться искушениям во время поста. Если ты не соберёшься, ты их не перенесёшь. Это время испытания нашей веры. Верный ты сын Церкви или не верный. Удивительно, что ограничение в пище становится камнем преткновения. Сколько оправданий не услышишь во время исповеди! Без молока не могу, без мяса в обморок падаю… Думаешь, как люди в войну голодали и побеждали, а сейчас так немощны, что 40 дней без яиц и молока прожить не могут. Люди начинают оправдывать свою немощь. Одно дело, когда человек попытался поститься, но у него не получилось, а другое, когда он начинает перечислять причины, почему он не может поститься, и оправдывает себя.
Кстати, если вы будете есть овсянку 40 дней, вам точно не станет не только хуже, но станет лучше. Вы скажете, это пресно и не вкусно. Тогда вопрос, можете ли вы поступиться вашими «вкусностью» и «пресностью» ради Христа и послушания Церкви? Вопрос стоит очень просто, и здесь не нужны размышления. Если ты действительно христианин, если для тебя Церковь – мать, то всё, что она говорит, нужно стараться исполнять. А уж потом смотреть по силам тебе или нет, но не вдаваясь в рассуждения. Главное, решиться на пост. Мы живём верой, и нужно все установления принимать как непосредственно к тебе относящиеся.
Ты со Христом или нет?
Дальше, во время поста нужно понять, что ограничение в пище – это лишь первая дверь на нашем пути. И потом начинается… Чаще всего во время поста бывают искушения духовного и душевного характера. Вступая в пост, мы как бы открыто объявляем войну злобе поднебесной. Это не понравится вражеской силе, которой очень удобно в наше спокойное время. Она будет уговаривать не приступать к посту, потом всячески мешать, ставить палки в колёса. Начинается поприще (расстояние), которое нужно пройти. У каждого оно своё, свои испытания и победы. Но важно понять, что победы совершаются в немощи силою Христа. Если пытаться только своими силами пройти пост, ничего не получится.
Христиане, которые живут церковной жизнью, даже ждут поста, чтобы взбодриться. А человек, который не приступал или приступал к посту с несовсем правильным подходом, придумывает трудности вроде поиска специальных продуктов. Это отношение зависит от уровня нашего воцерковления. Если ты чувствуешь нежелание и оправдываешь себя, нужно принимать меры, для начала – покаяться на исповеди. Эта неготовность – должна стать сигналом: ты вообще со Христом или нет? В любом случае у вас есть возможность проверить, готовы ли вы ради Него хотя бы на что-то малое.