460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Милость мира

15.11.2017
Димитриевский монастырь , Пресс-служба

"Я очень часто бываю у обедни; Литургия Иоанна Златоустого, есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. 

Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении" 

- такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. 

Чайковский.jpg 

   Во второй, важнейшей части Литургии верных, когда происходит само совершение Таинства, звучит песнопение "Милость мира". В этой статье мы поговорим о его смысле.

   Призыв дьякона:

   «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» подвигает всех к самой главной евхаристической молитве, которая называется Анафора. Древнегреческое слово «анафора» в данном случае переводится как «возношение».

   Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. «Возношение в мире» значит – «в мире душевном и с чистой совестью». 

   В ответ на него хор от лица всех молящихся поёт: «Милость мира, жертву хваления». 

   Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е. мира с Богом. 

   Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». 

   В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. 
Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим». 

   Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем. 
 
   Важно правильно понять следующий возглас: «Горе имеем сердца». 
   Слово «горе», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» и не имеет никакого отношения к слову «горе». 

   В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь. 

   «Имамы ко Господу», – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам. 

   Далее священник призывает: «Благодарим Господа». 

   «Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней», – отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы. 

   Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». 

   Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». 

   Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. 

   А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…». 

   Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах. 

   «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов», – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары. 

   И затем: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере. 

   И далее воздевая руки, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». 

   Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: «приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства». 

   Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится! Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. 
 
   Хор тихо и протяжно поёт: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». 

   Что происходит в момент Богослужения, нельзя описать словами, используя доступные образы и понятия. Это всегда величайшая тайна, проникновение в самую суть которой невозможно для человека. Ведь что ни говори, но постигнуть человеческим умом всю безграничную, самоотверженную любовь Христа, каждый день снова и снова приносящего себя в жертву ради Спасения всего человечества, не представляется возможным. 


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать