460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-127,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Семь недель Великого поста

11.03.2020
Пресс-служба Димитриевского мужского монастыря , Людмила Максимова

Каждая неделя Великого поста завершается особым воскресным днём (неделей). Эти семь недель вспоминают важные события церковной истории и подвиги великих святых. 


Неделя торжества православия


Первая седмица Великого поста заканчивается Неделей торжества православия. Этот праздник знаменует победу над иконоборчеством и остальными ересями, на протяжении нескольких веков раскалывавших Церковь. 

Иконоборчество возникло в 8 веке при императоре Льве III Исавре. Пытаясь наладить мир на территориях, занятых евреями и мусульманами, привести их ко крещению, император Лев, зная их отрицание священных изображений, решил уничтожить иконопочитание. Долгие десятилетия на территории Восточной Церкви страдали епископы, священники, простые люди, почитавшие иконы. У них отбирали имения, их заключали в темницы, жестоко пытали. Проводились массовые казни.

В 787 году был созван VII Вселенский собор, где было осуждено иконоборчество. На соборе приняли догмат об иконопочитании. Однако иконоборцы еще долгие десятилетия покушались на церковные основы. В 843 году византийская императрица Феодора решила раз и навсегда покончить с иконоборчеством. Она собрала иконопочитателей и иконописцев, представителей Папы, епископов Восточной Церкви, и собор вторично осудил иконоборчество. К тому времени было покончено и с многочисленными ересями, терзающими тело Церкви и посягающими на Богочеловечество и Боговоплощение. С тех пор в первое воскресенье первой недели Великого поста празднуется Торжество православия.

Неделя святителя Григория Паламы


Фото cont.ws

Вторая седмица Великого поста завершается праздником Святителя Григория Паламы, доказавшего нетварность Фаворского света. 

В средневековье под влиянием трудов Симеона Богослова на Афоне возникло учение об умном делании - непрестанной умной, а затем и сердечной молитвы. Очищение ума и сердца позволяет Господу войти в наше сердце, а нам, по Его воле, в Его Божество, то есть обожиться, сделаться богами по благодати. То, что увидели апостолы на горе Фавор, может происходить и с человеком, и он может преображаться. Однако были противники этого учения. Учёный монах Варлаам пытался доказать тварность Фаворского света, то есть его небожественное свойство, и даже смеялся над монахами, рассказывающими о моментах озарения их Духом, и назвал умное делание еретическим заблуждением. Но нашёлся человек, который сумел опровергнуть учение Варлаама.

Святитель Григорий родился в 1296 году в Малой Азии. Вместо государственной деятельности он избрал монашество. В 20 лет Григорий удалился на гору Афон. Здесь он познакомился с умным деланием. 

Будущий святитель Григорий защитил исихазм в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов», а затем вместе с афонскими монахами составил «Святогорский томос», в котором обосновал нетварность Фаворского света. В 1341 году в храме Святой Софии на Константинопольском Соборе состоялся спор Григория Паламы и Варлаама, и Собор принял положение Григория о том, что Господь, который недоступен в Себе, является в энергиях, доступных восприятию, но не являются сотворёнными. Учение Варлама Собор осудил как ересь.

Неделя крестопоклонная


Фото tatmitropolia.ru

Воскресенье после третьей седмицы Великого поста называют Неделей Крестопоклонной. Накануне на Всенощном бдении в центр храма из алтаря выносится Животворящий Крест Господень. Ему поклоняются до пятницы, поэтому и четвёртая седмица называется крестопоклонной. На пятничной литургии Крест уносят в алтарь. 

Этот день словно подводит черту в наши постные дни, которые возможно превратились в будни. Неделя напоминает нам о том, что прошла уже половина поста, немного времени осталось до Страстной седмицы и Воскресения Христова. Поклоняясь кресту, мы осознаём, что можем получить вечную жизнь в Царствии Небесном, если пойдём на Голгофу и распнёмся вместе со Христом.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника


На четвёртое воскресение Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы.

Будущий пастырь родился в 6 веке. В 16 лет он ушёл в монастырь, и 19 лет подвизался под началом своего учителя. После смерти наставника, он удалился к горе Синай и 40 лет пребывал в отшельничестве. Он жил у подошвы горы в отдалении от остальных людей. Четыре года преподобный Иоанн пребывал игуменом Синайской горы.

«Лествица», плод опытной жизни преподобного, появилась благодаря просьбе игумена Раифского Иоанна дать наставлением братии, как достичь Небесного Царствия. Преподобный Иоанн изобразил лествицу из тридцати (подобно возрасту Христа) степеней духовного совершенства, пройдя по которой мы можем стать праведными. Это одно из самых известных аскетических творений в Церкви, и оно не должно стать руководством к действию.


Неделя преподобной Марии Египетской


Мария Египетская – пример силы воли и духа и образ глубокого покаяния, способного перевернуть всю жизнь и сотворить из большого грешника великого святого.

Ещё подростком Мария предалась разврату и 17 лет провела в бесконечных блудных связях, сделав этой целью своей жизни. Однажды она оказалась в Иерусалиме и из любопытства решила войти в храм, но какая-то неведомая сила её не пускала. Испугавшись, она заплакала и поклялась Богородице, взирающей на молодую женщину с иконы, измениться. Причастившись, Мария отправилась за Иордан в пустыню, где провела 47 лет.

Первые 17 она боролась с раздирающими её страстями и привычками. Она питалась скудной растительностью и спала на земле. Защитой её была молитва к Матери Божией. За все эти годы она повстречалась лишь дважды со странствующим монахом Зосимой, которому поведала о своей жизни. Он видел, как она ходит по воде реки, а при молитве стоит в воздухе. Когда он вернулся через год в пустыню после второй встречи с Марией, то обнаружил её тело. Землю для могилы раскопал появившийся неизвестно откуда лев. Монах Зосима написал житие Марии Египетской. Вся её жизнь после искреннего покаяния стала длинным постом, через который она усмирила своё тело и стала победителем в тяжёлой схватке со грехом. Её пример - для нас поддержка.

Неделя Входа Господня в Иерусалим, неделя ваий


В народе это день в основном называют Вербным воскресением. Верующие тянутся в храм с веточками вербы, чтобы поднести их пришедшему Христу. Верба в России заменила пальмовые листья (вайи), которыми жители Иерусалима постилали путь перед Иисусом, входящим в город. Они ждали обещанного избавителя, Миссию, но в современных им регилиозных учениях идея о Спасителе человеческого рода от смерти (греха) трансформировалась в идею о земном царе, который сбросит иго внешнего порабощения (римского) и сделает Израиль непобедимым, земным раем. Вход Господень в Иерусалим – радостный праздник, но в то же время и печальный. Ведь спустя три дня после встречи Христа, иудеи предали его на смерть, потому что поняли, что он учит о Царствие Небесном и не принесет им мирового господства.

Страстная седмица


Jacopo da Ponte "Агония в саду"

Страстная неделя день за днём вспоминает страдания Господа Нашего Иисуса Христа. Его предали и оставили ближайшие ученики, за него не вступился и не оправдал, боясь потерять власть, прокуратор Понтий Пилат, фарисеи смеялись и лжесвидетельствовали против Него, его били солдаты… Над Ним, распятым на кресте Сыном Божиим, Творцом мира, Отцом человеку, смеялись. Каждый христианин должен пережить эти страшные дни вместе со Своим Богом.


ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

Путь покаяния заканчивается обожением. Проповедь в неделю св.Григория Паламы. Игумен Варнава (Соколов), 15.03.20.
18.03.2020

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать

Цитата дня

Цитаты из Библии