460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-127,
barnabas_sokolov@mail.ru

Главная молитва Великого поста

08.04.2019
Оренбург православный , иерей Вадим Татусь

Молитва Ефрема Сирина – крик из глубины человеческой беспомощности. В ней говорится о самых главных прегрешениях и самых главных человеческих добродетелях. Сегодня наш рассказ об авторе и о том, почему эта молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении.


Из глубины души

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», - с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой еще раз кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается и в домашнее молитвенное правило.

В Великую Среду в конце Литургии на «Буди имя Господне…» молитва преподобного Ефрема Сирина читается в последний раз. Далее начинаются особые богослужения Страстной седмицы.


Кто автор?


Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину, жившему в IV веке. В свое время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше – сверхъестественным Откровением. До этого времени он вел довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который в действительности был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что, хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в это все-таки есть. Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды он ради бесшабашной забавы и юношеской шалости выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понес наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству. Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Почему эта молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется направление наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, - освобождение от определенного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Препятствия на пути к Богу


Особый недуг – это праздность, лень, нерадение, небрежность. Это та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянет нас всегда «вниз», а не поднимает «вверх», что постоянно убеждает нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Праздность – корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности – уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние – это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие – любовь к власти. Как ни странно, это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствий.

Празднословие – разговоры сверх меры или на недушеполезные темы. Сюда же относятся смехотворство, сплетни, пересказ слухов и другое. Празднословие – это привычка, которая свойственна очень многим людям. Самый яркий пример этого греха – осуждение окружающих нас людей. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12: 36-37).

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы – крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Плоды покаяния



Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное (чувственное), побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия – смирение. Оно, прежде всего, - победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он снисходительно к нам относится, но потому, что Он видит реальную самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное Одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая может быть дана Одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта. Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость – источник зла, и зло – источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг – гордость – уничтожается в нас.

Что надо запомнить?



Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва. В ней говорится о самых главных прегрешениях и самых главных человеческих добродетелях:

• праздность – ослабляет тело и дух;

• уныние – в состоянии уныния человек не способен каяться и молиться;

• властолюбие – тяготение к жажде власти над семьей, друзьями, сослуживцами;

• злословие – использование бранных, пустых, лживых слов, стремление посплетничать;

• целомудрие – контроль своих чувств, эмоций, переживаний, моральная чистота и чистота помыслов;

• смиренномудрие – отсутствие гордыни;

• терпение – умение надеяться, ждать, верить;

• любовь – главный дар Божий, который меняет любое негативное чувство на милосердие и прощение и открывает человеку дорогу к Богу и в Царство Небесное.



ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

Не было выше рожденного женами, чем Иоанн Предтеча. Игумен Варнава, проповедь на литургии в Рождество Иоанна Крестителя, 7.07.19.
09.07.2019

Календарь


Показать

Цитата дня

Цитаты из Библии