460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-127,
barnabas_sokolov@mail.ru

Главное - не забыть, чье Рождество мы празднуем

09.01.2019
Пресс-служба Димитриевского монастыря , иерей Максим Малюта

В праздновании Рождества Христова наблюдается печальная тенденция, которая очень сильно проявляется в зарубежных странах и постепенно вкрадывается и в сознание русского общества. Это секуляризация праздника Рождества через постепенное вытеснение из содержания этого торжества личности Господа Иисуса Христа. 



В европейских странах, история и культура которых создавались на христианском мировоззрении, это особенно заметно. Там даже поздравляют друг друга « MerryChristmas» («Счастливого Рождества») без упоминания Христа, в отличие от русских поздравительных открыток, где все-таки поздравляют «С Рождеством Христовым». 

Однако и у нас для многих рождественские святки связаны больше с пением колядок, приготовлением кутьи и рождественского печенья, но не с исполнением долгожданного пророчества о приходе в человеческий мир вочеловечившегося Бога, который должен принести спасение и мир в души людей через свою смерть на кресте и воскресение.

Многие считают это умалчивание главного смысла рождественского праздника оправданным и полезным, дабы не портить праздничное настроение религиозными спорами и тяжелой информацией, которая отвлекает человека от веселого и задорного настроения. 


Попытки переформатирования Рождества в светский праздник в России начались в советский период. Когда рождественские святки попытались заменить новогодними гуляниями. Однако атрибуты Рождества до сих пор выглядывают из нашего светского Нового года. Эта и рождественская звезда на елке, которая изначально была Вифлиемской. Да и сама елка называлась рождественской, а не новогодней. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - твердил в своих обращениях к народу пролетарский писатель Демьян Бедный.

Но, возможно, такой агрессивный настрой к Рождеству со стороны государственной власти и сохранил Рождество Христово как именно церковный праздник, в центре которого не горячий шоколад и «Щелкунчик» Гофмана, а богомладенец Христос со своей Пречистой Матерью Девой Марией. 


Вот это главный ориентир для любого, кто хочет встречать и праздновать Рождество. Быть готовым встретить Христа. Бога, который настолько полюбил человека, что пришел в этот мир совсем беззащитным, без каких либо привилегий и превосходств. Он родился в бедном сарае для домашней скотины, чтобы с самого начала своего пути на земле принять на себя все горести и тяжести человеческого бытия. 

И эта встреча чаще всего происходит в храме. Там читается евангельский текст о рождении Христа. Там поются молитвы, в которых Христос представлен одновременно жертвой и спасителем, а не румяным малышом, игриво улыбающимся из комфортного вертепа с подсветкой. Там через Таинство Евхаристии ощущается Его реальное присутствие, а не далекий символ, больше похожий на сказочную легенду. И там следует провести праздник.
Вопрос заключается лишь в том: «Какое Рождество мы хотим встречать?» То, которое нас познакомит и сблизит со Христом, напомнит нам о нашей душе и жертвенной любви, или просто продлит череду застолий и праздных гуляний.