460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Друзья монастыря

Смирнов Станислав Евгеньевич

 Смирнов Станислав.jpg

Автобиография

Я, Смирнов Станислав Евгеньевич, архитектор, этим и интересен. Если Бог вдруг захочет посмотреть на меня, Он всегда застанет меня за архитектурными трудами. Всю сознательную жизнь служу я великолепной, несравненной, изумительной и неповторимой музе Архитектуре. Наблюдая жизнь я пришёл к выводу, что человеческую личность более всего формируют наследственные гены, семья, школа, двор, улица и среда обитания. Об этом и пишу.

Родился я 27 июля 1946 года в городе Оренбурге (тогда Чкалове). Тот деревянный двухэтажный дом на 4-й Буранной улице, где я провёл самое раннее детство, чудесным образом сохранился (ныне - улица Гусева, 2, в районе рынка «Локомотив»). Помню, как из наших окон на втором этаже был виден железнодорожный мост через Урал, высокая насыпь и идущие по путям составы.

Мой отец - Евгений Николаевич Смирнов (1913 - 2002) после получения высшего образования работал в Оренбурге на разных должностях среднего звена. Моя милая мамочка - Нина Ивановна Смирнова (1915 - 2002) происходила из хорошей семьи, окончила техникум и  почти всю свою трудовую жизнь проработала в воинской билетной кассе вокзала стации Оренбург. Родители мои жили долго и счастливо, и ушли из жизни весной 2002 года друг за другом, с разницей в 40 дней. Большинство моих родственников были связаны с железнодорожным транспортом. Хорошо помню своего деда - Ивана Исаевича Смирнова (1879 - 1968). Он работал в городе Бузулуке, а в старости переехал в Оренбург и жил в нашей семье. Дед был персональным пенсионером какого-то большого значения и почти каждый год ездил по путёвкам на курорты. В 1910 году мой дед окончил в Москве  школу паровозных машинистов и на дореволюционных «овечках» (паровозах серии ОВ) водил пассажирские поезда. В 1917 году дед горячо принял революцию, стал ярым коммунистом, полностью отринул Бога и к ужасу моей бабушки сжёг все иконы в доме, чуть не спалив и сам дом. Мой дед видел легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева, освободившего Бузулук от белогвардейцев, а потом  активно участвовал в установлении советской власти в этом городе. Дед был культурным и интеллигентным человеком, хотя и диктатором в семейной жизни. В нашей семье было принято называть отца, мать, деда и взрослых родственников только на «вы». Обращение на «ты» резало слух и считалось некультурным. Это шло от дореволюционного воспитания деда и не подвергалось сомнению. В нашем доме часы всегда показывали московское время - это была ещё одна причуда нашей семьи, тесно связанной с железной дорогой.     

Моё детство прошло в городе Ростове на Дону. По направлению руководства Оренбургской железной дороги (была такая до 1960 года) в этот южный город направили моего отца для учёбы в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (1949 - 1954). Хорошо помню прекрасную ростовскую набережную, полноводную реку Дон и Зелёный остров на другом берегу, проспекты Ворошилова и Будённого, развалины огромного Ростовского театра на центральной площади и студенческий городок РИИЖТа в Новом городе. Незабываема поездка на теплоходе «Советская Буковина» в город Таганрог. Там я впервые увидел море и влюбился в него навсегда. Ещё с отцом мы путешествовали на теплоходе по Волго-Донскому каналу и Цимлянскому морю. Запомнился шлюз № 13, выполненный в помпезных архитектурных формах с бронзовыми скульптурами донских казаков, скачущих на конях. 

Родители отдали меня в школу с шести лет. Это случилось в Ростове, там я окончил первые два класса. Запомнились дни траура в школе после смерти Сталина в марте 1953 года. Знамёна, венки, все плачут, а я в недоумении, плакать не хочется. Осенью 1954 года наша семья  возвратилась в Чкалов, а через три года наш город снова переименовали в Оренбург.

В 1963 году я закончил оренбургскую среднюю школу № 2 (ныне - гимназия №2). На всю жизнь запомнил я своих прекрасных школьных учителей, светлая им память. В классе вместе со мной учились удивительно умные и талантливые мальчики и девочки из хороших семей. Сразу трое моих одноклассников стали золотыми медалистами, были и серебряные медали. Школа оказала большое влияние на формирование моего мировоззрения. Именно в школе родилась мечта стать архитектором, о чём я и написал в одном из сочинений. Мои продвинутые друзья потом подшучивали: «А ты хоть знаешь, кто такой Ле Корбюзье?». 

 Рисование и черчение в школе № 2 преподавал замечательный художник и педагог - Сергей Александрович Варламов. Потом он стал директором Музея изобразительных искусств в Оренбурге.

Его дочь - Лидия Сергеевна Медведева - известный искусствовед, её прекрасной речью и глубоким знанием предмета я не устаю восхищаться. Своё художественное образование я продолжил в художественной студии при Доме художника на улице Ленинской, 28а, где преподавал известный оренбургский художник Александр Фёдорович Степанов. Студия находилась на первом этаже Дома художника, в довольно большом зале украшенном лепниной, картинами и скульптурами. Из мастерских художников доносился стойкий аромат олифы, масляных красок и ещё чего-то приятно пахнущего. Фасады и интерьеры Дома художника безусловно настраивали на творческий лад. Здесь я осваивал основы рисунка и живописи, которые потом пригодились в моей профессии.  

С 1955 года я жил в самом центре города Оренбурга и знал там каждый дом и закоулок. Я и сейчас очень люблю этот район, зелёный двор и родной четырёхэтажный дом «сталинской» постройки (ныне - улица Гая, 12). Когда-то название нашей улицы звучало странно: «улица Площадь Динамо». Это название произошло от Хлебной площади, на которой в советское время обустроили стадион «Динамо». Именно стадион «Динамо» привил мне любовь к спорту, сделал из меня спортсмена-разрядника. Всю жизнь говорю с благодарностью: «Родная улица Динамо, что в люди вывела меня».

В 1965 - 1970 годах я учился на архитектурном факультете в Новосибирском инженерно-строительном институте. С удовольствием вспоминаю годы, проведённые в Новосибирске. В нашем институте преподавали именитые профессора, такие, как: Николай Сергеевич Кузьмин (родоначальник домов-коммун в Сибири), Борис Иосифович Оглы (известный теоретик градостроительства), Николай Иванович Болотин (почётный член нескольких иностранных академий, труды по архитектуре Греции и Рима), Сергей Николаевич Баландин, Николай Фёдорович Хроненко  и другие. Очень сильными были кафедры истории искусства и кафедра рисунка. В одной группе  со мной учился Саша Мамешин из Хабаровска, ставший потом знаменитым архитектором. Ещё в нашей учебной группе учились Миша Омбыш-Кузнецов и Яша Яковлев; они стали известными сибирскими художниками. Будучи студентами, они уже выставлялись на всероссийских художественных выставках. Вообще Сибирь просто ошеломила меня своей мощью, масштабами и красотами природы. Новосибирск позиционировал себя, как столица Сибири и с точки зрения архитектуры  был очень интересным городом, имеющим своё лицо. Грандиозный и необычный по архитектуре Театр оперы и балета, прекрасная застройка Красного проспекта, здания в стиле «конструктивизм», огромный железнодорожный вокзал с залом-конкорсом над путями, широченная и полноводная река Обь - в Новосибирске есть, что посмотреть. Много раз бывал я и в знаменитом Академгородке, расположенном в 27 километрах от города в роскошных хвойных лесах на берегу Обского моря. Там часто проходили выставки «левых» художников, концерты бардов и другие интересные события.

В 1970 году я женился и приехал в Оренбург, где начал работать в проектном институте «Оренбурггражданпроект». Первая жена моя - Людмила Викторовна Смирнова (в девичестве - Дорогина)  была родом с Украины, из города Бердянска на Азовском море. Жизнь на Украине представлялась мне в то время несравненно лучше скудной оренбургской жизни. В поисках лучшей доли в 1973 году я переехал с семьёй в город Донецк, где стал работать в институте «Донецкпроект». Работа мне нравилась, но бытовые условия были не очень хорошие. Перспектив карьерного роста также не было. Прожив несколько лет на чужбине и набравшись архитектурных и других знаний, в 1976 году я снова приехал на родину в Оренбург. Устроился на работу в «Оренбурггражданпроект», где надеялся применить полученный опыт на практике.

В 1980 году стал членом Союза архитекторов СССР. С 1994 года наша творческая организация называется - Союз архитекторов России. В советское время при поддержке Союза архитекторов постоянно проводились семинары, выставки, совещания в Москве, Ленинграде, Риге, Свердловске, Уфе и других городах страны. Эти мероприятия расширяли кругозор, давали новые знания и очень помогали  провинциальным архитекторам в творческой работе. Активно работал Факультет повышения квалификации по градостроительству при Московском архитектурном институте. Там я бывал несколько раз, а в 1985 году обучался три месяца с двумя шикарными поездками в Прибалтику (Вильнюс, Каунас, Калининград, Рига и Таллинн). С великим прилежанием конспектировал я лекции таких гигантов советской архитектуры, как: Николай Николаевич Уллас, Алексей Эльбрусович Гутнов, Сергей Сергеевич Ожегов, Александр Владимирович Степанов и других. Эти конспекты сохранились до сих пор.

В 1987 году по приглашению главного архитектора города я перешёл на работу в Главное управление по архитектуре и градостроительству Администрации города Оренбурга (ГУАГ). Там и в муниципальном учреждении « Архитектура и градостроительство» (МУАГ) проработал я много лет.  Был главным специалистом; некоторое время занимал должность заместителя главного архитектора города. 

В 2010 году в связи с достижением пенсионного возраста с работы уволен и теперь я нахожусь на заслуженном отдыхе. Размышляю о вечности, о судьбах мира, пишу статьи, рисую, делаю прожекты, стараюсь вести активный образ жизни. Велик бываю я в своих замыслах, но беспомощен в их осуществлении. Но всё же иногда Свет Истины проходит и через меня. Впрочем, всё это - суета и томление духа (Еккл. 1, 2).  

В 2013 году стал аттестованным экспертом Министерства культуры РФ по выполнению государственных историко-культурных экспертиз.

С младых ногтей живёт во мне странная любовь к истории градостроительства Оренбурга, необъяснимая страсть к наблюдению, фиксации и изучению старинных домов нашего города.  «Каменная летопись Оренбурга», запечатлённая в его зданиях и сооружениях, всегда представляла для меня большую ценность. Давно я сделал город Оренбург объектом своих профессиональных исследований и знаю, какие дома в нём есть, какие были и какие могут появиться в будущем. У меня накоплен большой материал по истории градостроительства Оренбурга, который очень помогает мне в архитектурной работе.

Говорят, что в своей жизни человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Увы, своего дома у меня нет, доходы не позволяют. Деревья помню сажал, но мало. Хотя к природе вообще и к экологии города в частности, отношусь с большим пиететом и даже трепетом. Подобно Морису Метерлинку или Владимиру Солоухину, в каждом растении или дереве вижу живое существо. А вот с сыновьями у меня всё нормально, родил трёх сыновей. Вот их имена: Сергей (1971), Алексей (1975) и Евгений (1993). К моему великому сожалению, ни один из сыновей не стал архитектором.

Источник: http://orenclub.info/articles/6837/70-27

Возврат к списку


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать