460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Борис и Глеб. "Мук не приявший вовек не спасется".

12.05.2020
dimitrus.ru , Анна Втюрина

«…Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба. 

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется».

(Б. Чичибабин «Ночью черниговской с гор араратских»)

Такой болезненный и сложный, но бессменный на многие поколения и века вопрос: «А могла бы быть жертва бескровной?» Почему искупление грехов омывается кровью невинных? А бессмертие души – земными муками? Если не найти полный ответ, то хотя бы начать путь к нему помогает история жизни и смерти благоверных князей Бориса и Глеба. Одних из первых русских мучеников-страстотерпцев. Они своим подвигом отчетливо явили: только во Христе проигрыш в жизни земной обращается в победу жизни вечной!


«…Диавол, ненавидящий  человеческий род, увидев, как умножились и распространились по земле люди, научил их кланяться идолам, а не Богу, сотворившему небо и землю. Благой Бог, долготерпя и ожидая покаяния людей, посылал к ним Своих святых пророков. Они же одних не послушали и прогнали, а иных убили…»

Так начинает свое «Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Преподобный Нестор Летописец. И, действительно, история Бориса и Глеба – это отнюдь не частный фрагмент междоусобных распрей между братьями. Не история лишь человеческой зависти и корысти их брата Святополка. Не история лишь покорности одних и жесткого захвата власти другим. Скорее, это история пути, который Богом было дано пройти тем, на кого он указал.

«…Блаженному Борису в крещении дано было имя Роман, поскольку, как на святом Романе с молодых лет почивал Святой Дух, так и на нем была благодать Божия. Диавол, видя данную ему от Бога благодать и милосердие ко всем людям и не терпя того, влез в его старшего брата, желая погубить святого. 

Святому Глебу в крещении дано было имя Давид. Так и это дитя с юных лет было отмечено благодатью Божией. Разумеете ли о том? Сказал, что его нарекли Давидом. Но почему? Как пророк Давид вышел он против иноплеменника и избавил сынов Израилевых от позора, так и этот святой Давид вышел против злодея диавола и победил его, и избавил от позора сынов русских». 

(Нестор Летописец «Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»)

Историю того, какое испытание было уготовано пройти Борису и Глебу доносят до нас жития, сказания, исторические и агиографические труды. Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Все они - сыновья киевского князя Владимира - крестителя Руси. Однако, один из братьев уже по своему рождению отличался.

Святой князь Владимир – Креститель русских. Слово святителя ...

«…Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он». 

(Иаков Черноризец «Сказание и Борисе и Глебе»)

После смерти отца Владимира, Святополк в страхе потерять власть, замышляет убийство братьев Бориса и Глеба. И вот важный момент – никто на его власть не посягает!  Братья около 987–989 гг. каждый получили от отца свой надел: Борис - Ростов, а Глеб — Муром. И правят там мирно. Более того, узнав о недобрых намерениях Святополка – никак отражать его атаки не замышляют, злых интриг не плетут и смерти ему не желают. Ибо видят в нём старшего доброго брата. И полностью ему повинуются.


«…И думал Борис: «Если я пойду в дом отца своего, то многие обратят мое сердце к мысли изгнать брата моего, как это сделал отец мой, прежде святого крещения, ради славы княжения мира сего. А это все мимолетно, тленно и ничтожнее паутины.Что приобрели братия отца моего и отец мой, где их жизнь и слава мира сего, багряница и пиры, серебро и золото, вина, мед и брашна, быстрые высокие кони, имение многое, дани и почет без числа и гордость своими боярами. Вот и Соломон все испытал, все видел, все приобрел и, рассмотрев все, сказал: «суета сует, все суета» (Екк. 1:2); помощь только от добрых дел, от правоверия и от нелицемерной любви».

Исконный ненавистник добрых людей, диавол, видя, что святой Борис возложил всю надежду на Бога, стал сильнее воздействовать на Святополка, который, подобно Каину, горел огнем братоубийства, задумав избить всех наследников отца своего и одному принять власть его».

(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)

Удивительно и невероятно нам – детям 20 столетия – читать размышления князя Бориса в самый сложный и поворотный момент его жизни.  Нам - так ищущим и не находящим справедливости всю свою жизнь. Нам – так ропщущим за каждое недоброе слово в наш адрес. Нам – за каждый промах стремящимся воздать «по заслугам» соседу, другу, брату. Нам – вечно отстаивающим свои права перед сильными мира сего, правящими, руководящими. Нам так трудно понять это великое смирение князя. Как вторит каждый шаг и движение мысли Бориса словам Евангелия. Как и у спасителя, у него был и свой Гефсиманский сад, и своя молитва «о чаше» и свое – абсолютно осознанное решение идти до конца. По воле Господа.

Борис и Глеб – биография, фото, личная жизнь, икона, храм - 24СМИ

«…Без милости было пронзено честное тело святого блаженного страстотерпца Христова Бориса.

– Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте мне помолиться Богу моему. Господи Боже милостивый, слава Тебе, ибо освободил меня от прельщений жития сего. Слава Тебе, прещедрый податель жизни, сподобивший меня страдания святых Твоих мучеников. Слава Тебе, Владыко человеколюбец, исполнивший желание сердца моего. Знаешь, Господи, знаешь, что я не противлюсь, не возражаю. Имея в своих руках всех воинов отца своего и всех его любимцев, я не помыслил ничего злого сотворить брату моему. Он же всеми силами воздвигся против меня. Если бы меня оскорблял враг, я бы перенес, если бы ненавидящий уничижил меня, я бы укрылся. Но Ты, Господи, смотри и рассуди меня с братом моим. И не поставь ему в вину греха сего, но прими с миром душу мою. Аминь».

(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)

Однако, лукавого такое смирение озлобило еще сильнее. Увидев исполнение желания своего Святополк не раскаялся. Он испугался, что о совершенном убийстве узнают остальные братья и отомстят ему. Истинно говорится, что к меньшему злу приложится большее. И сотворивший преступление единожды, не остановится. Не потому что вины своей не знает и масштаба сделанного не разумеет, наоборот – все знает и уверен, что не будет никогда ему прощения. Ведь любви Божьей уже не ведает. И творит новое зло, в разы больше первого.

«…Когда лодки поравнялись, злодеи схватили лодку князя Глеба за уключины, подтянули к себе и стали скакать в нее, имея в руках обнаженные мечи, блиставшие как вода.

- Прещедрый, премилостивый Господь, не презри слез моих, но с жалостью посмотри на сокрушение сердца моего. Смотри, Господи, и суди. Вот готова душа моя перед Тобою, Господи, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу».

(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)

Убиты братья. Достигнута цель. И что же? Где правда земная? Вот Святополк (теперь понятно, почему история «наградила» его именем «окаянный» и навеки сроднила с Каином) – перед своими владениями. Он может править и быть великим. Но каков его удел? Брат Ярослав, узнав о содеянном с его братьями Святополком, не смог оставить преступления безнаказанными. Но смерть от кинжала была бы наименьшим из того, чтобы было бы справедливо понести убийце. На него напала тяжкая болезнь, он был расслаблен и не мог долго быть на одном месте. Постоянно бросался в бега от погони. И пробежал он через ляшскую землю, гонимый гневом Божиим, и достиг пустыни между землей ляхов и чехов. Тут он лишился жизни и принял возмездие от Господа. Так в жизни земной он лишился не только княжения, но и жития. А в жизни вечной - не только Царства Небесного и пребывания с ангелами, но и был предан муке и огню. Могила его осталась. Но от нее исходит злой смрад. С того времени затихла в русской земле крамола, а Ярослав получил господство в Руси.


…Прошли века. И вот мы уже из пределов 20 столетия смотрим назад и вновь задаемся тем самым вопросом: «А могла бы быть жертва бескровной?» Самый главный ответ на это дает сама история.

Где сейчас имена тех, кто совершил великое преступление? Н. М. Карамзин, к примеру, в «Истории государства Российского» называет убийц: это Путша, Талец, Елович, Ляшко. Но ведомы они лишь летописцам, историкам, агиографам.

А где сейчас страстотерпцы Борис и Глеб? С нами, в нашей реальности, в нашей жизни! Своим подвигом и силой своей веры. Как сказал Евангелист: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» (Мф.5:14, 15). Так и этих святых Господь поставил светить миру и сиять премногими чудесами в русской стране, где много страждущих получили спасение. Слепые стали видеть, хромые получили быстроту серны, согбенные выпрямились. Сколько храмов и монастырей навечно сделали имена убиенных бессмертными:

- Борисоглебский собор в Чернигове (1123 года)

- Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем (1152 год)

- Борисоглебская церковь в Полоцке (середина XII века)

- Борисоглебская церковь в Новгороде (1167 год)

- Коложская церковь в Гродно (1180—1190 годы)

И многие-многие другие. Такого количества храмов в честь святых в средние века не было посвящено ни одному подвижнику. Своим подвигом и своей непрестанной молитвой святые мученики Борис и Глеб навечно с нами!

 

«…Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба».

(Б. Чичибабин  «Ночью черниговской с гор араратских»)


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать