460006, Россия, Оренбург,
ул. Лукиана Попова, д. 98,
+7 (3532) 560-016,
barnabas_sokolov@mail.ru

Как доехать?

Новости

06.02.2020

На Рождественских чтениях в Москве вспоминали о подвиге монахов на войне

На XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Древние монашеские традиции в условиях современности» работала секция, посвященная подвигу монашествующих на фронтах Великой Отечественной и в тылу.



Епископ Солнечногорский Алексий напомнил о вкладе Русской Православной Церкви в величайшее дело Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В годы испытаний Церковь как мать утешала и поддерживала свой народ. Монашествующие же, которые, по слову преподобного Феодора Студита, есть «нервы и опора Церкви», как наиболее сильные и утвержденные в Боге воины Христовы собственным примером показывали людям, что в любых условиях возможна жизнь с Богом и в Боге. «Первопричина войны, как и любого явления, находится в духовной сфере», – сказал епископ Алексий. От духовных факторов – намерений, целей и внутреннего состояния противоборствующих сторон – зависят и поражение, и победа. Сущностью монашества является жертвенная любовь. Бессмертный подвиг монашествующих в годы Великой Отечественной войны, проявленные иноками мужество, терпение, любовь к ближним и готовность «отдать души свои за друзей своих» и сегодня являются примером для подражания в борьбе с врагом невидимым − борьбе, целью которой во все времена была и остается победа над смертью и наследование жизни вечной.


Первым представил слушателям свой доклад «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Пафнутий (Фокин). Сквозной темой доклада стала мысль о том, что Христос и Евангелие были самым главным в жизни архимандрита Кирилла. Любви ко Христу, постоянной потребности в евангельском наставлении он, в первую очередь, учил своих чад. Вторым важным моментом выступления отца Пафнутия явились многие примеры из жизни батюшки, свидетельствующие о его кротости и смирении, благодаря которым Господь и наделил его удивительными духовными дарами. Старец всегда готов был умалить себя, прибегнуть к молитве при ответе на трудные вопросы, мягко давал совет, предоставляя человеку свободу волеизъявления, и лишь в некоторых обстоятельствах не допускал возражений.

Вспоминая о прощании с отцом Кириллом, иеромонах Пафнутий сказал, что оно стало торжеством всенародной веры и глубокой благодарной любви к старцу. Молившиеся испытали озарение необыкновенным внутренним светом, которым, как частицей своего драгоценного дара, поделился с ними батюшка. Замечательным подтверждением того, что этот свет не угасает в людях, соприкоснувшихся с отцом Кириллом, было то, как буквально всколыхнулась монашеская аудитория по окончании доклада: очень многие попросили слова и делились историями из своей жизни, связанными со старцем. Историями, без преувеличения, из разряда чудесных и благодатных, определяющих всю судьбу или просто преподающих урок великой любви, смирения и веры, воплощением которых была личность архимандрита Кирилла.


Настоятель столичного храма святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов выступил на этой конференции как автор сразу двух докладов. Первый был посвящен святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому). Протоиерей Николай сосредоточился на подвижническом служении архиепископа Луки в 1941−1945 годах, напомнил основные аспекты научной, духовной и публицистической деятельности врача и пастыря в этот период. Перед войной святитель в третий раз был арестован и по приговору Особого совещания выслан в Красноярский край. В 1941 году он отправил телеграмму правительству с просьбой прервать ссылку до окончания войны, чтобы он мог оказывать помощь раненым, используя свои уникальные методики. Осенью 1941 года профессор Войно-Ясенецкий уже был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, работая с подорванным гонениями здоровьем по 8−9 часов. Вскоре ему было поручено также управление Красноярской епархией. Знаменательны слова святого врача: «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера... Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять». Изменение отношения власти к Церкви придавало ему сил и вдохновения в пастырской деятельности. Опережая время, не учитывая того, что сильная Церковь не входила в планы государства, он предлагает меры по возрождению религиозной жизни, проекты строительства простых недорогих храмов, старается осуществить эти планы в пределах своих возможностей. Ту же деятельность продолжает и при переводе на Тамбовскую кафедру, не смущаясь резким противодействием властей и не встречая особой поддержки своих начинаний у Синода, чье политическое положение, конечно, было тогда крайне трудным. Всё это происходило наряду с блестящей научной и творческой работой в области хирургии, за которую святитель был награжден в 1946 году Сталинской премией, без промедления отданной им на благотворительные цели. Его жизнь и служение были поистине единым целым – воплощением христианского идеала жертвенной любви.


Фото 123ru.net

В своем втором сообщении «Боевой путь Святейшего Патриарха Пимена» протоиерей Николай, близко знавший Предстоятеля Церкви и много потрудившийся в 70−80-х годах прошлого столетия в должности референта Московской Патриархии, осветил основные вехи жизненного пути Святейшего. По словам отца Николая, это был человек высокой духовной культуры и глубокой веры. Чудом избежавший расстрела, будущий Патриарх более десяти лет в общей сложности провел в лагерях и ссылках, но никогда не рассказывал о том, что ему пришлось претерпеть в годы «большого террора» и гонений на Русскую Православную Церковь. В июне 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию. Дважды был контужен на фронте, а после войны снова осужден за то, что вместе со своими однополчанами побывал во вражеском окружении на оккупированной территории. Сильное впечатление произвел на участников собрания рассказ о том, как сослуживцы, зная, что среди них находится иеромонах, стали просить его помолиться о помощи, и по молитвам Божией Матери – отец Пимен носил с собой икону Царицы «Нечаянная Радость» – полк был выведен из окружения. Время открытых гонений сменили годы, когда Патриарх Московский и всея Руси, живший под пристальным наблюдением органов государственной безопасности, тем не менее проявлял неустанную заботу о церковной издательской деятельности, высылал из личных денег средства женским монастырям, восстанавливал храмы и древние обители, содействовал укреплению отношений между Православными Церквами разных стран. Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена после юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси и Поместного Собора Русской Православной Церкви, изменилось отношение к Церкви в нашей стране.

Своеобразную «тетралогию» о выдающихся деятелях Русской Православной Церкви в связи с их участием в Великой Отечественной войне завершил протоиерей Александр Чесноков с докладом на тему: «"Были крепки на войне" (Евр. 11:34). Глинские старцы на фронте». Отец Александр тоже обладает бесценной возможностью говорить «от первого лица», поскольку в свое время ему довелось духовно близко общаться со святыми старцами прославленного монастыря. В своем сообщении он рассказал об огромной патриотической деятельности Глинской пустыни, обратившись вначале к годам еще Первой мировой войны: описал и материальную, и духовную помощь, которая выразилась не только в молитвенной поддержке, но и в отправке на театр военных действий нескольких иеромонахов, иноков и 75-ти послушников (в числе которых были трое будущих старцев: Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш)), заботе о раненых и детях, оставшихся сиротами.


Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш)

Посильная помощь Глинской пустынью была явлена и в Великую Отечественную войну, хотя в это трудно поверить, зная, что только в 1942-м во вновь открытую разоренную и обнищавшую, сразу обложенную налогами пустынь вернулась постаревшая, измученная гонениями братия, тем не менее с любовью принявшая бремя пастырского окормления людей. Отец Зиновий (Мажуга) в эти годы уже находился в Тбилиси, и именно ему было пророческое видение равноапостольной Нины, молящейся о блокадном Ленинграде. Блокада была, как известно, снята в день памяти просветительницы Грузии. По завету старца и ныне в Санкт-Петербурге ширится почитание святой Нины.

Богословский смысл понятия победы раскрыл перед участниками форума игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, профессор Московской духовной академии, заведующий Академической библиотекой и руководитель Греко-латинского кабинета МДАиС. Слово «победа» (νίκη) в том значении, в котором оно употреблено в Первом Соборном Послании апостола и евангелиста Иоанна Богослова − «Победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), – используется в Священном Писании Нового Завета всего один раз и фактически приравнивается по значению к слову «вера» (πίστις), которое используется в Новом Завете 243 раза. Вера как «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) предполагает связь человека с Богом, устремление к Богу и приближение к Нему по мере очищения. Соответственно вера, как и Победа, невозможна без Его участия. Святые говорят, что единственным путем для достижения Победы во Христе является путь доброделания, аскетического подвига и самоотвержения. Никакого другого пути к Победе не существует. И хотя на этом пути есть маленькие победы, которые в конечном итоге приводят к Победе, названной святыми отцами вслед за апостолом Павлом (см.: 1 Кор. 15:28) «восстановлением (ἀποκατάστασις) всего», они отличаются от всех тех побед, которые тешат человеческое тщеславие и взращивают гордыню. В этом восстановлении нет места ничему греховному и несовершенному, но есть место для святости и тех, кто стремится к святости. И в этом смысле понятие Победы идентично понятию победы во Христе, где исключительная роль принадлежит Спасителю: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Человек получает Победу из рук Христа. Игумен Дионисий также показал, что в аскетике особый акцент делается на противоречии Победы Христовой и Победы земной. Смыслом бытия для каждого подвизающегося является Победа, которая достигается через совершенство.

По материалам monasterium.ru


Возврат к списку


Трансляции и проповеди

ПОЛЧАСА О ВЕРЕ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвергнуться себя. Игумен Варнава (Соколов). 29.10.2023
01.11.2023

Херувимская песнь (Еленинская)
12.09.2019

Фотоальбом обители

Календарь


Показать