Цитата дня

Цитаты из Библии




11.12.2017

Заклеймённые. За что пострадали репрессированные?

   В этом году наступило столетие Октябрьской революции. Она стала чертой между двумя цивилизациями, воплотила идею о социалистическом обществе и привела к созданию великого Советского Союза. Но строительство нового мира привело к миллионным жертвам. Немало репрессированных людей было и в нашей области.

 3_-_sudby_1.jpg

В общей могиле

В зауральной роще Оренбурга находится захоронение репрессированных жителей нашей области, пострадавших в 30-е годы. Здесь нет умиротворения, какое испытываешь, когда приходишь на обычное кладбище - тяжесть грузом наваливается на сердце. Редкого прохожего встречает памятник, увенчанный крестом, впереди – развёрнутая, пробитая пулями, книга, олицетворяющая Библию и Коран, что символизирует одно: молот власти и клеймо «враг народа» настигли всех. В несколько рядов между посаженными здесь берёзками стоят кресты и памятники, таблички. Некоторые таблички крепятся на берёзках, на иных просто вырезаны имена. На нас смотрят такие разные лица: старые и молодые, суровые и доброжелательные. Здесь спят отцы и сыновья, целые семьи. Упокоились тут священники и муллы, ветеринары, главы сёл, учителя, рабочие, татарские педагоги и актёры, чиновники… Здесь немало немецких фамилий (37 человек из одного только села Богомазова Люксембургского района).  Все они погибли в разное время. Сюда их свозили примерно в течение семи лет. Говорят, здесь похоронено восемь с половиной тысяч человек.

В 1928 году на апрельском пленуме ЦК ВКП (б) Сталин заявил, что «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимом элементом». Особенно пострадали крестьяне, «раскулачивали», вернее, грабили, середняков. Историк Леонид Футорянский приводит следующие данные. В области пострадало 3800 крестьянских хозяйств. 108 человек – председатели сельсоветов, совхозов, колхозов, обычные работники хозяйств – были отданы под суд. В Оренбурге было около семи тысяч человек,  лишённых каких-либо прав, прежде всего, карточек на продукты, их называли лишенцами. Это им были адресованы слова «Не кормить классового врага!». После постановления ЦИК от 1932 года, получившее в народе название «Закон о трёх колосках», в стране было осуждено 50 тыс. человек, в Оренбургском округе – 353 человека, в том числе и на расстрел. Подобная политика привела к снижению продуктивности труда в сельском хозяйстве.

Людей забирали посреди ночи. Спустя время приходило письмо – осуждён на 10 лет. Но родные не знали, что, на самом деле, скрывалось за этой формулировкой. Часто вскоре арестовывали и остальных членов семьи осужденного.

3_-_sudby_3.jpg

 Как распустили бюро

Тогда же шли борьба с вредительством и паранойный поиск врагов государства. В Оренбурге на 92 из 130 предприятий заменили директоров. Брониславу Кудишу, начальнику строительства медно-серного комбината, ранее бывшему советским послом в Турции, предъявили список обвинений, в том числе, что он якобы выстроил Медногорск в форме фашистской свастики, пишет Футорянский. В 1937 году его исключили из партии и арестовали. Через 20 лет он был реабилитирован.

На пленум Оренбургского обкома приехал секретарь ЦК ВКП (б) Андрей Жданов и распустил все бюро, объявив его членов, кроме одного человека, врагами народа. Той же участи подверглись и 28 из 55 секретарей горкома и райкома.

Пострадали наши коллеги, журналисты. Из 55 редакторов районных газет 32 репрессировали. Подверглись гонениям редакторы и сотрудники «Оренбургской коммуны», «Большевистская смена», Орского рабочего». Расстреляли писателей Валериана Правдухина, Александра Завалишина, поэта Василия Наседкина.

В 1917 году в Оренбургской области действовало 11 монастырей и более 600 храмов, пишет иеромонах Валентин (Коробов). Духовное сословие (вместе с семьями священниками) составляло несколько тысяч человек. 950 священников и монахов ожидали репрессии. В Зауральной роще установлены кресты и памятники священникам Феодору Лобкарёву, Иоанну Зайцеву, Тарасу Горлатову, Иакову Андрееву (1864 года рождения) и его сыны Николаю. 

Говорят, что именно здесь погребены монахи Николаевского монастыря в Покровке, известного своими пещерными ходами. В 1925 году вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Монастырь постепенно разрушали, а из его кирпича построили исполком, клуб и магазин. 27 монахам предложили покинуть это место, публично отречься от Бога, поступить на работу. Многие из них остались, и в 1931 году их вывезли и расстреляли в лесу под Оренбургом, предполагают, что их захоронили в Зауральной роще.

Мы не нашли табличку с именем Макарий Квиткин. Возможно, он тоже покоится здесь. Макарий Квиткин был учителем и священником, миссионером. Переехавшая из Орска в Оренбург семья снимала квартиру у одной вдовы и купила участок, где построила баню и собиралась строить дом. Но приехавший племянник хозяйки, будучи коммунистом, велел их выгнать. Так священнику Макарию с супругой и пятью детьми пришлось жить в бане. За публичный отказ от священства, ему предлагали место директора школы, но он категорически отказался. Его семье приходилось тяжело и из-за давления обычных людей. Когда он шёл в храм, в него и его детей пионеры бросали песок, а то и камни.

3_-_sudby_2.jpg

В январе 1931 года в Оренбургской области арестовали 157 человек, из них 27 монахов (видимо Покровских) и  9 священников. Среди них был Макарий Квиткин. Его об­ви­ни­ли в том, что он не со­вер­шал вен­ча­ний тех, кто офор­мил раз­вод у граж­дан­ской вла­сти и всту­пил в но­вый брак, а так­же в том, что за бо­го­слу­же­ни­я­ми он воз­но­сил имя толь­ко ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра. Отец Ма­ка­рий от­ве­тил, что вен­ча­ний не со­вер­шал, счи­тая это про­ти­во­ре­ча­щим ука­зан­но­му в Свя­щен­ном Пи­са­нии и на­ме­ре­ния разо­рвать мо­лит­вен­но-ка­но­ни­че­ские от­но­ше­ния с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Старогородским) у него не было. В марте всех аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в создании контр­ре­во­лю­ци­он­ной ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции. 36 человек приговорили к расстрелу, в том числе и Квиткина. В книге «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март» записано: «Когда 4 ап­ре­ля жена и дети при­нес­ли оче­ред­ную пе­ре­да­чу, её не при­ня­ли, ни­че­го при этом не объ­яс­нив. Лю­ди не разо­шлись, тол­пой сгру­див­шись у тю­рем­ных во­рот, - и вот, в три ча­са по­по­лу­дни всех ожи­да­ю­щих от во­рот тюрь­мы ото­гна­ли и от­ту­да вы­ве­ли груп­пу за­клю­чён­ных - трид­цать три че­ло­ве­ка: свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, и сре­ди них от­ца Ма­ка­рия. Уви­дев же­ну и де­тей, он из­да­ли по­ма­хал им ру­кой. За­клю­чён­ных до­ве­ли до зда­ния ОГПУ, а бе­гу­щим за ни­ми род­ствен­ни­кам при­ка­за­ли ид­ти до­мой, ска­зав, чтобы они при­хо­ди­ли на сле­ду­ю­щий день к де­вя­ти ча­сам утра, и то­гда им всё ска­жут. Кто ушёл, кто остал­ся ждать око­ло зда­ния. Несколь­ко со­труд­ни­ков ОГПУ, вы­ско­чив из по­ме­ще­ния охра­ны, аре­сто­ва­ли всех, кто ока­зал­ся по­бли­зо­сти и, про­ве­дя через про­ход­ную, по­са­ди­ли на эту ночь в под­вал. Сре­ди аре­сто­ван­ных бы­ли су­пру­га и дочь от­ца Ма­ка­рия. Свя­щен­ник Ма­ка­рий Квит­кин был рас­стре­лян вме­сте с дру­ги­ми при­го­во­рён­ны­ми 5 ап­ре­ля 1931 го­да в по­ло­вине пя­то­го утра. Те­ла каз­нён­ных бы­ли то­гда же тай­но вы­ве­зе­ны из зда­ния ОГПУ и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле». Отец Макарий был канонизирован церковью как новомученик. В 1989 году его реабилитировали.

Наверное, страшнее этой эпохи была только Великая Отечественная война, но в отличие от войны, здесь не внешний противник, а своё же государство уничтожало своих людей, а соседи и товарищи становились врагами друг другу. По данным Оренбургского управления КГБ в нашей области только с 1937 по 1938 год было репрессировано 12 тыс. оренбуржцев.

Фото Людмилы Максимовой

 


Автор:  Людмила Максимова
Публикация:  АиФ в Оренбуржье

Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2017. Фото Е.Кушнеровой
Праздник иконы "Достойно есть" в Верхней Платовке и крестный ход в Святые пещеры
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего
Таинство веры. О Боге легче молчать, чем говорить
«Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5,8).
В плену у страсти. Как победить зависимость?
Любовь Господня во взгляде. О старце Амвросии Оптинском
Апостол Фома. Возвестивший Слово диким народам.
Четыре благочестивых опыта с языком и зубной пастой
Как величайший колдун всех времён и народов стал святым
Откуда к нам пришёл Покров? История любимого праздника
Храм в память о любимой

Календарь


Показать