Цитата дня

Цитаты из Библии




Заклеймённые. За что пострадали репрессированные?

11.12.2017
АиФ в Оренбуржье , Людмила Максимова

   В этом году наступило столетие Октябрьской революции. Она стала чертой между двумя цивилизациями, воплотила идею о социалистическом обществе и привела к созданию великого Советского Союза. Но строительство нового мира привело к миллионным жертвам. Немало репрессированных людей было и в нашей области.

 3_-_sudby_1.jpg

В общей могиле

В зауральной роще Оренбурга находится захоронение репрессированных жителей нашей области, пострадавших в 30-е годы. Здесь нет умиротворения, какое испытываешь, когда приходишь на обычное кладбище - тяжесть грузом наваливается на сердце. Редкого прохожего встречает памятник, увенчанный крестом, впереди – развёрнутая, пробитая пулями, книга, олицетворяющая Библию и Коран, что символизирует одно: молот власти и клеймо «враг народа» настигли всех. В несколько рядов между посаженными здесь берёзками стоят кресты и памятники, таблички. Некоторые таблички крепятся на берёзках, на иных просто вырезаны имена. На нас смотрят такие разные лица: старые и молодые, суровые и доброжелательные. Здесь спят отцы и сыновья, целые семьи. Упокоились тут священники и муллы, ветеринары, главы сёл, учителя, рабочие, татарские педагоги и актёры, чиновники… Здесь немало немецких фамилий (37 человек из одного только села Богомазова Люксембургского района).  Все они погибли в разное время. Сюда их свозили примерно в течение семи лет. Говорят, здесь похоронено восемь с половиной тысяч человек.

В 1928 году на апрельском пленуме ЦК ВКП (б) Сталин заявил, что «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимом элементом». Особенно пострадали крестьяне, «раскулачивали», вернее, грабили, середняков. Историк Леонид Футорянский приводит следующие данные. В области пострадало 3800 крестьянских хозяйств. 108 человек – председатели сельсоветов, совхозов, колхозов, обычные работники хозяйств – были отданы под суд. В Оренбурге было около семи тысяч человек,  лишённых каких-либо прав, прежде всего, карточек на продукты, их называли лишенцами. Это им были адресованы слова «Не кормить классового врага!». После постановления ЦИК от 1932 года, получившее в народе название «Закон о трёх колосках», в стране было осуждено 50 тыс. человек, в Оренбургском округе – 353 человека, в том числе и на расстрел. Подобная политика привела к снижению продуктивности труда в сельском хозяйстве.

Людей забирали посреди ночи. Спустя время приходило письмо – осуждён на 10 лет. Но родные не знали, что, на самом деле, скрывалось за этой формулировкой. Часто вскоре арестовывали и остальных членов семьи осужденного.

3_-_sudby_3.jpg

 Как распустили бюро

Тогда же шли борьба с вредительством и паранойный поиск врагов государства. В Оренбурге на 92 из 130 предприятий заменили директоров. Брониславу Кудишу, начальнику строительства медно-серного комбината, ранее бывшему советским послом в Турции, предъявили список обвинений, в том числе, что он якобы выстроил Медногорск в форме фашистской свастики, пишет Футорянский. В 1937 году его исключили из партии и арестовали. Через 20 лет он был реабилитирован.

На пленум Оренбургского обкома приехал секретарь ЦК ВКП (б) Андрей Жданов и распустил все бюро, объявив его членов, кроме одного человека, врагами народа. Той же участи подверглись и 28 из 55 секретарей горкома и райкома.

Пострадали наши коллеги, журналисты. Из 55 редакторов районных газет 32 репрессировали. Подверглись гонениям редакторы и сотрудники «Оренбургской коммуны», «Большевистская смена», Орского рабочего». Расстреляли писателей Валериана Правдухина, Александра Завалишина, поэта Василия Наседкина.

В 1917 году в Оренбургской области действовало 11 монастырей и более 600 храмов, пишет иеромонах Валентин (Коробов). Духовное сословие (вместе с семьями священниками) составляло несколько тысяч человек. 950 священников и монахов ожидали репрессии. В Зауральной роще установлены кресты и памятники священникам Феодору Лобкарёву, Иоанну Зайцеву, Тарасу Горлатову, Иакову Андрееву (1864 года рождения) и его сыны Николаю. 

Говорят, что именно здесь погребены монахи Николаевского монастыря в Покровке, известного своими пещерными ходами. В 1925 году вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Монастырь постепенно разрушали, а из его кирпича построили исполком, клуб и магазин. 27 монахам предложили покинуть это место, публично отречься от Бога, поступить на работу. Многие из них остались, и в 1931 году их вывезли и расстреляли в лесу под Оренбургом, предполагают, что их захоронили в Зауральной роще.

Мы не нашли табличку с именем Макарий Квиткин. Возможно, он тоже покоится здесь. Макарий Квиткин был учителем и священником, миссионером. Переехавшая из Орска в Оренбург семья снимала квартиру у одной вдовы и купила участок, где построила баню и собиралась строить дом. Но приехавший племянник хозяйки, будучи коммунистом, велел их выгнать. Так священнику Макарию с супругой и пятью детьми пришлось жить в бане. За публичный отказ от священства, ему предлагали место директора школы, но он категорически отказался. Его семье приходилось тяжело и из-за давления обычных людей. Когда он шёл в храм, в него и его детей пионеры бросали песок, а то и камни.

3_-_sudby_2.jpg

В январе 1931 года в Оренбургской области арестовали 157 человек, из них 27 монахов (видимо Покровских) и  9 священников. Среди них был Макарий Квиткин. Его об­ви­ни­ли в том, что он не со­вер­шал вен­ча­ний тех, кто офор­мил раз­вод у граж­дан­ской вла­сти и всту­пил в но­вый брак, а так­же в том, что за бо­го­слу­же­ни­я­ми он воз­но­сил имя толь­ко ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра. Отец Ма­ка­рий от­ве­тил, что вен­ча­ний не со­вер­шал, счи­тая это про­ти­во­ре­ча­щим ука­зан­но­му в Свя­щен­ном Пи­са­нии и на­ме­ре­ния разо­рвать мо­лит­вен­но-ка­но­ни­че­ские от­но­ше­ния с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Старогородским) у него не было. В марте всех аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в создании контр­ре­во­лю­ци­он­ной ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции. 36 человек приговорили к расстрелу, в том числе и Квиткина. В книге «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март» записано: «Когда 4 ап­ре­ля жена и дети при­нес­ли оче­ред­ную пе­ре­да­чу, её не при­ня­ли, ни­че­го при этом не объ­яс­нив. Лю­ди не разо­шлись, тол­пой сгру­див­шись у тю­рем­ных во­рот, - и вот, в три ча­са по­по­лу­дни всех ожи­да­ю­щих от во­рот тюрь­мы ото­гна­ли и от­ту­да вы­ве­ли груп­пу за­клю­чён­ных - трид­цать три че­ло­ве­ка: свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, и сре­ди них от­ца Ма­ка­рия. Уви­дев же­ну и де­тей, он из­да­ли по­ма­хал им ру­кой. За­клю­чён­ных до­ве­ли до зда­ния ОГПУ, а бе­гу­щим за ни­ми род­ствен­ни­кам при­ка­за­ли ид­ти до­мой, ска­зав, чтобы они при­хо­ди­ли на сле­ду­ю­щий день к де­вя­ти ча­сам утра, и то­гда им всё ска­жут. Кто ушёл, кто остал­ся ждать око­ло зда­ния. Несколь­ко со­труд­ни­ков ОГПУ, вы­ско­чив из по­ме­ще­ния охра­ны, аре­сто­ва­ли всех, кто ока­зал­ся по­бли­зо­сти и, про­ве­дя через про­ход­ную, по­са­ди­ли на эту ночь в под­вал. Сре­ди аре­сто­ван­ных бы­ли су­пру­га и дочь от­ца Ма­ка­рия. Свя­щен­ник Ма­ка­рий Квит­кин был рас­стре­лян вме­сте с дру­ги­ми при­го­во­рён­ны­ми 5 ап­ре­ля 1931 го­да в по­ло­вине пя­то­го утра. Те­ла каз­нён­ных бы­ли то­гда же тай­но вы­ве­зе­ны из зда­ния ОГПУ и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле». Отец Макарий был канонизирован церковью как новомученик. В 1989 году его реабилитировали.

Наверное, страшнее этой эпохи была только Великая Отечественная война, но в отличие от войны, здесь не внешний противник, а своё же государство уничтожало своих людей, а соседи и товарищи становились врагами друг другу. По данным Оренбургского управления КГБ в нашей области только с 1937 по 1938 год было репрессировано 12 тыс. оренбуржцев.

Фото Людмилы Максимовой

 

Вернуться ко всем статьям
Литургия на Торжество Православия, 17.03.19. Фото В.Жидова и Л.Максимовой.
Канон Андрея Критского в п. Пугачёвский
Чтение Великого канона Андрея Критского. Фото Владимира Жидова
Чин прощения
Митрополит Элладской церкви Георгий в Димитриевском монастыре
Сретенская вечёрка. 15.05.19. Фото Людмилы Максимовой и Веры Головиной
Литургия на праздник Сретения Господня
Акция следопытов "Вифлеемский огонь - свет мира и дружбы"
Праздник Богоявления в Димитриевском монастыре. Фото Л.Максимовой и Е.Кушнеровой
Рождественская ночь
Первая литургия в Новом году. Фото А.Шимановой
Освящение Троицкого придела Димитриевского храма.Фото монастыря и пресс-службы Оренбургской епархии
Престольный праздник в Никольском женском монастыре (Святых пещерах). 19.12.18.
Всенощное бдение в день памяти свт. Николая Мирликийского.18.12.18.
День рождения оренбургских следопытов, 9.12.18. Фото С.Журавлёвой
Соборование. Как и кому приступать к этому Таинству?
О ком говорится в Каноне Андрея Критского? Четверг
О ком говорится в Каноне Андрея Критского? Среда
О ком говорится в Каноне Андрея Критского? Вторник
О ком говорится в Каноне Андрея Критского? Понедельник
А что если за скорбью, от которой я всю жизнь бегу, меня ждёт Христос?
Угреша. Обитель трёх святых
Утешительный поп
Слово о малом доброделании
Ксения
«Я был плохим человеком. Мне далось испытание, и я выбрался из него другим»
Начало искупительного пути. О празднике Крещения Господня
Время колоколен
В чём смысл жизни? Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым
Главное - не забыть, чье Рождество мы празднуем

Календарь


Показать