Цитата дня

Цитаты из Библии




Где растят богатырей? Как «спартанский» клуб воспитывает подростков

12.09.2018
Аргументы и факты в Оренбуржье , Людмила Максимова

В Новоорске вот уже около 10 лет работает военно-патриотический клуб «Русские богатыри», а летом при нем проводится детский палаточный лагерь. Для чего ребенку армейская палатка и ночное дежурство? Как в спарринге куется характер? Зачем священнику военно-патриотический клуб? Руководитель клуба военно-патриотического клуба «Русские богатыри» иеромонах Павел (Чуешков) о своей работе с детьми.


Учиться не за партой

- Отец Павел, расскажите, как родился ваш клуб?

- В нашем храме Казанской иконы Божией Матери, как и в каждом другом, есть воскресная школа. Но я заметил, что дети настолько утомлены от того, что всю неделю за партами сидят и в седьмой день их снова за них сажают и вызывают к доске, что у них возникает к этой атмосфере отвращение, а священник начинает ассоциироваться с учителем. Поэтому я задумал открыть кружок туризма и краеведения при храме. Владыка Валентин (Мищук) благословил затею.

Половина детей из воскресной школы стали заниматься в кружке. Летом я помогал протоиерею Димитрию Солонину (тогда настоятелю гайского собора) организовать военно-патриотический палаточный лагерь. После этого мы решили перевести наш кружок в военно-патриотический клуб, которые назвали «Русские богатыри». В этом году ему исполняется 10 лет.

Он основывается на православном мировоззрении, закладывающемся в воскресной школе.

А уже потом вслед за религиозной основой идут туризм, краеведение, бокс, борьба, рукопашный бой, парашютная, тактическая, строевая, огневая и медицинская подготовки. Человек состоит из духа, души и тела, по этим трём направлениям работает клуб. Такому человеку, который пройдёт эту школу, можно доверить многое.   

 

В неделю у нас проходит 10 тренировок. Когда клуб только зарождался, я сам тренировал детей рукопашному бою. До армии в Оренбурге занимался в юношеской патриотической школе десантников. Потом служил на границе в Забайкалье, где получил некий опыт. Но священник должен заниматься своим делом - сейчас у нас есть тренера. Это учителя ОБЖ, физруки, преподаватели начальных классов. С ребятами занимаются офицеры-бойцы орского ОМОНа, военные из части в Кумаке, сотрудники ФСБ, полиции, МЧС. Одно дело рассказать за партой, как тушить костёр, а другое запрыгнуть в пожарный автомобиль и дать ребёнку брандспойт, чтобы он тушил огонь.


Почему мы занялись именно единоборствами? Дело в том, что в локальных конфликтах 90 процентов личного состава гибнет, когда вступает непосредственно в бой. Это происходит из-за того, что солдаты не знают элементарных приёмов рукопашного боя. Дай Бог, чтобы полученные умения не пригодились, но они помогут человеку быть физически здоровым, создать семью здоровую духовно и телесно. 

Наши ребята на турнирах занимают призовые места по единоборствам. Сейчас из 80 учеников воскресной школы в клубе занимается 32 человека. Притом, что нет ни единой копейки финансирования, при котором можно было бы больше сделать. Очень тяжело. Но есть соработничество с местной властью, которая выделила спортзал для тренировок.

В спарринге с самим собой

- Нечасто можно встретить священника, который так плотно занимается с детьми. Как вам удаётся совмещать это с основной пастырской деятельностью?

- Я не разделяю пастырскую деятельность на храмовую и клубную. К примеру, в спарринге проявляется характер ребёнка - предположим, тщеславный, трусливый или активный. Останавливаешь спарринг и начинаешь обговаривать с ними какие-то моменты. Мы проводим аналогию: в спарринге ты борешься с противником физическим, а в сердце - с противником духовным. Современная культура (если не псевдокультура) достаточно размыта. В нынешних фильмах отсутствует чёткая граница между добром и злом. Зачастую отсутствуют положительные персонажи. Тот, кто менее злой, воспринимается как положительный герой. Мотивация поступков обоснована некими страстями. Допустим, герой спасает три человека из своей семьи, но при этом разрушает полгорода и убивает столько людей. Система ценностей рушится.

- А как появился палаточный лагерь?

- Продолжением клуба, где ребята закрепляют полученные в течение года навыки, стал палаточный лагерь. Конечно, в течение учебного года мы делаем однодневные выходы на природу, но этого недостаточно. В первом лагере было 8-12 человек, и длился он пару дней, потом пять-семь дней. Сейчас мы работаем в две смены, которые делят лагерь по возрастам. Первая смена длится 21 день и в ней участвуют школьники с 4-7 классы, а вторая смена идёт три недели, в ней участвуют ребята с 8-11 класс. В основном приезжают дети из Новоорска, Орска, Гая, Оренбурга, но и из Москвы и Питера. Детей отбираем через собеседование. Выявляем мотивацию не только родителей, которые могли за ухо привести своё чадо, но и самого ребёнка. Всё-таки наша дисциплина приближена к военной. Мы ставим ребёнка в определённые рамки при современной всеобщей избалованности. На мой взгляд, одни разговоры лишь о правах детей развращают их и доставляют проблемы и родителям, и педагогам.

Старшие воспитанники клуба становятся, говоря светским языком, вожатыми, а по-нашему - заместителями командиров взводов. Лагерь делится не на отряды, на взводы. Далеко не все дети из многодетных семей, поэтому, таким образом, у ребят появляется возможность заботиться о младших.


В лагере практически те же дисциплины, что и в клубе, которые помогут мальчику при службе в вооружённых силах, если он, не дай Бог, попадёт в какие-то локальные конфликты, поможет сохранить ему жизнь и жизнь товарищу. Даже, элементарно, оказавшись в ДТП, человек, имея медицинскую подготовку, может грамотно оказать первую доврачебную помощь. Вместе с мальчиками у нас занимаются и девочки.

Наш лагерь очень аскетичный. Дети живут в армейских палатках, на дне которых брезент, пенополиуретановые коврики (наш лагерь официально зарегистрирован, у нас соблюдаются санитарные нормы). Я даю послабления, разрешая матрасы.

- Для чего нужны такие суровые условия?

- Ребята учатся жить в коллективе, общаться, уважать чужое мнения, отсекать свои «хотелки», помыслы. Идёт некий процесс, который помогает увидеть себя настоящего. Одно дело, когда ты в игре прошёл какой-то уровень, или боевик посмотрел. А в лагере создаются определённые условия, когда дети живут командой и несут ответственность. Каждый взвод заступает на дежурство по пограничным суткам - с восьми часов вечера,  круглосуточно ходят часовые и следят за порядком и чистотой в лагере. Через два-три дня накапливается усталость и уходит романтика. Надо бы бежать на зарядку, а не охота, просыпаться ночью на дежурство - не охота. Естественно, кто-то за тебя ночью встанет и, стиснув зубы, пойдёт. Или утро, дождичек, пасмурно, и вырастает очередь к медику: живот, голова болит, мозоль, лишь бы на зарядку не бежать. И вот потом мы отматываем плёночку и разбираем в беседе эти ситуации. Когда ребёнок поймёт, что слукавил, обманул, спрашиваю: «Хорошо тебе от этого?», говорит, что нет, «Пойдёшь исповедоваться?», «Пойду…». 

Привожу им примеры из своей жизни. Юношами мы бегали тренировку при минусовой температуре в футболках. Бабуськи охают, ахают,  девчонки поцелуи воздушные посылают, а тщеславие растёт. Страсть тщеславия тоже может давать силу. А в жизни надо выполнять обязанности, не только когда на тебя смотрят и хвалят. 

В лагере есть замечательная возможность увидеть, как в тебе действуют страсти: гордость, тщеславие, зависть, осуждение, лень. Для того, чтобы помочь ребёнку преодолевать их, помимо туристических и военно-прикладных нагрузок проводятся духовные беседы со священником, просматриваются художественные и документальные фильмы, слушаются песни военных лет, изучаются жития русских воинов - Александра Невского, Дмитрия Донского, Феодора Ушакова и дальше Александра Суворова, Павла Нахимова – как примеры для подражания, в фильмах показываются примеры из героики военнослужащих спецподразделений, участвовавших в локальных конфликтах, рассказывается о героях Великой Отечественной Войны. Для того, чтобы духовно укрепить ребёнка, читаются утренние и вечерние молитвы. К нам часто приезжает служить литургию епископ Орский и Гайский Ириней. Его здесь любят и ждут. К нему может подойти любой ребёнок и взрослый и поговорить на разные темы.


Когда к нам приезжают родители, мы проводим вместе с ними весёлые старты, играем в волейбол и футбол. Нам важно общаться с родителями, чтобы то, что говорили они, Церковь и общество (на уровне школы) шло в унисон, чтобы мы не были, как лебедь, рак и щука. У мам и пап есть возможность побыть с детьми, ведь сегодня самая большоая проблема вытянуть их из виртуального мира (кстати, мы в договоре указываем, чтобы в лагере не было никаких телефонов и планшетов). Но если мы это у них отнимаем, то и должны давать взамен не менее интересное. Поэтому стараемся сделать максимальное количество мероприятий, чтобы как в семь утра ребёнок встал и до самого вечера был занят, чтобы убрать праздность и помочь ему реально увидеть, какой он есть на самом деле и помочь справиться с недостатками, которые выявятся в течение лагеря. После лагеря мы не говорим «до свидания». Большая часть детей после него записывается в воскресную школу и военно-патриотический клуб.

На страже добра и зла

- Как дети меняются после смены?

- Есть некие предполагаемые качественные результаты. Сейчас идёт период сеяния, а когда это взрастёт, не известно. Это же не как в анекдоте: сегодня посеяли картошку, а завтра пошли уже её копать. Очень много детей, которые закончили наш патриотический клуб, поступили в высшие военные учебные заведения. Один даже сейчас в спецназе ГРУ служит, Сирию прошёл, многие другие горячие точки. Главное, чтобы наш воспитанник стал не просто военным, или священником, а хорошим добропорядочным человеком, христианином, и те навыки, которые бы он приобрёл в клубе, или в лагере, смог передать своим товарищам и в будущем детям.

- Почему клуб называется «Русские богатыри?»

- «Богатырь» переводится как «богоносец». Богоносец - это тот человек, который несёт Бога в сердце, а для этого оно должно быть очищено от пороков и грехов. Наша цель, чтобы ребята стали такими вот богоносцами. Богатыри защищали пределы Руси, и важно, чтобы воспитанники стояли на страже границы, которая проходит в их сердцах между добром и злом.

Встреча руководителей молодежного движения Димитриевского монастыря с о.Павлом Чуешковым

 

Вернуться ко всем статьям
День рождения оренбургских следопытов, 9.12.18. Фото С.Журавлёвой
VI Православная игра-викторина "Что? Где? Когда?". 27.11.2018.
Престольный праздник. Божественная литургия, 8.11.18. Фото Л.Максимовой и И.Фоменко
Престольный праздник. Всенощное бдение, 7.11.18.
Праздник Казанской иконы Божией Матери. 4.09.2018. Фото Е.Кушнеровой
Дмитриевская родительская суббота, 3.11.2018, Фото Е.Кушнеровой
Освящение "пуховой" иконы Покрова Богородицы, 14.10.18. Фото Анастасии Абрамовой
Всенощное бдение и литургия на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Литургия в Никольском соборе и крестный ход на Рождество Богородицы. Фото Л.Максимовой
Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин
Памяти преподобного Пимена Угрешского. Фото Л.Максимовой
Праздник Успения Пресвятой Богородицы (Всенощное бдение и литургия). Фото Е.Кушнеровой. 27-28.08.2018
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В традициях Древней Руси. Купание в освящённой воде в Илеке в День1030-летия крещения Руси (28 июля). Фото М.Павлычевой
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Фото Л.Максимовой
Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного
Четыре слова о молитве
Притча «Молчание — золото?»
Позволить другим быть святыми. Проповедь в праздник Входа Божией Матери во храм
«Теперь я сражаюсь с силами зла». Как военный стал священником
Как не впасть в заблуждение
«Принести в дар наше чистое сердце»
«Как мне стерпеть, когда ближний обижает меня?» О злобе
Откуда приходит победа
Патриарх Кирилл: что такое живая вера?
О добром начальнике детского военного корпуса и иконе святых Косьмы и Дамиана
Крест игуменьи Серафимы
Старый диакон
О, Владычице мира, буди ходатайница! Слово на праздник Казанской иконы
Не огорчайся на ближнего

Календарь


Показать